Макс Ферстаппен лидирует в турнирной таблице, а Льюис Хэмилтон вернулся в форму — но какое место они занимают в нашем межсезонном рейтинге? Фото: АТТИЛА КИСБЕНЕДЕК/AFP через Getty Images
Формула-1 2022 года не соответствовала драматизму и напряжению прошлого сезона, но так было почти всегда. Однако у этого были свои моменты, и упадок Mercedes и возрождение Ferrari в качестве победителя гонок снова встряхнули ситуацию.
Поскольку сезон должен возобновиться Гран-при Бельгии в эти выходные после трехнедельного летнего перерыва, мы подумали, что сейчас самое время оценить, как поживает каждый гонщик. Как и в последние четыре года, наши рейтинги водителей рассчитываются с использованием системы показателей, которая измеряет множество факторов.
Наша система, которая была изменена с прошлого года, учитывает результаты пилота в квалификации и гонках, его результаты по сравнению с его товарищем по команде (важный фактор в повышении или понижении оценки пилота), а также наш субъективный рейтинг. Из этого они получают рейтинг для каждой гонки, и результаты здесь представляют собой общее количество 13 гонок на данный момент, хотя за две пропущенные гонки Себастьян Феттель получает свой средний балл за гонку. Мы также включили общее количество «финишей» в тройку лучших, которые каждый гонщик имел в нашей системе, из 13 раундов на данный момент.
Мы не утверждаем, что это является окончательным или «правильным», но надеемся, что это сделает чтение более интересным, чем положение в чемпионате или совокупный рейтинг из 10. Мы считаем, что это вознаграждает как выдающиеся результаты, так и постоянство во всем поле, и делает все возможное, чтобы машин из уравнения, хотя это никогда не может быть полностью достигнуто.
Итак, кто выходит на первое место, а кто проваливается?
20. Николас Латифи, Williams (214 рейтинговых очков) – Все еще не оправдывает свое место
Сказано в конце прошлого сезона, и это снова верно в середине 2022 года: Латифи не оправдывает свое место в Формуле-1. Он был потрясен Албоном, который обыграл его со счетом 11-1 в квалификации и в среднем на 2,71 места в стартовой решетке хуже. Албон также набрал несколько очков, а Латифи никогда не боролся за попадание в топ-10.
Да, машина Williams в этом сезоне сложная и уж точно хуже, чем в прошлом году. Тем не менее, самым ярким событием года для канадца стало единственное 10-е место в квалификации Гран-при Великобритании. Выглядит аномально. Может быть, его товарищ по команде показывает его, но он должен играть лучше. Не будет сюрпризом и не будет незаслуженным, если он потеряет свое место в 2023 году.
Чемпионатские очки: 0 (20-е)
Квалификационный рекорд против товарища по команде: 1-11
Гонки в тройке лучших рейтинговых очков: 0/13
19. Чжоу Гуаньюй, Alfa Romeo (250 очков) – тяжелое начало, но с некоторыми обещаниями Наиболее заметным моментом для Чжоу стала его авария в Сильверстоуне, но его восьмое место в Монреале стало ярким событием. Фото: Getty Images Sport
Все началось так хорошо для Чжоу, когда он дебютировал в Бахрейне. Но с тех пор он изо всех сил пытался связать вместе серию из нескольких гонок, его выступлениям также мешали несколько моментов неудачи.
Этот сезон был более впечатляющим, чем показывают его цифры. Его хорошая форма – он обошел товарища по команде Боттаса в трех гонках подряд и финишировал отличным восьмым в Канаде – был сорван из-за его серьезной аварии на старте в Сильверстоуне. Разочаровывает, но не без надежды.
Чемпионские очки: 5 (17-е)
Квалификационный рекорд против товарища по команде: 3-10< бр/><сильный>Рейтинговые очки в тройке лучших: 0
18. Даниэль Риккардо, McLaren (269 баллов) – еще один жаркий сезон на данный момент
Репутация австралийца и его ценность резко упали за последние 18 месяцев с момента его перехода в Макларен. Хотя он стабилизировал свою игру незадолго до летнего перерыва, четыре очка в 13 турах (и всего 19 очков с учетом этого) — плохой результат. Какими бы ни были его проблемы с McLaren MCL36, этого недостаточно.
