На пути к диастеру?: кадр из фильма «Лайттер», который выйдет 17 июня. Фото: Disney/Pixar
Суббота, 7 мая, в Орландо была жаркой. , Флорида — 90 градусов, на небе ни облачка — и толпы в Диснейуорлд были немного больше, чем обычно. Карантин создал неудовлетворенный спрос, и семьи стремились преодолеть неизбежный ажиотаж, когда в конце месяца открылся новый аттракцион «Стражи Галактики».
Первые протестующие, появившиеся у входа в тематический парк Hotel Plaza Boulevard, были одеты в регалии «Сделаем Америку снова великой» и размахивали антибайденовскими флагами. Некоторые продавали товары Дональда Трампа. Во второй половине дня прибыла еще одна группа — мужчины в противогазах или масках-черепах, некоторые в спортивной военной форме и размахивали флагами со свастикой.
В сети можно увидеть кадры, на которых один из организаторов протеста спрашивает неонацистов, они будут мирными, добавив «так что, пока все круто, мужик, с тобой все в порядке». Флаги со свастикой смешались со знаками MAGA, и нацисты начали орать в мегафоны: «Добро пожаловать в мир Paedo!»
Если вы хотите найти эпицентр культурных войн, он здесь. Перед вывеской, провозглашающей Мир Уолта Диснея «самым волшебным местом на Земле», нацисты обвиняют Disney в том, что он ухаживает за детьми, в то время как республиканский губернатор Флориды Рон ДеСантис, несмотря на то, что в прошлом году получил 50 000 долларов (40 000 фунтов стерлингов) в виде личных пожертвований от компании, теперь ведет открытую войну с крупнейшим работодателем в своем штате за то, что он «пробудившаяся корпорация».
Избиение Диснея когда-то было левым видом спорта. Ворчащие либералы обвинили Мышиный Дом в распространении послевоенного мифа о нуклеарной семье и продаже идеализированной Америки как глобального культурного империализма. Французские фермеры перекрыли дороги, железнодорожники объявили забастовку, а анархисты сбросили бомбы, чтобы сорвать открытие Euro Disney в 1992 году. больше в своих невообразимо обширных активах — имеет долгую историю пожертвований консервативным политикам и избегания политических заявлений, которые делала Starbucks, когда она поддерживала равенство браков, или Nike, когда она поддерживала Black Lives Matter.
РЕБЯТА! 🌊💙 #WTAF 💙🌊 сегодня акция «Против груминга». Disney World? «Консерваторы», где все дети?? 🤬Это просто безумие. Что происходит Америка?? Покажи мне, где мышь тебя обидела ..FFS!! pic.twitter.com/IEwAPaj2Nl
— 🌊 Даки 🌊 🇺🇸🤟🏻🇺🇦 (@LilSqueakyDuck) 9 мая 2022 г.
Однако с 1990-х годов Дисней все больше раздражал правых в США. Религиозные лидеры подвергли критике распространение льгот на здоровье для партнеров ЛГБТК-сотрудников Disney и неофициальные празднования «Дня геев» в тематических парках Disney. Роберт А. Айгер, исполнительный директор с 2005 по 2020 год, подтолкнул компанию к разнообразному кастингу и повествованию, добавив первую черную принцессу на рождественские парады в тематических парках, поддержав фильм Marvel «Черная пантера», переориентировав «Звездные войны» на женских персонажей и представив гей-поцелуи в фильмах. включая «Вечных» и спин-офф «Истории игрушек», выпущенный этим летом, «Лайтер».
Он также основал команду под названием Stories Matter для проверки архивов Disney на наличие контента, который включал «негативные изображения или жестокое обращение с людьми или культурами». Среди выявленных оскорбительных фильмов были «Дамбо» с его воронами из шоу менестрелей и «Песня о разбойниках», в которой чернокожие рабочие поют о том, что они счастливы быть рабами, пока они почти не умрут; Питер Пэн за «Уна-Мунха-Гунда, Уна-Мунха-Гунда», текст песни «Что сделало красного человека красным»; и Леди и Бродяга для сиамских кошек Си и Ам, которые говорят на пиджин-английском языке, воруют вещи и громят дом. Теперь при показе этих фильмов на Disney+ публикуются консультативные предупреждения.
