Фото: Томас Брум для The Telegraph
Немногие из 34 000 жителей Саарлуи помнят, что было до открытия завода Ford. на окраине города.
Производитель автомобилей уже 50 лет является одним из крупнейших работодателей в Сааре — крошечном немецком регионе на границе с Францией. Его присутствие было источником хорошо оплачиваемой работы и местной гордостью.
«Я убедил всю свою семью купить наши машины. Мой двоюродный брат купил Форд, мой брат купил Форд, мой отец купил Форд. Я даже уговорил свою жену, которая тогда была моей девушкой, купить Ford», — говорит 31-летний Майкл Бартью.
Бартью работает в автомобилестроительной компании с 17 лет. В июне он узнал, что к 2025 году потеряет работу вместе с более чем 5000 других сотрудников. Ford не будет сохранять оба своих предприятия в Саарлуи и Валенсии для запланированного производства электромобилей, для которого, как правило, требуется меньше рабочих.
Решение было встречено с недоверием: «Все очень злые. Многие мои коллеги продали свои машины и купили новые другой марки», — сказал Бартью.
Проблемы в Сааре, одном из самых бедных и наиболее развитых регионов, выдвигают на первый план проблемы, стоящие перед Германией в целом.
В то время как Берлин, похоже, обеспечил достаточно газа на зиму, длительная потеря дешевой энергии погрузила мощный промышленный сектор в кризис. Это также ускорило болезненный структурный сдвиг в экономике, который заставит целые отрасли заново изобретать себя или становиться ненужными.
Германия импортирует почти две трети своей энергии. До вторжения в Украину 55% газа, около половины каменного угля для производства стали и треть сырой нефти поступали из России.
Москва была даже пятым по величине покупателем немецких товаров за пределами ЕС. Будучи третьим по величине экспортером в мире, более двух пятых стоимости производства Германии приходится на энергоемкое производство и промышленность.
В стране было некоторое злорадство, поскольку Британия погрузилась в хаос после мини-бюджета.
Когда Германия запустила свой собственный энергетический пакет, министр финансов Кристиан Линднер сказал, что они «явно» решили не следовать примеру Великобритании с экспансионистской фискальной политикой. Но неприятности нарастают и дома. Международный валютный фонд прогнозирует, что в следующем году Германия столкнется с самым резким сокращением среди стран G7, сократившись на 0,3 процента.
Энергетический кризис и война России на Украине стали проблемами, определяющими лидерство канцлера Олафа Шольца.
Социал-демократ сменил Ангелу Меркель в декабре прошлого года. Хотя она долгое время была символом единства в ЕС, роль Германии пришлось пересмотреть для новой эпохи.
Шольц быстро зарекомендовал себя как лидер военного времени. Его речь Zeitenwende в феврале ознаменовала исторический сдвиг во внешней политике Германии и политике безопасности. Он объявил, что 100 миллиардов евро (87 миллиардов фунтов стерлингов) пойдут на увеличение военных расходов, нарушив предыдущую традицию осторожной оборонной политики.
Сменить Меркель всегда было непросто, а медовый месяц Шольца был коротким.
Критики обвиняют его в излишней нерешительности и отсутствии коммуникативных навыков. В то время как он запустил значительный пакет помощи для преодоления энергетического кризиса, противники критикуют огромную схему за то, что она пришла слишком поздно.
Меры включают в себя «защитный щит» стоимостью 200 млрд евро для защиты домашних хозяйств и предприятий, о котором было объявлено в конце сентября. Они выиграют от газового тормоза, который будет субсидировать базовое потребление до 2024 года.
Налоги с продаж на газ также были снижены до 7% с 19%. Пакет настолько щедр, что создал напряженность в ЕС. Более бедные страны в блоке говорят, что это несправедливо дает преимущество немецкому бизнесу.
«Это правительство потратило впустую время, деньги и уклонялось от принятия решений с самого начала», — говорит Даниэль Каспари, член Европарламента от Христианско-демократического союза, бывшей партии Меркель.
В понедельник Шольц, наконец, решил продлить эксплуатацию трех последних атомных электростанций Германии до следующей весны после того, как разногласия между партиями коалиции отложили принятие решения. Этот шаг широко рассматривается как оскорбление зеленых, которые идеологически выступают против ядерной энергетики, в то время как третья коалиционная партия, либералы, хотела бы, чтобы они были продлены на более длительный срок.