Выступления Лэндо Норриса на родственной машине затмевают его: 76 очков и 10 очков на финише. Неудивительно, что партнерству McLaren и Риккардо скоро придет конец. Это лучше для обеих сторон. Тем не менее, немного грустно видеть человека, который еще четыре года назад выглядел обреченным на славу вот так.
Чемпионат: 19 (12th)
Квалификационный рекорд против товарища по команде: 3-10
Рейтинговая тройка лидеров: 0
17. Мик Шумахер, Haas (270 очков) – Должен закончить год решительно
Шумахер, как правило, был гонщиком, которому нужно время, чтобы набрать скорость в любой серии, в которой он участвует. Была надежда, что после финиша по очкам в Сильверстоуне и в Австрии он сможет начать и быть более об угрозе Кевину Магнуссену. Жюри отсутствует на этом.
Это почти второй дебютный сезон для Шумахера, учитывая, насколько медленной была машина в прошлом году, и новые правила 2022 года. Некоторая слабина должна быть сокращена. К счастью, ему удалось остановить эти дорогостоящие финансовые и конкурентные крахи. Ему нужно показывать больше, особенно в квалификации, где он в среднем отстает от Магнуссена почти на три позиции в стартовой решетке. В плотном полузащите это может быть разницей.
Чемпионские очки: 12 (15-е)
Квалификационный рекорд против товарища по команде: 2-11
Рейтинговая тройка лидеров: 1 x 3-е место
16. Юки Цунода, AlphaTauri (283 балла) – в этом году ближе к Гасли, но сложнее проявить свой талант < р>Это был любопытный второй сезон для Цуноды, хотя отчасти это связано с тем, что AlphaTauri 2022 года далеко от того, что было в 2021 году. Его дебютный сезон был полон ошибок, из-за которых он редко, если вообще когда-либо, получал максимум от его машина.
Три очка в его первых пяти стартах гонок 2022 года выглядели как прогресс, но после майского Гран-при Испании он был бессмысленным. Его производительность по сравнению с Гасли в этом году улучшилась, но медлительность AT03 скрыла это. Пока что сезон намного лучше, но есть много возможностей для прогресса.
Чемпионские очки: 11 (16-е)
Квалификационный рекорд против товарища по команде: 5-7
Рейтинговая тройка лидеров: 0
15. Лэнс Стролл, Aston Martin (288 баллов) – Могло быть лучше, могло быть и хуже… снова <р>Немного удивительно видеть Стролла так высоко в этом списке, учитывая, насколько анонимным он проводит сезон, еще раз. С другой стороны, у Aston Martin не было пиков и спадов производительности, как у некоторых других отставших полузащитников. Четыре очка за 13 раундов — не такой уж плохой результат для машины, которая по чистой скорости лишь немного опережает Williams.
Как и на протяжении всей его карьеры, скорость канадца на одном круге нуждается в серьезном улучшении. Его средняя квалификационная позиция на целых два места ниже, чем у товарища по команде Феттеля. Гонки были лучше, но, как и соотечественник Латифи, трудно сказать, что Стролл оправдывает свое место в стартовой решетке.
Чемпионатские очки: 4 (18-й)
Рекорд в квалификации против товарища по команде: 3-7
Рейтинговая тройка лидеров: 0
14. Себастьян Феттель, Aston Martin (329 баллов) — полуприличный сезон на плохой машине : Золтан Балог/EPA-EFE/Shutterstock
Нетрудно понять, почему Феттель объявил о своем уходе из Формулы-1 перед летним перерывом. По крайней мере, в прошлом году у него была более-менее приличная машина, а не та, у которой мало шансов побороться за очки. При этом Феттель проделал достойную работу, используя свои возможности, хотя и с некоторыми ошибками, как это было в течение нескольких лет.
Три матча в третьем квартале, пять попаданий в топ-10 и 16 очков — вполне приличный результат, особенно с учетом того, что он пропустил первые два раунда, а его шестое место в Азербайджане заслуживает особого внимания. В последнее время он боролся со Строллом, но его мотивация, должно быть, тоже пошла на убыль. Разрыв в 35 очков в нашей системе означает, что Феттель находится выше тех, кто категорически не справляется. Также вполне вероятно, что с точки зрения набранных очков это будет его худший сезон в Ф1.
