Человек с золотым пистолетом: казалось, Кристоферу Ли суждено было сыграть эту злодейскую роль. Фото: Corbis Historical
«Ну, ну, мистер Бонд… вы получаете от убийства не меньше удовольствия, чем я». Как идут реплики злодеев — в данном случае Скараманга сэра Кристофера Ли — это сплошное золото, 24-каратное злодейство Бонда. Этот момент наступает в «Человеке с золотым пистолетом», когда Скараманга обедает с агентом 007 Роджера Мура в его экзотическом островном тайном логове. Это прелюдия к битве насмерть. Пока они обмениваются заметками о винтажном плоне, который обслуживает прихвостень ростом 3 фута 11 дюймов Ник Нак (Эрве Вильшеаз), но к полудню они будут сражаться на дуэли: Вальтер ППК Бонда против золотого пистолета Скараманги.
< р>Стив Куган и Роб Брайдон скопировали сцену из «Поездки» — выдавая себя за Бонда (на конкурсной основе) за ланчем, — подтвердив свой статус первоклассного подшучивания над Бондом. Но фильм «Человек с золотым пистолетом», который был выпущен в 1974 году и ненадолго вернется в кинотеатры в эту пятницу, по-прежнему имеет плохие оценки.
Агенту 007 потребовалось немного блеска из-за неутешительных кассовых сборов и менее чем блестящих результатов. рецензии («Бонд теряет золотое прикосновение», — жаловался один из заголовков на второе выступление Мура). Даже сейчас популярный фан-сайт о Джеймсе Бонде MI6 HQ оценивает фильм всего в 3/10 звезд. «Все или ничего», праздничный документальный фильм о Бонде 2012 года, был нацелен на неровный тон фильма, причиной которого стали закулисные разногласия между продюсерами Кабби Брокколи и Гарри Зальцманом.
«Наступили трудные времена, — говорит Мэтью Филд, соавтор книги Some Kind of Hero, исчерпывающей истории фильмов о Бонде. «Но я думаю, что «Человек с золотым пистолетом» — самый недооцененный фильм о Бонде… в нем есть все элементы, которые вы хотите от фильма о Бонде. У него невероятно экзотическое место, загадочный злодей, интересный прихвостень и головокружительный трюк — прыжок с помощью штопора».
Лучше всего сам Скараманга — сэр Кристофер Ли, который, несмотря на популярность фильма, остается самым прекрасным и величественным злодеем Бонда из всех.
Если противники Бонда, как правило, играют две роли — темные зеркальные отражения самого Бонда или помешанные на власти мании величия, то Скараманга — и то, и другое: он равен Бонду в изощренности, навыках стрельбы и физической доблести («Нам, мистер Бонд», — говорит он, поднимая стакан «Мы лучшие»); но также и сумасшедший с лазером на солнечной энергии. Скараманга планирует захватить энергетический рынок с помощью солнечных технологий или заставить нефтяную промышленность выкупиться. Действительно, в нынешнем энергетическом кризисе и кризисе стоимости жизни Скараманга вел бы светскую жизнь со своей монополией на солнечную энергию.
Бонд не встречал такого физического поединка, как Скараманга, с тех пор, как дрался с Рэдом Грантом (Роберт Шоу) в «Из России с любовью» — его кулачные бои с Коннери до сих пор являются эталоном. «После этого у Бонда появились потрясающие и знаковые злодеи — Ларго, Блофельд, мистер Биг, — говорит Мэтью Филд. «Они были злодеями, страдающими манией величия, которые скрывались на больших базах с грандиозными планами. Но вы знаете, что в драке, когда дело дошло до дела, Джеймс Бонд должен был победить. Кристофер Ли в роли Скараманги представлял реальную физическую угрозу для агента 007. Он был одновременно спортивным и угрожающим».
Как говорит Филд, Кристоферу Ли почти суждено было сыграть злодея Бонда. Лучше всего его помнят как Дракулу или Сарумана из «Властелина колец» (в зависимости от вашего возраста). Ли был сводным двоюродным братом и приятелем по гольфу создателя Бонда Яна Флеминга. Как вспоминал Ли в своей автобиографии, Флеминг предложил ему роль доктора Но в самом первом фильме о Бонде. Однако вместо этого продюсеры выбрали Джозефа Уайзмана. «И он оказался классной слизью», — написал Ли.