Однако задержка с достижением соглашения мало способствовала улучшению имиджа Шольца.
«Проблема в том, что, хотя правительство сейчас объявило о пакете помощи в размере 200 миллиардов евро, оно терпит неудачу, не закупая больше энергии. Они не выбрали атомную электростанцию. Они не покупали дополнительный газ у Катара, как Италия. Обычно вы можете спорить о том, является ли стратегия правильной или неправильной, но у них вообще нет стратегии», — говорит Каспари.
Лебединая песня автопрома?
Ближайшие последствия также беспокоят Николь Хоффмайстер Краут, министра экономики земли Баден-Вюртемберг. В области автомобильной промышленности расположены штаб-квартиры таких компаний, как Porsche и Mercedes-Benz.
«Уже слишком поздно, потому что мы слышим от наших партнеров, что некоторые компании уже сдались. Они не неплатежеспособны, но не видят перспектив из-за высоких цен на энергоносители», — сказала она.
Дальше на юго-восток в Мюнхене находится главный завод BMW в Германии, где каждую минуту производится новый автомобиль. Автоматизированные машины штампуют тонкие стальные листы, придавая им форму, ярко-оранжевые роботы-манипуляторы выполняют сварку, а краска распыляется в ходе бережного процесса, при котором тратится как можно меньше капель. В конце процесса рабочие проверяют и увозят вагоны, которые затем отправляются в поезда и развозятся к клиентам.
Завод BMW в Мюнхене производит новый автомобиль каждую минуту. Фото: Eir Nolsoe
Завод, являющийся крупнейшим работодателем в Мюнхене, настолько велик, что на нем работают собственные врачи и пожарные машины. Для работы требуется огромное количество энергии, две трети которой приходится на природный газ.
«Мы уверены, что наше производство не пострадает напрямую», — говорит финансовый директор Николя Петер. «Другой вопрос, что происходит на стороне поставщика. Мы находимся в тесном контакте с нашими наиболее важными поставщиками. Это те, кому газ нужен, в частности, для производственного процесса, в частности для отопления».
BMW находится в тесном контакте с правительством Германии. Питер говорит, что он уверен, что планы на случай непредвиденных обстоятельств обеспечат решение, если этой зимой возникнет слишком большое давление на поставки газа.
Автопроизводитель уже сократил свои потребности в бензине на 15% в преддверии зимы.
Сотрудники прошли обучение по энергосбережению, а температура в зданиях была понижена (все в соответствии с трудовым законодательством, уверяет Питер).
В отличие от небольших компаний, у которых меньше капитала, чтобы противостоять потрясениям, BMW выигрывает от сильной книги заказов и глобальных потоков доходов.
«Это чрезвычайно нестабильная среда, потому что, с одной стороны, на нас все еще влияют проблемы с полупроводниками. Конечно, инфляция также растет, процентные ставки бьют по нашему бизнесу, и все еще есть некоторые ограничения Covid. Но, тем не менее, мы находимся на правильном пути к достижению наших целей по прибыли на год», — говорит Питер.
Несмотря на то, что сырье стало намного дороже, компания хеджирует эти изменения от колебаний валютных курсов. Он также переложил некоторые повышения цен на потребителей.
На вопрос, может ли конец дешевого бензина побудить BMW перенести свое производство за границу, Питер отмахивается, считая это чепухой, и говорит, что это «определенно не план».
«Нужно учитывать, что на разработку продукта нам нужно четыре-пять лет. Так что это отрасль с очень долгосрочной перспективой. Не имеет смысла сейчас, исходя из развития последних пары месяцев, уже принимать решения о переезде в другие регионы. Вам также нужны сотрудники, вам нужно обучать рабочую силу», — говорит он.
Газовые фьючерсы 2110 TTF
Автомобильная промышленность сильно зависит от квалифицированной рабочей силы, что делает пребывание в Германии привлекательным. В свою очередь, наличие автомобильной промышленности также означает наличие спроса на отечественное производство стали.
«Я слышал много лебединых песен о немецкой автомобильной промышленности за последние годы, и они все еще там», — говорит Карстен Бжески, руководитель глобального макроэкономического отдела ING во Франкфурте.