Чемпионские очки: 16 (14-е)
Квалификационный рекорд против товарища по команде: 7-3
Рейтинг тройка лучших: 1 x 2
13. Пьер Гасли, AlphaTauri (344 балла) — далеко от его сезонов 2020 и 2021 годов
Нет никаких сомнений в том, что сезон Гасли помешал худший автомобиль AlphaTauri/Toro Rosso с 2018 года. На тот момент в прошлом году он финишировал только в одной гонке без очков, и это было 11-е место. В этом году у него всего 16 очков в трех топ-10. Большую часть этого составляет машина, и у него, безусловно, было бы больше очков, если бы не несколько доз невезения.
Тем не менее, трудно сказать, что он едет так же хорошо, как в 2020 или 2021 году, Цунода гораздо ближе и меньше выдающихся гонок, хотя его пятое место в Азербайджане (где он был лучшим гонщиком в нашей системе) было главным. один. Сейчас неподходящий момент для его формы, что затрудняет продвижение вперед в его карьере.
Чемпионатские очки: 16 (13-е)
Квалификация Рекорд против товарища по команде: 7–5
Рейтинговая тройка лидеров: 1 x 1
12. Карлос Сайнс, Ferrari (354 балла) – Нахождение формы после вялый и полный ошибок запуск Сайнс одержал свою первую победу в Сильверстоуне в начале этого года. Фото: REUTERS
Возможно, Сайнс не был лучшим пилотом Ferrari в 2021 году, но победа над товарищем по команде Леклером по очкам была важной в его дебютном году для команды. Он с самого начала открыто говорил о своих проблемах с машиной 2022 года, и некоторые ранние ошибки стоили ему победы в чемпионате, что сделало его товарища по команде очевидным номером 1 в команде.
Испанец наконец-то освоился с SF75 и начинает показывать его по субботам и воскресеньям. В первых восьми гонках ему не удалось превзойти Леклерка в квалификации, но начиная с Канады он ведет со счетом 3:1. Первая победа в Сильверстоуне была заслуженной после некоторых неудач, но для него важно, чтобы, как только шансы Леклера на титул исчезнут, он закончил сезон более сильным пилотом Ferrari или, по крайней мере, ближе к своему партнеру по команде. Но из-за неудачного старта он мог бы оказаться в этом списке намного выше – поскольку в Монако он занимает седьмое место в нашей системе.
Очки чемпионата: 156 (5-е место)
Квалификационный рекорд против товарища по команде: 3–9
Рейтинговые очки первой тройки: 2 – 1 x 2-е, 1 x 3-е
11. Кевин Магнуссен, Haas (361 балл) – Используйте второй шанс по максимуму
Магнуссен провел первую часть сезона уверенно в первой десятке нашего рейтинга пилотов, чему способствовали два великолепных уик-энда в Бахрейне и Имоле. Было очень приятно видеть его снова на стартовой решетке, хотя после этого превосходного старта этот сезон не был безупречным, с парой аварий по его собственной вине, особенно его столкновение с Льюисом Хэмилтоном в Испании.
Тем не менее, он из тех гонщиков, которые могут вывести Haas вперед и, вероятно, сделать то же самое с товарищем по команде Шумахером. Он обыгрывает немца по всем параметрам, выделив одну сильную сторону. Только Норрис и Валттери Боттас показывают лучшие результаты на протяжении одного круга против своих товарищей по команде. Редко бывает плохой уик-энд, хотя, возможно, он немного пострадал из-за отсутствия обновлений Haas до Венгрии.
Очки чемпионата: 22 (11-е)
Квалификационный рекорд против товарища по команде: 11-2
Рейтинговые очки первой тройки: 1 x 1-е место
10. Серхио Перес, Red Bull (363 очка) – Tailed Победитель в Монако Перес шесть раз поднимался на подиум в семи финишах между Австралией и Великобританией, но с тех пор не финишировал в тройке лучших Предоставлено: Марк Томпсон/Getty Images
В то время как Сайнс неуклонно улучшался в течение года, сезон Переса был периодом регресса. Его начало сезона было именно тем, что нужно Red Bull: он поддерживал Ферстаппена, поднимал подиумы и набирал большие очки в большинстве гонок. После подиума в Азербайджане его выступления по сравнению с товарищем по команде пошли на убыль, откатившись назад к автомобилям Mercedes.