Классические ранние симптомы того, что Илон Маск назвал бы «вирусом проснувшегося разума»? Это не так: по словам инсайдеров индустрии, активность Диснея на низком уровне носит чисто прагматический характер, просто следуя общественным настроениям. В 2011 году поддержка однополых браков в США достигла волшебных 50 процентов, и даже консервативные корпорации начали высказываться в ее пользу. «Айгер управлял [этим социальным сдвигом] с помощью ловкого политического ума», — говорит один отраслевой аналитик из Лос-Анджелеса. Но после избрания Трампа в 2016 году атмосфера внутри Disney стала еще более напряженной. «Со времен Трампа среди некоторых креативщиков наблюдается все более воинственный настрой, акцент на некоторых, а социальные сети усугубляют ситуацию».
Айгер уже ушел с поста руля, когда 28 марта этого года губернатор ДеСантис, готовившийся баллотироваться в президенты, подписал противоречивый закон под названием «Не говори «гей», запрещающий школы в Солнечном штате. от обучения учеников младше третьего класса (в возрасте 8–9 лет) вопросам сексуальной ориентации и гендерным вопросам, угрожая учителям судебными исками, если они не будут соблюдать требования.
Борьба с империей зла: Lightyear — последний вклад Pixar в обширный список развлечений Disney. Фото: Pixar
Сменивший Айгера на посту генерального директора Disney более консервативный, но менее дипломатичный Боб Чапек промолчал по законопроекту, что спровоцировало мятеж в более авангардной дочерней компании Disney — Pixar. Произошла забастовка персонала и гневное заявление, в котором утверждалось, что «почти каждый момент откровенной гомосексуальной привязанности [в фильмах Pixar] был вырезан по указанию Диснея».
Чапек тут же резко повернул в другую сторону, пообещав 5 миллионов долларов организациям, защищающим права ЛГБТК, и объявив о «цели Disney… отменить» спорный закон. В ответ ДеСантис, играя в пинг-понг культурного возмущения, лишил Disney контроля над районом, которым компания управляла почти автономно в течение полувека, заявив, что «во Флориде наша политика [должна] основываться на наилучших интересах Граждане Флориды, а не размышления о разбуженных корпорациях».
Этот район, который называют «Ватиканом с мышиными ушами», был включен в мае 1966 года для реализации одного из самых странных примеров грандиозных амбиций Уолта Диснея. Уолт хотел создать идеальное сообщество под названием «Прогресс-Сити», демонстрирующее новые концепции городской жизни, поэтому просил права фактически отделиться от закона штата Флорида о планировании, строительных нормах и так далее. После его смерти в декабре 1966 года корпоративный энтузиазм в отношении Прогресс-Сити угас, и в 1971 году город стал Миром Уолта Диснея.
Сегодня он находится в особой налоговой зоне, которая охватывает 100 квадратных километров в округах Ориндж и Оцеола и включает в себя два небольших города, где Дисней управляет пожарной командой, машинами скорой помощи и неотложной медицинской помощи, канализацией, электричеством, дорогами и так далее. За все это он платит собственными муниципальными облигациями, которые дают налоговые льготы.
Последствия отмены законодательства неясны. Явного победителя нет. Disney потеряет огромные налоговые льготы во Флориде, но ДеСантис также получил огромные пожертвования от корпорации, которые иссякнут. Тем временем мэр округа Ориндж предупредил, что расходы на управление службами экстренной помощи Disney будут «катастрофическими».
«Причина, по которой ДеСантис настаивает на этом, заключается в том, что он хочет баллотироваться в президенты в 2024 году, и он превосходит Трампа в использовании государственной власти в качестве инструмента в культурной войне», — сказал мне один из инсайдеров студии. (То, что голливудские источники будут говорить только анонимно, свидетельствует о токсичности дебатов.) «Дисней мало что может сделать. Они не могут сдвинуть парк размером с Сан-Франциско, поэтому застряли».
Глядя вниз с небес Диснея, Уолт был бы потрясен «корпорацией проснувшихся», которая носит его имя. Он был ярым сторонником республиканцев и ярым антикоммунистом, с энтузиазмом давал показания перед Комитетом Палаты представителей по антиамериканской деятельности (HUAC) и сообщал ФБР о предполагаемых аниматорах-коммунистах.
Для фирмы 21-го века он становится все более неловким воспоминанием: член антисемитского Союза кинематографистов за сохранение американских идеалов, он взял кинематографическую протеже Гитлера, Лени Рифеншталь, на экскурсию по своим студиям всего через месяц после Хрустальной ночи.