Перспективы для других высокоэнергоемких отраслей, таких как химическая отрасль, более мрачные. Химикаты являются одними из самых важных статей экспорта страны после транспортных средств и оборудования.
Новый экономический порядок
Экономист Йенс Зюдекум, который консультирует правительство Германии, остается несколько более оптимистичным, хотя и ожидает, что некоторые компании уйдут, особенно производители удобрений.
«Один только крупнейший химический завод BASF потребляет в течение года столько же энергии, сколько несколько крупных городов. Когда мы обсуждали вопрос о том, следует ли нам ввести эмбарго на российскую энергию, сразу после начала войны, [генеральный директор Мартин Брудермюллер] сказал, что это невозможно. Это было бы смертью немецкого производства.
«Но сейчас, спустя шесть месяцев, они уже уменьшили свою зависимость от газа примерно на 50%. Поэтому они поняли посыл и попытались изменить бизнес-модель».
Другие экономисты настроены менее оптимистично. «Я думаю, что компании производственного сектора, особенно химическая промышленность, спросят, действительно ли Германия является подходящим местом для жизни?», — говорит Петер Бофингер, экономист и бывший член Немецкого совета экономических экспертов, который оценивает политику правительства.
«В химическом секторе можно увидеть снижение производства с января примерно на 10%. Так что это больше всего пострадало. Я думаю, что это та отрасль, которая может покинуть Германию, потому что для них больше всего важна цена энергии».
Это мнение разделяет главный экономист банка Беренберг Хольгер Шмидинг: «Вероятно, это долговременный сдвиг, когда наиболее энергоемкая часть переместится в США, где цены на газ дешевле, и, вероятно, не вернется через три-пять лет. .
«Вероятно, это приведет к некоторым необратимым потерям, но постоянные потери являются частью структурных изменений. Структурные изменения при рекордном спросе на рабочую силу, что и происходит у нас, гораздо менее болезненны, чем структурные изменения, когда у вас уже есть безработица».
Но, как и в прошлом, когда промышленные районы приходят в упадок, боль от структурных изменений обычно концентрируется в определенных регионах. Различное обеспечение энергией в Германии может даже изменить экономический порядок, считает Зюдекум.
«Я ожидаю, что кризис сильнее ударит по традиционным производственным областям на юге и в относительном выражении пойдет на пользу Восточной Германии», — говорит он.
По его мнению, больше всего пострадают южные регионы с крупными промышленными предприятиями, такие как Бавария, Баден-Вюртемберг и Саар. Некоторые из этих регионов богаты, в то время как Восточная Германия исторически была беднее.
«В Баварии нет угольных электростанций, и они отстают в графике по возобновляемым источникам энергии. Так что их зависимость от газа гораздо выше, чем в других регионах. Поэтому, если возникнут локальные перебои или отключения электричества, это затронет юг больше, чем другие регионы», — говорит он.
«С другой стороны, если вы посмотрите на эти крупные инвестиции в автомобильную промышленность, вы заметите медленный сдвиг в сторону Восточной Германии. Тесла находится недалеко от Берлина, все эти новые заводы по производству аккумуляторов находятся в этом районе, в районе Магдебурга есть крупные инвестиции в производство полупроводников. Постепенно немецкая региональная экономика начинает приспосабливаться к этой новой реальности».
Экономисты расходятся во мнениях относительно того, что энергетический кризис будет означать для Германии в долгосрочной перспективе. В то время как были некоторые разговоры о начале процесса деиндустриализации, более распространенное мнение состоит в том, что он ускорил структурные изменения, которые увенчают победителей и проигравших.
Проблемы особенно заметны в Сааре, одном из самых производственных регионов Германии. Его рост был значительно ниже среднего по Германии в течение почти десятилетия.
По показателю ВВП на душу населения он занимает девятое место среди 16 штатов, а в абсолютном выражении — второе место.
Покрытые лесом холмы Саара когда-то были лучшим местом для добычи угля, но спустя десять лет после закрытия последней шахты местные жители опасаются, что за ними может последовать автомобильная и сталелитейная промышленность.
Якоб фон Вайцзекер говорит, что «более или менее в первый же день», когда он вошел в свой новый офис в Саарбрюккене, понял, что для предотвращения нисходящей спирали в этом районе потребуются решительные шаги.