Вероятно, это совпадение, что поворотный момент его года наступил через неделю или две после его победы в Гран-при Монако и подтверждения нового контракта с Red Bull. Отставание в квалификации от Ферстаппена со счетом 10:3 — это улучшение по сравнению с прошлым годом, но вызывает некоторое беспокойство направление движения. Тем не менее преимущество Red Bull в обоих чемпионатах вряд ли будет значительным, и в среднем в этом году он был значительно ближе к Ферстаппену. Если он максимально использует свою машину, возможно, второе место в чемпионате.
Чемпионские очки: 173 (3-е место)
Квалификационный рекорд против товарища по команде: 3-10
Тройка лучших в рейтинге: 2 x 3
9. Эстебан Окон, Alpine (368 очков) – больше, чем выстоять против Алонсо
Этот Эстебан Окон был так близок к своему товарищу по команде Этот год однозначно положительный для француза. Справедливости ради, в прошлом году они тоже не сильно отличались друг от друга, но на этот раз Алонсо получил дополнительный сезон в Формуле-1 и с командой из Энстона.
У Алонсо было преимущество в квалификации (7-5 и преимущество в среднем на 2,42 места в стартовой решетке), но Окону, по крайней мере, удавалось стабильно показывать результаты по воскресеньям. Поскольку в следующем году Алонсо уйдет в Aston Martin, он выглядит как лидер команды, так же как и Alpine, стремящиеся стать лидерами полузащиты.
Чемпионские очки: 58 (8-е место)
Квалификационный рекорд против товарища по команде: 5-7
Рейтинг тройка лучших: 2 – 1 x 2-е, 1 x 3-е
8. Фернандо Алонсо, Alpine (370 баллов) – Надежный и (почти) быстрый, как никогда
Трудно сказать, что еще можно сказать об Алонсо. Он делает именно то, что мы ожидаем почти в каждой гонке. Кажется, за десятилетия его навыки почти не ухудшились. Да, в этом году он был намного ближе с товарищем по команде Оконом, и, возможно, у француза даже было преимущество в общем зачете. Разрыв, тем не менее, довольно мал, и Алонсо не повезло.
Сейчас Alpine занимает четвертое место среди самых быстрых автомобилей, и Алонсо использовал это с пользой, набрав восемь очков подряд после майского Гран-при Испании – только Ферстаппен и Хэмилтон могут сравниться с ним или превзойти его. И только гонщики из трех лучших команд превзошли Алонсо по количеству матчей в третьем квартале.
Жалко, что он не на более конкурентоспособной машине, но можно было бы сказать это за десятилетие. Немного удивительно, что он не попал в тройку лучших в нашей системе, но именно его постоянство привело его сюда – после Монако он занимает четвертое место в нашей системе.
Очки чемпионата: 41 (10-е место)
Квалификационный рекорд против товарища по команде: 7-5
Рейтинговая тройка лучших очков: 0
7. Александр Элбон, Williams (377 баллов) — Получение максимальной отдачи от сложной машины
Природа нашей системы означает, что в машине немного легче выделиться в центре поля или сзади, чем в самом начале, поскольку у вас больше возможностей превзойти свою машину и своего товарища по команде. Возможно, ни один гонщик не справился с этими двумя факторами так хорошо, как Албон. Латифи — явно низкий показатель, но Албон уверенно обыграл его во всех областях.
Возможно, он заслуживает лучшей машины, но он преуспел, получив второй шанс в Формуле-1 после сезона наказаний в Red Bull в 2020 году. , Он не совсем на уровне Джорджа Рассела в Уильямсе, но это не плохое впечатление. Его репутация снова растет, и это справедливо.
Чемпионские очки: 3 (19-е)
Квалификационный рекорд против товарища по команде: 11-1
Рейтинг укажите тройку лидеров:2 – 1 x 3, 1 x 2
6. Льюис Хэмилтон, Mercedes (408 очков) – начал показывать свое истинное лицо Несмотря на трудный старт, Хэмилтон завоевал пять подиумов в последних пяти раундах. Фото: Getty Images Europe
Сезон Хэмилтона можно разделить на две части: добакинскую и постбакинскую. Перед гонкой в Азербайджане Хэмилтон занимал 10-е место в рейтинге и значительно отставал от напарника Рассела. С тех пор он второй в нашей системе. Его рейтинг 408 ставит его в верхнюю сетку здесь, с отрывом от Албона на 31 очко ниже него, с довольно близкими показателями с 12-го по 7-е место. Это кажется достаточно справедливым.