Ли задался вопросом, были ли стальные протезы рук доктора Но — механические клещи в книге — вдохновлены «Руками Орлака», фильмом ужасов о пересадке руки, в котором Ли снялся в главной роли. А доктор Но, заметил он, был «зловещим восточным человеком, каким я был достаточно часто», ссылаясь на свои фильмы о Фу Манчу. То, как Ли сказал это — возможно, приукрашивая свою роль в истории Бонда — могло вдохновить весь архетип злодея Бонда. Даже поле для гольфа, на котором Флеминг и Ли играли вместе — «Роял Сент-Джордж» в Сэндвиче, Кент, — вдохновило на первый матч между Бондом и Голдфингером, основу ключевого образа Бонда против злодея: спортивное соревнование «мано-а-мано».
Игра в гольф Яна Флеминга и Кристофера Ли вдохновила Голдфингера на одну из самых известных сцен. Фото: Alamy
Действительно, Бонд соревновался со злодеями в различных играх: охоте на фазана (Moonraker); скачки («Вид на убийство»); фехтование («Умри, но не сейчас»); карты (Казино Рояль); и стрельба по мишеням (Skyfall). «Человек с золотым пистолетом» завершается непревзойденной мачо-игрой — дуэлью в стиле «пистолеты на рассвете» вокруг собственного дома смеха Скараманги. Проигрывает тот, кто умрет первым.
Опубликованный посмертно в 1965 году — менее чем через год после смерти Флеминга — «Человек с золотым пистолетом» стал последним романом о Джеймсе Бонде. Это широко считается меньшей записью. (Даже режиссер Гай Гамильтон признал, что они «соскребали ствол».)
Злодей этой истории, Франсиско «Пистолеты» Скараманга, был назван в честь школьного друга Флеминга. Или, возможно, школьный враг — Флеминг, очевидно, сражался с настоящим Скарамангой в Итоне. Быть названным в честь школьного приятеля на самом деле хорошая родословная для злодея Бонда: его заклятый враг, Эрнст Ставро Блофельд, также был назван в честь другого школьного приятеля Флеминга — отца комментатора крикета Генри Блофельда.
«Человек с золотым пистолетом» был запущен в производство второпях — менее чем через год после выхода первого фильма Мура о Бонде «Живи и дай умереть». Джеку Палансу предложили роль Скараманги, но он отказался. Затем за обедом Гай Гамильтон предложил роль Кристоферу Ли. Книжная версия Скараманги, по словам Ли, была «большим человеком-быком» и «на самом деле просто головорезом». Но Ли наслаждался киноверсией — лучше всего прописанный злодей со времен Голдфингера, вспоминал Ли в своей автобиографии.
В фильме, снятом между Таиландом, Макао и Гонконгом, Бонд выполняет миссию по убийству Скараманги, величайший и самый загадочный убийца в мире. Получая 1 миллион фунтов стерлингов за попадание, Скарамангу узнают только по третьему соску («Очаровательный анатомический лакомый кусочек», — говорит Бонд) и быстро собираемому золотому пистолету (из которого выкручиваются ручка, запонки, портсигар и зажигалка).
За кадром: Роджер Мур, Бритт Экланд, режиссер Гай Гамильтон, Альберт Кабби Брокколи и Кристофер Ли. Авторы и права: Алами
В ролях Роджер Мур и Кристофер Ли были Мод Адамс в роли Андреа Андерс, любовницы Скараманги, подвергшейся насилию; Эрве Вильшез в роли миниатюрного кровожадного дворецкого Ника Нака, представленного как противоположность Одджобу, бросающему шляпу в исполнении Голдфингера; и Бритт Экланд в роли Мэри Гуднайт, самого бесполезного агента в истории холодной войны.