Бывший главный экономист Scholz приехал из Берлина в мае, в самом начале энергетического кризиса. Он занял пост нового министра финансов Саара в правительстве социал-демократа Анке Релингер.
Вызовы требовали нового — и для Германии — неортодоксального подхода: много заимствований.
Используя конституционную статью на случай чрезвычайных ситуаций, он планирует создать фонд трансформации в размере 3 млрд евро. Деньги будут направлены в три направления: промышленность, инфраструктура и инновации.
«Конечно, этого недостаточно для решения сложных задач», — говорит фон Вайцзекер. Идея состоит в том, что это создаст достаточный стимул для стимулирования инвестиций в частный сектор и получения денег из Брюсселя.
«Энергетический переход всегда должен был стать лакмусовой бумажкой для Германии, не оставляя без внимания ни один регион», — говорит он.
«Саар — это регион с самой высокой долей людей, работающих в автомобильной промышленности. Он также имеет самую высокую концентрацию рабочих мест в металлургической промышленности, включая сталелитейную, среди всех 16 земель Германии. Таким образом, мы особенно подвержены вызовам».
Хотя 3 миллиарда евро — это небольшая сумма по сравнению с общим объемом экономики Германии, они будут потрачены на территорию с населением всего в один миллион человек. По словам фон Вайцзекера, если бы все остальные федеральные земли приняли тот же подход, общая стоимость была бы ближе к 250 млрд евро.
По его мнению, фонду придется найти баланс между помощью в адаптации существующих отраслей и созданием новых источников роста.
«Некоторая экономическая деятельность больше не будет осуществляться, скажем, в автомобильной промышленности. С политической точки зрения, один очень важный момент заключается в том, что мы не должны попасть в ловушку, просто говоря, что трансформация касается только существующих отраслей. Это также помощь в появлении новых секторов и обеспечении роста», — говорит фон Вайцзекер.
Ослабление долгового тормоза Берлина
Строгие правила Германии в отношении заимствований, известные как долговой тормоз, обычно предотвращают такие меры.
Schuldenbremse, как его называют немцы, был включен в конституцию в 2009 году и вступил в силу для федеральных земель в 2020 году. .
Война на Украине и энергетический кризис, однако, являются чрезвычайной ситуацией, говорит фон Вайцзекер, а это означает, что можно привести юридический аргумент в пользу ее обхода. В результате федеральная земля впервые протестирует подход фонда трансформации.
«Это может показаться удивительным, если смотреть на ситуацию в Великобритании, но поскольку мы готовим фонд трансформации, мы не только заказываем некоторые исследования у выдающихся экономистов, но и у юристов, занимающихся конституционным вопросом», — говорит он.
В то время как министерство уже продает идею в Берлине, региональная ассамблея проголосует за нее в декабре, затем федеральное правительство должно тщательно изучить ее, и министры из других 15 федеральные земли.
Фон Вайцзекер уверен, что ему удастся убедить соседний Bundeslander в том, что заимствование окажется дешевле, чем невмешательство.
«Если вы посмотрите на ожидания рынка в отношении цены на природный газ, она будет значительно выше до конца его использования. Германия также хочет стать климатически нейтральной к 2045 году. Что это даст нашей экономике в Сааре и во всей Европе, так это ускорит переход к климатической нейтральности», — говорит он.
В то время как более неотложный пакет энергетической помощи в размере 200 миллиардов евро из Берлина направлен на то, чтобы помочь потребителям и предприятиям пережить зиму, фонд трансформации будет использоваться для решения долгосрочных проблем.
Многие инвестиционные решения, которые должны были быть приняты через 10 лет, вместо этого принимаются сейчас, говорит он.
«Эти решения сосредоточены вокруг следующих нескольких лет. Тогда возникает вопрос, собирается ли завод закрыться? Собирается ли она модернизировать свое производство, но сохранить тот продукт, который у них есть? Или, возможно, они собираются переосмыслить свою бизнес-модель?»
По словам фон Вайцзекера, экономические и фискальные аргументы в пользу фонда ясны. Если рабочие места продолжат исчезать по всему региону, молодые люди уедут, налоговые поступления упадут, а жизнь ухудшится. Но есть и политически нежелательный результат, который, по его словам, можно наблюдать за границей.