Некоторые из этих проблем в начале сезона можно отнести к более экспериментальным настройкам, которые Mercedes использовал на проблемном W13, но гонщик должен взять на себя некоторую ответственность за это. Некоторое время Рассел превосходил его (если не проигрывал), но с машиной и более устоявшимся направлением развития Хэмилтон был близок к своему лучшему, с отличными выступлениями в Канаде, Великобритании, Франции и Венгрии. Возможно, даже сейчас он выглядит более вероятным из двух гонщиков Mercedes для победы.
Чемпионат: 146 (6-е место)
Квалификационный рекорд против команды -mate: 6-7
Рейтинговая тройка лидеров: 2 x 2-е место
5. Валттери Боттас, Alfa Romeo (437 баллов) – Финн летает еще раз
Можно сказать, что такое высокое положение Боттаса — аномалия. Это, конечно, выглядит не так, как водитель, которым он был большую часть своего времени в Mercedes, хотя, возможно, и не тот водитель, которым он был некоторое время там. Многие его очки получены благодаря тому, что он обыгрывал Чжоу в каждой категории, но его базовый уровень также был превосходным. Неизвестно, подарил ли ему уход из Mercedes новую жизнь после пяти лет, проведенных вместе с одним из величайших игроков всех времен, или просто легче произвести впечатление на машинах полузащиты. Возможно, и то, и другое.
В любом случае, это был впечатляющий сезон для финна по любым параметрам. После Монако он немного снизился, но не сильно. У Албона и Магнуссена лучшие результаты личных встреч в квалификации, но ни один гонщик не имеет большего отставания от своего товарища по команде в среднем квалификационном положении: с 10,00 до 14,46. В первых семи гонках он финишировал в нашей тройке пять раз больше, чем любой другой гонщик. Только Норрис побеждает его после 13 раундов. Ему может угрожать опасность быть поглощенным Алонсо в общем зачете, но вполне вероятно попадание в топ-10.
Чемпионские очки: 46 (9-е)
Квалификационный рекорд по сравнению с партнером по команде: 10-3
Рейтинг тройки лидеров: 5 – 1 x 3-е место, 3 x 2-е место, 1 x 1-е место p> 4. Шарль Леклер, Ferrari (442 балла) – отлично, за исключением пары очень дорогостоящих ошибок Поль Рикар на первом месте был худшим моментом в сезоне. Фото: AFP
В целом, Леклерк провел отличный сезон, большая часть его отставания от Макса Ферстаппена в чемпионате связана с плохой стратегией его команды (Монако, Великобритания, Венгрия) или плохой надежностью (Испания, Азербайджан). Тем не менее, он должен взять на себя часть вины, поскольку некоторые дорогостоящие ошибки (Имола и Поль Рикар) сделали его ситуацию на 39 очков хуже, чем она должна быть. Без них он мог бы отставать от Ферстаппена всего на 41 очко за девять гонок до конца, а не на огромные и, казалось бы, непреодолимые 80.
Однако последствия этих ошибок усиливаются, когда вы боретесь за чемпионство. Индивидуальные ошибки не новы для Леклерка, и иногда у него была склонность к перегрузке. Это может повысить вероятность выигрыша в неблагоприятных условиях, но также может привести к его текущей ситуации. Леклерк — в высшей степени талантливый гонщик, и он заслуживает место в четверке лучших в нашем рейтинге. Он снова имеет преимущество над Сайнсом, но теперь его целью будет выиграть еще несколько гонок. Что-то большее вряд ли. Надеюсь, он сможет извлечь уроки из своей борьбы, а также получит больше поддержки от своей команды.
Чемпионские очки: 178 (2-е место)
Квалификационный рекорд против товарища по команде : 9–3
Рейтинговая тройка лидеров: 4 – 2 x 3, 1 x 2, 1 x 1
3. Джордж Рассел, Mercedes (452 балла) ) – уже доказал свою ценность для команды
Стоит ли удивляться тому, что Джордж Рассел так хорошо выступил в свой первый год в Mercedes? Его три года в Williams показали, что он был отличным пилотом (особенно на одном круге), но, безусловно, мало что может подготовить вас к обмену Латифи на Хэмилтона в качестве товарищей по команде. Возможно, в некотором роде в его пользу то, что W13 с самого начала не претендует на чемпионство.
