Марлон Брандо и Мария Шнайдер в фильме «Последнее танго в Париже». в парижской квартире Марлон Брандо беседует со своим пенисом. Предполагалось, что 47-летний актер будет изображать полностью обнаженную сцену в своем последнем фильме «Последнее танго в Париже», но, как он описал ее в своей автобиографии «Песни, которым меня научила мама», она стала «одной из самых неловких». опыт моей профессиональной карьеры».
Это был такой холодный день, что, как стыдливо признался Брандо, «мой пенис уменьшился до размера арахиса. Оно просто засохло». Его тело вошло в то, что он назвал «полным отступлением», и смущенный и напряженный Брандо начал ходить по площадке, надеясь, что что-то изменится. Тогда у него появилась идея.
Как он позже писал: «У меня всегда была твердая вера в власть разума над материей, поэтому я сосредоточился на своих интимных частях, пытаясь заставить свой пенис и яички расти; Я даже говорил с ними». Несмотря на все его усилия по возбуждению, это не сработало. «Мой разум подвел меня. Я был унижен». Он попросил у своего директора час отсрочки и смело сообщил съемочной группе, что не сдается, но, как он отметил: «По их лицам я мог сказать, что они разочаровались во мне». Возможно, неудивительно, что он решил, что «я просто не могу так сыграть сцену», и поэтому ее вырезали из готового фильма.
Спустя полвека после своего первого выхода «Последнее танго в Париже» по-прежнему является синонимом сексуальной откровенности, даже после того, как было выпущено значительно больше шокирующих фильмов. Слова «Последнее танго в…» означают чувство опасности и волнения, что остроумно обыграла сценаристка Салли Уэйнрайт в своей комедийной драме «Последнее танго в Галифаксе» о романе пожилой пары.
Легендарный статус его прародителя, спустя полвека после премьеры фильма, во многом основан на его раскрепощенных и откровенных сексуальных сценах, которые сделали его каноном эпохальных, откровенных фильмов о человеческой похоти. Когда он был выпущен в Америке, ему дали редкий сертификат «X», обычно предназначенный для порнографии. И все же это не главная причина его непреходящей популярности. То, что продолжает придавать «Последнему танго» его необузданную силу, — это не нагота и не пресловутая сцена содомии с использованием масла, а удивительно грубое и интуитивное выступление Брандо; последняя настоящая роль, которую он сыграл в кино, и ошеломляющий итог его замечательной карьеры.
Режиссер Бернардо Бертолуччи с актером «Последнее танго в Париже» Марлоном Брандо и актрисой Марией Шнайдер. Фото: Джордж Ринхарт/Corbis via Getty. Изображения
В то время как Брандо безуспешно пытался заниматься примитивной версией кукольного пениса, он мог утешать себя тем, что, по крайней мере, он был в зените своей возрожденной карьеры. Он получил щедрые похвалы за свою культовую роль Дона Вито Корлеоне в шедевре Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец» и вновь зарекомендовал себя как убедительное присутствие на экране после периода дикой природы, когда он стал синонимом провалов, таких как последний фильм Чарли Чаплина. Графиня из Гонконга и приквел «Поворот винта» к «Пришельцам ночи».
В 1969 году критик Роджер Эберт писал о нем, что «[Брандо] требует большой зарплаты, но за последние несколько лет продюсеры обнаружили, что его привлекательность непредсказуема». Его совет был прост. «Я считаю, что Брандо должен уйти в отставку. Ему следует отказаться от попыток воскресить «старого» Брандо и начать серию небольших картинок, призванных раскрыть его актерские способности».
Неясно, читал ли Брандо когда-либо колонку Эберта. Но, хотя «Крестного отца» никогда нельзя было назвать маленьким, «Последнее танго в Париже», в котором он сыграл овдовевшего американца средних лет по имени Пол, завязывающего садомазохистский роман с гораздо более молодой женщиной, было полной сменой темпа. . Идея фильма была основана на эротической фантазии его итальянского режиссера Бернардо Бертолуччи – желании встретить незнакомую женщину в пустой квартире и повторить с ней анонимный секс, даже не узнав о ней больше – но ее исполнение вышло далеко за рамки любого рода дешевое возбуждение.
Бертолуччи получил широкую известность благодаря своим более ранним фильмам «Конформист» и «Уловка паука», в которых рассказывалось соответственно о падении застенчивого человека на политически мотивированное убийство и неспособности персонажа избежать наследия своего отца-антифашиста-мученика. Обе картины отличались яркими выступлениями главных героев-мужчин, сказочной атмосферой и моментами шокирующего насилия — все это можно найти в «Последнем танго в Париже». Но новый фильм расширит границы значительно дальше, чем его предшественники.