Всего в часе ходьбы от Саарбрюккена находится французский регион Лотарингия, где расположены такие города, как Мец и Нанси. Как и в Сааре, здесь наблюдается спад в угольной промышленности, но в других отраслях стало меньше рабочих мест, на которые можно было бы опереться.
В первом туре президентских выборов во Франции в апреле ультраправый кандидат Марин Ле Пен получила наибольшую долю голосов в регионе Гранд-Эст. Она чуть не проиграла второй раунд.
Марин Ле Пен оказалась популярной в Гранд-Эсте, соседнем с немецким регионом Саар. Фото: Луиза Дельмотт/Bloomberg
В Сааре только трое из 51 члена ландестага принадлежат к правой популистской партии AFD, указывает фон Вайцзеккер. Остальные — из умеренных партий.
«Я боюсь, что если кто-то пойдет по этому пути, это также может иметь политические последствия», — говорит фон Вайцзекер.
Поражение электрическим током
Запланированное закрытие завода Ford дает представление о том, какой могла бы стать жизнь в лиственном регионе без какого-либо вмешательства. Мэр Саарлуиса Петер Деммер говорит, что уход компании — не что иное, как катастрофа.
Как хорошо оплачиваемому работодателю, замена рабочих мест будет сложной задачей. В период расцвета на заводе работало 8000 рабочих, поэтому уже наступил постепенный спад.
«Решение Ford покинуть регион вызывает опасения, что будут потеряны не только эти рабочие места, но и многие другие, зависящие от автомобильной промышленности. Например, пекарни, продающие еду рабочим и так далее. Если люди не могут зарабатывать здесь на жизнь, они также перестанут тратить деньги в городе».
Он не сомневается, почему Ford выбрал Валенсию, а не Саар: «Потому что это дешевле. Это конечно критерий. Мы сделали расчеты». Решение было принято до того, как в конце июня стали очевидны все последствия энергетического кризиса.
В нем подчеркивается противоречие между защитой рабочих мест и приоритетными целями в области климата, такими как запрет ЕС на двигатели внутреннего сгорания с 2035 года и цель Германии по достижению нулевого уровня выбросов к 2045 году. Несколько человек, опрошенных для этой статьи, подчеркнули, что для производства электромобилей требуется меньше работников.
В немецкой автомобильной промышленности занято более 700 000 рабочих.
Многие компании специализируются на создании конкретных компонентов и химикатов, используемых в автомобилестроении.
Электромобилям не нужны коробки передач, в отличие от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Это приведет к тому, что в будущем целые компании будут уволены, что заставит их искать способы адаптироваться или закрыться.
По словам Ларса Дегранжа, не отставать от этих структурных экономических изменений — «сложная задача» для таких мест, как Саар. Он представляет крупнейший профсоюз Германии IG Metall.
«Саар всегда жил за счет угля и стали. Угольные шахты закрылись. В металлургическом секторе у нас значительно сократилось количество рабочих мест. Мы пытаемся преобразовать нашу сталелитейную промышленность в экологически чистое производство [имеется в виду без использования ископаемого топлива]. Это требует огромных инвестиций в инфраструктуру», — говорит он.
«Когда больше нет угля, нет автомобильной промышленности, а сталелитейный сектор тоже приходит в упадок, возникает вопрос: где здесь людям работать? Нам нужны решения от политиков. Хорошо, что мы хотим снизить выбросы CO2 в Европе. Но тот факт, что десятки тысяч людей могут остаться без дохода и без работы, приведет к очень сложному политическому развитию, которого никто из нас не хочет».
Мэр Саарлуи Петер Деммер остается непокорным. Район уже видел много переходов.
«Мы привыкли справляться с кризисами здесь, в Сааре. Вот почему я уверен, что все как-нибудь получится», — говорит Деммер.
Но работник Форда Бартью чувствует себя менее уверенно. С двумя маленькими детьми и новой ипотекой будущее выглядит гораздо менее безопасным, чем полгода назад.
«Других возможностей заработать такие деньги не так много, — говорит он. «Здесь живет вся моя семья. Несколько месяцев назад мы с женой купили дом. Я не хочу уезжать, но не знаю, придется ли мне это делать».
Сейчас на Якоба фон Вайцзеккера оказывается давление, чтобы он превратил свой фонд трансформации в 3 миллиарда евро в рабочие места для таких людей, как Бартюу. .
Свежие комментарии