Король замка: Уолт Дисней с внуком в оригинальном Диснейленде в Калифорнии, 1955 г. Авторы и права: Джин Лестер
Но Уолт Дисней был и более сложным персонажем. Он нанял больше актеров-евреев, чем большинство голливудских студий того времени, и он щедро жертвовал на еврейские благотворительные организации, в том числе на колледж иешивы и еврейский дом престарелых. Он снял кучу антинацистских фильмов во время Второй мировой войны, которых свастика, колеблющаяся за воротами Диснейуорлда, вероятно, не видела. Он был таким же ярым демократом до 1940 года, как и республиканцем впоследствии.
Непосредственно перед тем, как дать показания в HUAC в 1947 году, он специально нанял члена Коммунистической партии Мориса Рапфа, чтобы тот переписал сценарий «Песни Юга». адаптировано из Дяди Ремуса, сборника афроамериканских народных сказок на диалекте плантаций о Братце Кролике, в котором Рапф говорит: «Я хочу, чтобы вы поработали над этим, потому что я знаю, что вы не думаете, что я должен снимать фильм, и вы радикал».
Иногда он звучит как старомодный либерал, защитник дебатов: «Наше наследие и идеалы, наш кодекс и стандарты — вещи, которыми мы живем и которым учим наших детей, — сохраняются или уменьшаются в зависимости от того, насколько свободно мы обмениваемся идеями и чувствами». он однажды сказал. Но на практике, конечно, его бизнес был привержен средним консервативным ценностям: здоровому, невинному веселью с детьми. «Главное — это семья. Если вы сможете сохранить семью — а это основа всего нашего бизнеса по обслуживанию семей — это то, что мы надеемся сделать», — сказал он. «Я не снимаю фильмы в первую очередь для детей. Я делаю их для ребенка в каждом из нас, будь нам шесть или шестьдесят».
Чтобы сохранить как можно более широкую привлекательность, диснеевские фильмы и тематические парки ревностно придерживались политики избегания всех политических и культурных ловушек. До 1990-х годов самой большой культурной бестактностью компании было сгонять леммингов со скалы, чтобы подделать мифическую легенду о самоубийстве в документальном фильме 1958 года «Белая пустыня».
Те дни давно прошли — и левые, и правые что-то находили. возмущаться примерно раз в два года. На каждую Киру Найтли, запрещающую своей дочери смотреть «Золушку», потому что она учит «ждать, пока богатый парень спасет тебя», приходится судья Фил Джинн, президент Южной евангелической семинарии в Северной Каролине, который говорит Fox News, что «они решили участвовать в разрушение детства тех, кого они стремятся развлечь».
Последней по-настоящему прибыльной рисованной анимацией Диснея был «Король Лев» 1994 года; после этого поток убыточных фильмов, предназначенных непосредственно для видео, постепенно, но навсегда перешел к либеральным рассказчикам из Pixar (которую проигравший Disney купил в 2006 году). Диснею оставалось тихо стирать и перезаписывать почти весь свой анимационный бэк-каталог.
На данный момент выпущено 18 римейков классики, от Золушки до Короля Льва, Аладдина, Леди и Бродяги, Красавицы и Чудовища и Книги Джунглей, и запланировано еще 17, включая Русалочку этого года, а также Бэмби. и Белоснежка и семь гномов. Стратегия почти никого не удовлетворяет. Слишком много изменений, говорят правые. Недостаточно, говорят левые.
Если и был год, когда Disney сбился с пути, то это был 1994 год, когда компания символически отказалась от своего донкихотского тематического парка Disney’s America.
Тайно купив землю в течение почти десяти лет вокруг Хеймаркета, штат Вирджиния, Дисней объявил о своих планах в 1993 году построить парк с двумя «территориями» времен Гражданской войны, две из которых представляют небольшие городки Америки, одна для коренных американцев, одна в честь фабрики, одна для семейная ферма, а также зоны, посвященные иммиграции, президентам, бейсболу, братьям Райт и Маппетам.
Для гостей, собравшихся на презентацию, это звучало как настоящий парк с белым забором — Дисней, жеманный, наименее проснувшийся в мире. Это не так, по словам архитектора проекта Боба Вайса. «Это не взгляд Поллианны на Америку», — сказал он журналистам, политикам и местным жителям. «Мы хотим сделать вас солдатом Гражданской войны. Мы хотим, чтобы вы почувствовали, каково это быть рабом или каково это бежать по подземной железной дороге».