В начале сезона он лучше управлялся с проблемной машиной, чем Хэмилтон, чаще получал от нее больше, возможно, был достаточно доволен тем, что выжимал из нее максимум в каждый уик-энд. Было бы преувеличением сказать, что он показал Хэмилтону преимущество в этих ранних гонках, но его постоянство результатов было жизненно важным для того, чтобы он занял четвертое место в общем зачете. Какими бы ни были проблемы, победить Хэмилтона в квалификации со счетом 7:6 — это достижение.
В последних раундах Хэмилтон набрал некоторую форму, но пара по-прежнему очень близка по всем параметрам, что положительно для Рассела. Его первая поул-позиция на Хунгароринге возникла из ниоткуда и, возможно, является лучшим кругом в сезоне.
Очки чемпионата: 158 (4-е место)
Квалификационный рекорд против товарища по команде: 7–6
Рейтинговая тройка лучших очков: 5 – 2 x 1, 3 x 3
2. Ландо Норрис, McLaren (454 очка) – Пока почти без ошибок
Трудно представить, что еще Ландо Норрис мог бы сделать в McLaren в этом году. После некоторых соревнований за подиумы в 2020 и 2021 годах, в 2022 году они отстали от «большой тройки» турбогибридной эры Формулы-1: Red Bull, Ferrari и Mercedes.
Норрис занимает седьмое место в общем зачете чемпионата и является единственным гонщиком, не входящим в тройку лучших команд, который поднялся на подиум. Он, как обычно, спокойно занимался своими делами, без суеты и почти без ошибок. Норрис выглядит превосходно вне зависимости от проблем Риккардо, а не благодаря им. Его шесть попаданий в тройку лучших в нашей системе — это больше, чем у кого-либо еще, с Имолой и Сильверстоуном как с высокими баллами, а не с низкими. В этом году он собирается повторить свое первое место в тройке лучших в нашем рейтинге 2021 года. Он заслуживает быть в более быстрой машине.
Чемпионские очки: 76 (7-е место)
Квалификационный рекорд против товарища по команде: 10-3
Рейтинг тройка лучших: 6 – 2 x 1, 3 x 2, 1 x 3
1. Макс Ферстаппен, Red Bull (481 балл) – Просто неудержимы? Ферстаппен выиграл восемь из 13 этапов в 2022 году. Фото: Брин Леннон — Формула-1/Формула-1 через Getty Images
Кто еще может быть на первом месте? Если не считать пары DNF в первых четырех гонках, Ферстаппен защищал свой чемпионский титул на удивление просто. Было несколько отличных боев в индивидуальных гонках с Леклерком (Саудовская Аравия, Майами), но в целом голландец вышел в них на первое место. Общая тенденция заключалась в том, что у Ferrari была более быстрая машина в квалификации, но для Ферстаппена это не было проблемой. Всего три поула, но восемь побед в 13 гонках, по сравнению с семью поулами и тремя победами у Леклера. Это, действительно, было ключевым моментом чемпионата: деструктивный элемент в Ferrari привел к разрыву в 80 очков в турнирной таблице, а Ферстаппен максимизировал свои очки.
Жаль, что Ферстаппену не бросили более серьезный вызов — и не подвергли большему давлению — поскольку чемпионат выглядит почти списанным, когда мы возвращаемся с летнего перерыва. Однако после 2021 года я не уверен, что он или его команда воспримут это таким образом. Даже в нашей рейтинговой системе ни у кого больше побед нет, четыре. В нынешнем виде он может проложить себе путь ко второму титулу. Не то, чтобы он будет, поскольку его форма (и, возможно, даже Red Bull), похоже, улучшается, а его победа в Венгрии с 10-го места в стартовой решетке — одна из лучших в сезоне.
Чемпионат очки: 258 (1-е место)
Квалификационный рекорд против товарища по команде: 10-3
Рейтинговая тройка лидеров: 5 – 4 x 1-й, 1 x 2-й
Согласны ли вы с приведенными выше рейтингами водителей? Поделитесь своим в разделе комментариев ниже
Свежие комментарии