Зрители, которые смотрели новую драму BBC One «Золото» в воскресенье вечером, возможно, как и я, были удивлены увиденным. Расследование ограбления Brink’s-Mat в 1983 году, во время которого со склада недалеко от Хитроу было украдено золотых слитков на сумму 26 миллионов фунтов стерлингов, — это не стандартный триллер об ограблениях. Скорее, статья Нила Форсайта из шести частей послужила критикой британской классовой системы.
Злодеи из рабочего класса считались жалкими пешками в гораздо более крупной игре социальных шахмат, в то время как любители крикета (некоторые более гнусные, чем другие) смогли укрепить свои позиции. Те, кто поднялся по лестнице, были глубоко испорчены. Изворотливый, во многом вымышленный адвокат по имени Эдвин Купер (обратите внимание на социально загадочную букву «у» в этом имени) появился из ниоткуда и унизил трудоголика, который принял, но не взял взятку. Купер (которого играет Доминик Купер) ругает его так: «Жена Цезаря должна быть вне подозрений. Вы не знаете своих классиков». Быстрое образование, кажется, помогло вам в Британии 1980-х.
Хотя эти раскопки не были тонкими, «Золото» было вдумчивым поворотом на проторенной территории. И все же была одна вещь, которая заставила меня чувствовать себя неловко, и это была характеристика Кеннета Ноя, которого здесь играет Джек Лоуден, который представляет непростое социальное положение успешного профессионального преступника. Вы наверняка помните Нойе не по Бринк-Мэту, за который он отсидел восемь лет в тюрьме, а по убийству Стивена Кэмерона в 1996 году на объездной дороге М25 в Кенте. (Он был снова освобожден в 2019 году, отсидев еще 20 лет.)
Нойе уже появлялась в телевизионной драме: 20 лет назад в сериале ITV «Даниэль Кейбл: очевидец дела Кэмерон». Затем, в исполнении неповоротливого Найджела Терри, Нойе был устрашающим, сердитым и несимпатичным существом. Теперь, когда его играет Лоуден, он совсем другой. «Выше ростом, блондинистее Дель Бой», — так Лоуден описал свой образ прессе на прошлой неделе. И в этом кроется проблема: хотя Нойе в какой-то момент говорит присяжным, что надеется, что они все умрут от рака, как это сделал настоящий Нойе на судебном процессе над Brink's Mat в 1986 году, он также вызывает приглушенное восхищение. Он, конечно, не вызывает симпатии, но Форсайт предоставил ему несколько речей о штате Англия, которые, на мой взгляд, в какой-то мере ведут к его апофеозу.
«Я много читаю об Англии, о том, какой она была», — говорит Нойе перед своим просторным домом со свинцовым освещением в конце первой серии. «И самое смешное, что эта страна не всегда была такой. Это не всегда были короли и королевы, потому что иногда кто-то из нашей компании на какое-то время оказывался на вершине и оказывался главным. Но это никогда не длилось долго, потому что, понимаете, когда они добирались туда, они паниковали… И они сняли корону и вернули ее. Ну, это не я». В этот момент музыка сознательно нарастает, и Нойе одним быстрым движением становится своего рода народным героем.
Нахальный парень: Фил Коллинз в роли преступника Бастера Эдвардса в фильме 1988 года Бастер
Так было всегда. В 18 веке подвиги этого грубого Дика Терпина стали предметом популярных баллад, романтической фигурой, даже сердцеедом, спустя много времени после его казни в Навсмайре. Но особенно за последние 40 лет мы увековечили это тревожное представление в средствах массовой информации, и я не думаю, что что-либо из этого приносит пользу нам как обществу. Вспомните Фила Коллинза, играющего великого грабителя поездов Бастера Эдвардса в фильме 1988 года «Бастер». Мало того, что Коллинз является визитной карточкой дерзкого парня, он также поп-звезда, и несколько синглов были выпущены с конца фильма, что помогло сделать Эдвардса маловероятным айдолом среднего возраста, его эмоциональная жизнь озвучена липкой кавер-версией. заводной вид любви. Не будем забывать, что в самом ограблении машинист поезда Джек Миллс был избит железным прутом, что, как полагают, привело к преждевременной смерти Миллса семь лет спустя.
Подобный кинематографический лоск можно увидеть в The Krays (1990), в котором Мартин и Гэри Кемп из Spandau Ballet играли бруверов Ист-Энда. Опять же, в этом фильме мало что вызывает у вас отвращение к действиям Краев. Они любили свою мать, и, черт возьми, вы знали, что можете оставить свой черный ход открытым, не опасаясь ограбления, когда они были в городе.
Молодежная культура 1990-х во многом связана с этим увековечением романтизации. Было время, когда всевозможные мемуары ужасных суровых мужчин становились бестселлерами, и мы все, казалось, упивали свой шанс рассказать свою версию истории. Самым известным из них был Чарльз Бронсон, которого однажды назвали «самым жестоким заключенным в Британии», человек, который провел большую часть своей жизни избитым, перемежающимся ужасающими эпизодами, связанными с удушением и захватом заложников. В 2008 году его сыграл Том Харди в фильме, который показывает, насколько гламурным на самом деле является Бронсон в воображении публики. Кастинг Харди связан с этим ужасным словом «харизма». Злодеям нужно не просто сочувствовать: мы тоже находим их странно привлекательными.
Кинематографический блеск: Spandau Ballet&# 39 лет Мартин и Гэри Кемп играли убийц, гангстеров и братьев из Ист-Энда Рональда и Реджинальда Крэев. Фото: Pictorial Press Ltd/Alamy Stock Photo
Это не совсем британский феномен. Я думаю, вы могли бы возразить, что Мартин Скорсезе многое сделал, чтобы добавить художественного веса жизни гангстеров, особенно в «Славных парнях» (1990). Но богатая психология творчества Скорсезе если не оправдывает персонажей, то, по крайней мере, предлагает неоднозначные слои, которые никогда не вызывают у вас симпатии. В Британии, однако, мы сентиментальны, готовы возложить вину за чьи-то проступки на ужасное воспитание или систему, от которой нет выхода. На это я бы ответил, что большинство людей, которые плохо начали жизнь, не считают нужным зарезать невинного автомобилиста девятидюймовым ножом.
Я дождался финальных титров эпизода. шесть из Золота, если предположить, что последующее преступление Ноя будет отмечено. Увы, ничего. Было ли это потому, что это не соответствовало повествованию драмы; была ли это ошибка; или это была попытка реабилитировать человека, в чьих преступлениях (это заставило бы нас поверить) виновато общество? В нашей современной культуре, где люди были «отменены» за значительно меньшие действия, чем те, которые совершил Нойе, это выглядело как серьезная оплошность.
Золото теперь на BBC iPlayer
Свежие комментарии