«В течение нескольких дней критики ухватились за это заявление как за верх самонадеянности», — написал в своих мемуарах бывший босс Disney Майкл Эйснер. «Хотел бы я, чтобы Боб сформулировал свой ответ более удачно, но мысль показалась мне разумной. У нас не было намерения пытаться воспроизвести опыт рабства для кого-либо. Но мы стремились оживить историю, рассказывая эмоционально убедительные истории в драматической форме. Почему-то нам так и не удалось передать это различие. Чем больше мы старались, тем больше наступали себе на ноги».
Компания впала в неглубокую гражданскую войну с Роем Э. Диснеем, племянником Уолта и единственным кровным родственником в совете директоров. , нападая на Эйснера и блокируя его назначения, пока в 2005 году Эйснер не был вытеснен.
Вот Боб Айгер, который нацелился на покупку в период с 2005 по 2020 год Pixar, Marvel, Star Wars и 21st Century Fox, а также на запуск глобального потокового сервиса Disney+. Из этой чрезвычайно успешной игры возникло то, что мы могли бы назвать Новым Диснеем, который зарабатывает гораздо больше на различных эпопеях о супергероях и космических операх с участием женщин, чем на видении Америки с белым частоколом.
Идите ко мне: республиканский губернатор Флориды Рон ДеСантис бросил вызов Disney, крупнейшему работодателю в своем штате. Фото: Джо Бербанк
Это бесит тех, кто не хочет, чтобы Дисней забыл, откуда он взялся — милый мышонок на покосившемся пароходе. 10 мая Джош Хоули, младший сенатор от штата Миссури, предложил закон, который задним числом выведет оригинальный дизайн Микки Мауса из-под авторского права и сделает его общественным достоянием. Тот факт, что Дисней является его целью, недвусмыслен: «Благодаря специальной защите авторских прав Конгресса, — сказал Хоули, — такие корпорации, как Disney, заработали миллиарды, все больше потворствуя проснувшимся активистам».
Удивительным откровением здесь является количество политического капитала, который, как считается, приносят победы в культурных войнах — сверх обычных политических целей республиканцев по созданию рабочих мест и стимулированию роста. По словам аналитика Тома Харрингтона, законопроект Хоули является «довольно рискованным шагом республиканцев, учитывая количество людей, в которых работает Walt Disney World, и объем доходов, которые он приносит государству. Борьба с главным двигателем экономики Флориды может закончиться провалом». И для Disney эта атака гораздо более «важна для здоровья бизнеса», чем «шумная и вызывающая разногласия» культурная война во Флориде, как сказал мне один инвестор.
Итак, Дисней движется к катастрофе? Как ни странно, нет. Несмотря на нацистов у ворот и республиканцев, выстроившихся в очередь, чтобы совершить набег на казну, бизнес процветает. Шесть месяцев назад Netflix была самой дорогой развлекательной компанией в мире; теперь, по состоянию на май 2022 года, рыночная капитализация Disney примерно в два раза выше, чем у Netflix, после агрессивной кампании, направленной на то, чтобы превзойти Netflix. Netflix потратил 1 миллиард долларов на покупку старого контента Marvel по лицензионным сделкам с Netflix, в результате чего было привлечено восемь миллионов подписчиков в только за последние три месяца, и его доходы совпали с ожиданиями Уолл-стрит, несмотря на то, что они пострадали от ухода из России.
И корпорация, похоже, активно насмехается над ДеСантисом. Ранее в этом месяце компания запустила свою коллекцию товаров Pride Collection, включающую все, от Микки Мауса и Pixar до радужных рюкзаков, значков и футболок из «Звездных войн» и Marvel, в преддверии Месяца гордости, когда парки Диснея по всему миру будут «отмечать радость и любовь». сообщества ЛГБТК+». В прошлом месяце внучатый племянник Уолта Рой сообщил, что его сын Чарли был трансгендером, и поддержал позицию компании против ДеСантиса.
Может ли Disney позволить себе оттолкнуть свою традиционную консервативную базу? Уолт Дисней однажды заявил: «Мы не пытаемся развлекать критиков. Я рискну с публикой». Но эта публика меняется. «Некоторые консерваторы могут отменить [свою подписку на Disney+]», — говорит мне аналитик студии, — «но Disney работает лучше, чем почти все, с более молодой аудиторией — до 34 и до 18 лет. Это самая прогеевская демографическая группа в США».
Компания возлагает надежды на успех ориентированного на молодежь Disney+, дома, который Микки Маус теперь делит с Капитаном Марвелом, Баззом Лайтером, Люком Скайуокером. и друзья могут впервые в своей истории обойтись без Америки, с которой она когда-то была синонимом.
Lightyear в кинотеатрах 17 июня
Свежие комментарии