С сексизмом Бонда на уровне, вызывающем удивление, слабоумный «Спокойной ночи» подвергается худшему из капризной снисходительности Роджера. В какой-то момент ее выгнали из постели и заперли в шкафу, чтобы Бонд мог вместо этого добиться своего с Андреа Мод Адамс. «Прости меня, дорогая», — говорит Бонд, утешая брошенную, сварливую Гуднайт. «Твоя очередь придет, обещаю».
«Человек с золотым пистолетом» был значительным фильмом — последним, который продюсировали Альберт «Кабби» Брокколи и Гарри Зальцман, чьи отношения разошлись. Самым забавным вкладом Зальцмана было то, что он настоял на том, чтобы в фильме была давка слона, для чего он заказал 200 слоновьих башмаков (сцена так и не состоялась). Вскоре у Зальцмана был неприятный финансовый развод с Бондом.
Как подробно описано в документальном фильме «Все или ничего», в «Человеке с золотым пистолетом» есть что-то странное несинхронизированное (было ли это ошибкой Брокколи и Зальцмана или нет). В одной из сцен Бонд шлепает Андреа, что совсем не похоже на выходку Роджера (покровительственное отношение к сексизму — да; насилие мужчины над женщиной — нет). «Они пытались сделать его похожим на Шона [Коннери]», — сказала Мод Адамс об этой сцене. «На мой взгляд, это вообще не сработало».
Не в порядке вещей: Бонд шлепает Андреа
Однако персонаж Адамса бросает мрачную тень на фильм. Задержанная Скарамангой только для того, чтобы заняться сексом перед его следующим убийством — просто чтобы заставить его кровь качать — она предлагает себя Бонду, чтобы он убил Скарамангу и освободил ее от его жестокого обращения. Затем Скараманга застреливает ее за предательство. В более позднюю, более темную эпоху это могло быть точкой глубокого самоанализа для Бонда — изрядное чувство вины висело у него на шее. Здесь и герой, и злодей просто соревнуются в том, кто лучший. «Забудьте о девушке, — говорит Скараманга, — ее можно заменить».
Много глупостей в стиле Роджа: летающая машина Скараманги (на основе реальной машины с крыльями); несколько отборных острот («Говори сейчас, — говорит Бонд, указывая пистолетом на промежность какого-нибудь парня, — или навсегда держи свою часть»); и возвращение комедийного раздражителя Дж. В. Пеппера (Клифтон Джеймс), шерифа Луизианы, которого необъяснимым образом вернули из фильма «Живи и дай умереть».
Самым нелепым является звуковой эффект слайд-свистка, использованный во время фирменного трюка фильма — прыжок штопора AMC Hornet через реку Мэй Клонг. Слайд-свисток больше подходит для спадающих штанов Кеннета Уильямса в фильме Carry On. Что бы ни думал легендарный композитор Бонда Джон Барри, это останется одной из величайших загадок Бонда, например, почему злодеи чувствуют себя обязанными объяснять свои грандиозные планы вместо того, чтобы просто выстрелить агенту 007 в голову — ошибка, которую повторяет Скараманга.
Трюк, выполненный Лорен «Бампс» Уиллард, был разработан компьютером, который имитировал автомобильные аварии. Чтобы выполнить прыжок, машина должна была быть идеально взвешенной, с рулевым колесом посередине, поэтому ее разрезали пополам и изменили конфигурацию. Это было очень опасно. Если бы прыжок не удался, Уиллард — фактически лежа на животе с педалями позади него — нырнул бы в реку, будучи пристегнутым. Это было сделано за один дубль. «Это может быть испорчено звуковым эффектом слайд-свистка, но этот трюк с AMC Hornet просто потрясающий», — говорит Мэтью Филд. «Это был первый случай, когда компьютеры использовались для программирования трюков. Посмотрите на это сейчас, и вы можете подумать, что это похоже на работу модели — это настолько удивительно идеально, что вы почти не верите в это».
Фильм Кристофера Ли «Руки Орлака», возможно, вдохновил доктора Ноу на создание стальных рук. Фото: Alamy
Трюк выглядел настолько идеально, что Гай Гамильтон захотел повторить его снова. Бампс Уиллард сказал ему нет. Это был первый раз, когда он выполнил прыжок, и он прошел отлично. Больше он этого делать не будет.
