Никола Стерджен дает показания MSP о Комитете Холируда по аудиту в шотландском парламенте, Эдинбург, в рамках расследования контрактов для двух спасательных паромов, которые задерживаются и превышают бюджет. Фото: Эндрю Миллиган/PA Wire
Никола Стерджен опровергла вызвавшее скандал решение ее правительства о заключении контракта на два парома с верфью, принадлежащей известному стороннику независимости, было «рабочими местами для мальчики.»
Первый министр заявила на расследовании Холируд, что «абсолютно нет» того случая, когда сделка была «ненадлежащим образом направлена» для Ferguson Marine в качестве вознаграждения политическому союзнику.
Она отрицала, что было «что-то неблагоприятное». ; в процессе передачи контракта верфи, которая в то время принадлежала магнату Джиму Макколлу, поддержавшему разделение на референдуме 2014 года и заседавшему в ее совете экономических консультантов.
Стоимость двух паромов с тех пор выросла с 97 миллионов фунтов стерлингов до почти 350 миллионов фунтов стерлингов, а их строительство в Ferguson Marine пока задерживается на пять лет. Верфь была национализирована в 2019 году после того, как она перешла в управление.
Г-жа Стерджен призналась, что сейчас она приняла бы «другое решение». о присуждении контракта, но настаивал на том, что это было «разумно». учитывая то, что было известно в то время.
Оглядываясь назад, первый министр также сказала, что она "не хотела бы" чтобы устроить печально известную фотосессию 2017 года, на которой она «спустила на воду» один из паромов с нарисованными окнами.
Но она была вынуждена отстаивать объявление Фергюсона в качестве предпочтительного участника торгов в конце августа 2015 года, несмотря на уже высказанные опасения по поводу того, что верфь отменит 100-процентную гарантию погашения, стандартный пункт для защиты налогоплательщика.
В следующем месяце высокопоставленные лица паромной компании Caledonian Maritime Assets Ltd (CMAL) предупредили министров, что это «недавно созданная верфь без опыта строительства паромов такого размера» с «необеспеченным риском». налогоплательщику в размере около 60 миллионов фунтов стерлингов, «что совершенно не соответствует обычной практике судоходной отрасли».
Паром Glen Sannox Caledonian Macbrayne и пока еще неназванный Hull 802, строящиеся на верфи Ferguson Marine, теперь должны быть доставлены в 2023 и начале 2024 года с потенциальной стоимостью более 300 миллионов фунтов стерлингов, что в три раза превышает первоначальные 97 миллионов фунтов стерлингов. контракт. Фото: Джейн Барлоу/PA Wire
Но г-жа Доуи заметила, что было «так много тревожных до объявления г-жи Стерджен о предпочтительном участнике торгов, «и все они, похоже, были проигнорированы».
Первый министр возразил Крейгу Хою, другому члену тори, назвав процесс закупок «хитрым»; но он сослался на результаты расследования BBC о том, что Ferguson Marine была оказана особая помощь в заключении контракта.
Фергюсон Мейн получил 424-страничную «шпаргалку». излагая технические требования паромного оператора CalMac, в то время как другие участники торгов имели доступ только к 125-страничной брошюре.
Г-жа Стерджен настаивала, что ей «не известно о нарушении правил»; но сказал, что претензии должны быть «должным образом расследованы». генеральным ревизором. Она сказала, что ее отношения с мистером Макколлом всегда были только «профессиональными». и он никогда не был членом SNP или донором.
Но г-н Макколл назвал ее решение громко объявить о статусе предпочтительного участника торгов верфи «странным». и преждевременно.
Он сказал LBC: "После этого вам все равно придется вести переговоры по контракту. Таким образом, вы обычно не делаете слишком много на этом этапе. Это для того, чтобы дать вам возможность иметь дело один на один с CMAL, государственным учреждением.
«Но она появилась во дворе со всей съемочной группой и всем остальным, напоказ, чтобы объявить что мы были предпочтительным претендентом».
Он предположил, что г-жа Стерджен пыталась отодвинуть на задний план Джорджа Осборна, тогдашнего канцлера, который, по его словам, в тот день ехал в Шотландию, чтобы объявить об инвестициях в размере 500 миллионов фунтов стерлингов в военно-морская верфь.
Г-жа Стерджен, обеспокоенная ошибками, которые она совершила, сказала, что предупреждения CMAL должны были быть доведены до ее сведения до того, как г-н Маккей дал добро на сделку.
Г-жа Стерджен была оспаривал, во сколько фиаско в конечном итоге будет стоить налогоплательщику, включая национализацию верфи, но не назвал цифру.
Свежие комментарии