Знаменитость: Марлон Брандо в роли Вито Корлеоне, Крестный отец. Фото: Кадры из фильма
Режиссеру было всего чуть за 30, но он уже был известным режиссером, и актеры очень хотели с ним работать. И все же Брандо не был первым выбором на главную роль в его новом фильме. Его первоначальный план на кастинге состоял в том, чтобы воссоединить своих ведущих актеров из «Конформиста» Жана-Луи Трентиньяна и Доминика Санду, но Трентиньян, по словам Бертолуччи, был «вне застенчивости» и почти в слезах сообщил режиссеру, что он не может быть «à poil» или голый на экране. Санда была беременна, поэтому ее исключили, и Бертолуччи отправился к двум ведущим европейским мужчинам того времени, Жану-Полю Бельмондо и Алену Делону.
Бельмондо счел сценарий оскорбительным и, по словам Бертолуччи, «непристойным», а Делон согласился бы взять на себя роль только в том случае, если бы он также мог выступать в качестве продюсера, от чего режиссер категорически отказался. Затем совершенно случайно Бертолуччи оказался в Риме на ужине с итальянским главой Paramount, который был в восторге от игры Брандо в «Крестном отце», и режиссер подумал: «Ага, это он».
Заманить известного замкнутого и требовательного актера было непростой задачей, но Бертолуччи помог тот факт, что Брандо понравился «Конформист». Когда он встретился с режиссером, двое мужчин чувствовали себя настолько неловко в обществе друг друга из-за того, что Бертолуччи не говорил по-английски, что они не могли разговаривать около 15 минут, пока Брандо не нарушил тишину, сказав: «Хорошо, что за фильм?» вы хотите сделать?
Актер, который провел много времени на Таити, говорил на том, что режиссер назвал «очень наивным, милым таитянским французским языком», и они нашли взаимопонимание. Позже Бертолуччи утверждал: «Я провел с ним около трех недель, но мы никогда не говорили о фильме; вместо этого мы говорили обо всем остальном — о жизни и смерти, девочках, обычном». Он также пошутил, что выучил английский язык у известного склонного к бормотанию Брандо, «поэтому меня никто не понимает».
Последнее танго в Париже с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер. Фото: Allstar Picture Library Ltd/Alamy Stock Photo
Однако позже Брандо писал в своих мемуарах, что, хотя Бертолуччи был «чрезвычайно чувствительным и талантливым человеком», его навыки сценариста были рудиментарными, поскольку «он не занимался развитием персонажей». Вместо этого режиссер призвал Брандо превратить роль в продолжение самого себя. Брандо писал: «Бернардо адаптировал историю под своих актеров. Он хотел, чтобы я играл самого себя, полностью импровизировал и изображал Пола, как если бы он был автобиографическим зеркалом меня… он заставил меня написать практически все мои сцены и диалоги».
Процесс осложнялся отсутствием у Бертолуччи английского языка, поэтому они общались на неортодоксальном французском языке Брандо и на языке жестов: можно только представить, как этот процесс проходил в день сцены с маслом.
Актриса Мария Шнайдер была выбрана вместе с Брандо после того, как следующая кандидатура Бертолуччи на эту роль, Катрин Денев, не смогла принять ее, потому что она тоже была беременна. Съемки фильма начались 31 января 1972 года в Париже, а Брандо присоединился к съемочной площадке 7 февраля. Как теперь обычно, актер не выучил свои реплики, но это было далеко не непреодолимой проблемой, как обычно. Бертолуччи описал, как: «Я хотел, чтобы он забыл Пола и вспомнил себя и то, что было у него внутри. Для него это был совершенно новый метод. Он был очарован риском и боялся чувства нарушения его частной жизни».
Однако Бертолуччи был ошеломлен уровнем интенсивности, который Брандо привнес в картину, и его игрой. Как он позже выразился: «Когда я увидел, как он делает свою первую сцену, глядя на поезд и крича, я был потрясен. Он начал с такой резкой подачи, что я сказал себе: «Может быть, я не могу работать на уровне этого актера». Я очень испугался. Мой страх длился первую неделю, а потом Марлон дал мне понять, что у него такое же чувство ко мне. С этого момента все заработало очень хорошо».
И это несмотря на неортодоксальную манеру, в которой Брандо пытался читать свой диалог по подсказкам. Хотя история о том, что в какой-то момент он попросил, чтобы его реплики были написаны на ягодицах Шнайдера, является недостоверной, она вспомнила: «Иногда он не хотел учить свои реплики и наносил их на карточки-подсказки по всему залу. комнате, и он устанавливал ее так, чтобы угол камеры всегда был правильным, чтобы он мог читать строки. Карточки-подсказки были прямо за камерой! В одной сцене, когда он закатил глаза и очень драматично посмотрел вверх, он действительно смотрел вверх, чтобы прочитать свои строки».