Слайд-свисток непростительно глуп, но Кристоферу Ли понравилось легкое прикосновение режиссера Гая Гамильтона. «Он вытащил из меня Дракулу», — сказал Ли, который к 1974 году снялся в десятках фильмов ужасов. Но в Скараманге есть что-то зловещее. Он быстро продвигается в высшие эшелоны злодеев Бонда — легко превосходя заклятого врага Бонда № 1, Блофельда, который всегда был более интересным, когда его прятали. Был раскрыт второй Блофельд — точная копия Доктора Зла — Бонд прыгнул в самопародию.
Для Скараманги выйти один на один с Бондом — это хороший вид спорта, высший поединок мужественности. Как только Бонд приземляется на своем тайском острове для их большой битвы (позже названный островом Джеймса Бонда в целях туризма), Скараманга играет с Бондом в его собственной игре. Как и Бонд, он хвастается, стреляя пробкой из бутылки в Дом Периньон. «Вульгарная демонстрация», — признает Скараманга. Он воображает себя настолько похожим на Бонда, что даже носит костюм в стиле сафари.
Это джентльменски и сердечно. Для Скараманги они два лучших убийцы в мире и гордятся этим. Только когда Бонд понизит тон, все становится неприятным. «Есть полезное слово из четырех букв, — говорит Бонд. — А у тебя полно. Бонд настаивает на том, что он убивает только для королевы и страны, что побудило Скарамангу эффектно вызвать его. «Ну, ну, мистер Бонд, вы меня разочаровываете, — говорит он. «Ты получаешь такое же удовлетворение от убийства, как и я, так почему бы тебе просто не признать это?» Представление о Бонде как о тупом социопатическом орудии было чисто фламандским, но на экране оно было разобрано только намного позже. Любопытно думать, что под костюмами сафари, расклешенными смокингами и непристойными бровями Роджера скрывается хладнокровный убийца.
< р>«Для меня лучший момент между героем и злодеем — это сцена ужина», — говорит Мэтью Филд. «Когда Скараманга бросает вызов Бонду на «дуэль между титанами» — его золотой пистолет против Вальтера ППК агента 007. Критики часто говорят, что Роджер Мур без устали прославлял персонажа. Но когда Кристофер Ли сидит там, складывая свой золотой пистолет у себя под носом, Мур демонстрирует действительно хорошую драматическую игру, и это отчасти потому, что Ли дал ему что-то, против чего нужно действовать».
Кристофер Ли признался, что у него были отношения любви-ненависти с золотым пистолетом. Было сделано три версии, в том числе одна, которую, как видно из фильма, можно было разобрать. Это была хитрая штуковина. Ли пришлось практиковаться в сборке пистолета, пока он смотрел телевизор. Во время поездки в США в рамках рекламного тура пистолет был конфискован таможней, что вынудило Ли ходить на ток-шоу с пустой кобурой.
Излишне говорить, что Бонд выигрывает дуэль. Он также забил в прокате, хотя и не попал в цель. «То, что «Человек с золотым пистолетом» не имел успеха, почти стало партийной линией, — говорит Филд. «Хотя кассовые сборы были ниже, чем у его предшественников, он все же собрал очень приличные 97,6 миллиона долларов. Вероятно, сегодня многие люди зарабатывают много денег… включая поместье Роджера Мура, я полагаю!»
Это также привело к высшей точке пребывания Роджера в должности — кульминационной точке, с которой Бонд прыгнул с парашютом Юнион Джек. — в фильме 1977 года «Шпион, который меня любил».
Как и во всех фильмах, «Человек с золотым пистолетом» привносит в историю Бонда более одного знакового элемента — наиболее очевидно, что сам золотой пистолет — продолжение золота Скараманги. стандартное злодейство. «Если бы я мог получить какой-нибудь реквизит из фильма о Бонде», — говорит Мэтью Филд. «Это должен быть золотой пистолет».
Человек с золотым пистолетом в некоторых кинотеатрах в эту пятницу, 7 июня
Свежие комментарии