Трудность, с которой столкнулся Брандо, заключалась в том, что режиссер фильма Бернардо Бертолуччи был привержен аутентичности любой ценой, в том числе просил его и его партнершу по фильму Марию Шнайдер заняться сексом на экране по-настоящему. Брандо отказался. «Это полностью изменило бы картину и сделало бы наши половые органы центром истории», — сказал он.
Когда фильм был закончен, его сексуальное содержание сделало его кассовым хитом в Америке, где он собрал 16 миллионов долларов. Брандо, который согласился на процент от прибыли, в конечном итоге заработал более 1 миллиона долларов: невероятная сумма для фильма такого рода.
'Это свело меня с ума': Мария Шнайдер прославилась своей ролью в «Последнем танго в Париже». Объединенные художники/Предоставлено Getty Images
Не обошлось и без споров. Было итальянское частное обвинение Джино Паоло Латин, прокурора Болоньи, на основании «непристойного содержания, оскорбляющего общественную порядочность» и «описаний и демонстраций мастурбации, либидозных действий и непристойной наготы, сопровождаемых закадровыми звуками, вздохами». и крики климатического удовольствия». Первоначально это было безуспешно, но в сентябре 1973 года апелляционный суд в Болонье приговорил Бертолуччи, Брандо и Шнайдера к двум месяцам тюремного заключения и штрафу: позже это решение было отменено в декабре того же года высшим судом страны, Кассационным судом.
Тем не менее, было ясно, что фильм вызвал тяжкие оскорбления в родной стране Бертолуччи, и стресс довел Шнайдера до крайности. Позже она сказала в интервью, что полемика «свела меня с ума. Я подсел на наркотики – марихуану, а затем кокаин, ЛСД и героин – это было похоже на бегство от реальности… Мне совсем не нравилось быть знаменитым, и наркотики были моим спасением. Я принимал таблетки, чтобы попытаться покончить жизнь самоубийством, но выжил, потому что Бог решил, что мне еще не время уходить».
Тем временем в Великобритании таблоиды устроили полевой день с «шокером Марлона Брандо». «Санди Миррор» объявила без каламбура, что «в нем есть сцены, которые гарантированно выбьют дно из подпольного рынка порнофильмов». Но BBFC сделал только 10-секундные сокращения самой печально известной сцены, а в отчете рецензентов говорилось, что «фильм, безусловно, не настолько порнографичен, как нас уверяют газеты. Сцена содомия не очень откровенна… секс показан с большой сдержанностью, на мой взгляд, даже слишком, поскольку Пол, кажется, выполняет самую напряженную сексуальную атлетику в брюках». Позже правки были восстановлены, и сегодня фильм можно увидеть во всей его красе без цензуры.
Кассовый хит: Мария Шнайдер лежит рядом с Марлоном Брандо в сцене из фильма «Последнее танго в Париже». Фото: United Artists/Гетти изображения
Брандо по-прежнему неоднозначно относился к фильму, несмотря на то, что был номинирован за него на «Оскар» за лучшую мужскую роль: он проиграл Джеку Леммону за «Спасти тигра», что, возможно, неудивительно, учитывая, что в прошлом году он отказался получить свою премию «Оскар» за «Крестного отца». В своих мемуарах он писал: «Последнее танго в Париже получило много похвал, хотя я всегда думал, что это излишне… по сей день я не могу сказать, о чем [фильм]. Пока мы его делали, я не думаю, что Бернардо тоже знал… я полагаю, это было о многих вещах, и, может быть, когда-нибудь я узнаю, что это такое».
Другие не согласились. С момента его выпуска все, от Мартина Скорсезе до Брэда Питта, хвалили игру Брандо, причем Скорсезе описал эту роль как «самую чистую поэзию, какую только можно вообразить, в динамичном движении», а Питт сказал, что это роль, которую он больше всего хотел бы сыграть. замечание: «Брандо. Это больно.
Не случайно актер больше никогда не брался за такую сложную роль. «Последнее танго в Париже потребовало много эмоциональной борьбы с самим собой, — вспоминал Брандо, — и когда оно было закончено, я решил, что никогда больше не собираюсь эмоционально разрушать себя, чтобы снять фильм. Я чувствовал, что нарушил свое сокровенное «я» и больше не хотел так страдать».
Возможно, в конце концов он не был полностью обнажен на экране. Но сила его последнего великого выступления заключается в том, что вместо этого он эмоционально обнажается. К концу он — и публика — совершенно истощены. Он продолжал сниматься в интересных фильмах и играть роли, будь то полковник Курц в «Апокалипсисе сегодня», адвокат Иэн Маккензи в «Сухом белом сезоне» и, конечно же, отец Супермена Джор-Эл. Но никогда больше не брался за роль, которая вытягивала его до предела, так мало оставляя воображению.
Свежие комментарии