'Весь мир для меня шутка': Джозеф Коттен и Тереза Райт в фильме «Тень сомнения». Универсальные изображения/Getty Images
«Для меня весь мир — шутка», — заявляет Джозеф Коттен в роли злодейского дяди Чарли в фильме Альфреда Хичкока «Тень сомнения» 1943 года. Центральное место в этом знаменитом напряженном фильме занимает тревожная полоса пессимизма, блестяще населенная нервирующим и непоправимо неприятным персонажем Коттена. Тем не менее, учтивый дядя Чарли, возможно, также был выражением внутренней личности режиссера. Как однажды сказал Хичкок: «Проблеск мира доказывает, что ужас — не что иное, как реальность».
Тогда вполне уместно, что в течение многих лет, когда его спрашивали, какой из его 50 или около того фильмов был его личным фаворитом, выбор был связан с убийством. Как неоднократно предполагалось на протяжении всей его жизни, любимым Хичкоком Хичкока была Тень сомнения.
«Тень сомнения» рассказывает о все более напряженном визите дяди Чарли (Джозеф Коттен) к семье его сестры (Патриция Коллиндж) в сонной части Санта-Розы. Чарли сбежал из своего предыдущего города после того, как полиция подошла слишком близко, и его окружали подозрения относительно недавней волны убийств богатых вдов так называемым «Веселым убийцей вдов». Дядя Чарли пользуется особой популярностью у своей племянницы Шарлотты (Тереза Райт).
Но по мере того, как проходят захватывающие дни визита ее дяди, Шарлотта становится все более подозрительной к его прошлому, особенно когда детектив под прикрытием (Макдональд Кэри) предупреждает, что ее любимый дядя может быть не таким, каким кажется. Хичкок создает напряжение, дразня аудиторию тем, поверит ли Шарлотта в правду вовремя, чтобы спасти ее.
Сюжет фильма, написанного драматургом Торнтоном Уайлдером, обязан своим наследием реальному убийце Эрлу Нельсону. Первый известный в Америке серийный сексуальный убийца 20-го века, Нельсон охотился на пожилых квартирных хозяйок на Восточном побережье в 1920-х годах; изображая из себя кроткого жильца, прежде чем садистски убить и напасть на них. С известными 22 убийствами за год до того, как он был пойман и казнен, Нельсон по-прежнему считается одним из самых плодовитых убийц в американской криминальной истории.
'Веселая вдова-убийца': постер к фильму Хичкока «Тень сомнения». : Киномагазин/Shutterstock
Явная мерзость и масштабы преступлений, а также омерзительные заголовки, такие как «Улыбающийся незнакомец», «Увидел на месте смерти почтальон…» и «Находит мать, убитую в сундуке на чердаке», явно повлияли на ухмыляющегося дядю Чарли Хичкока; фильм прорастает всего через 15 лет после того, как преступления попали в газетные киоски. От выбранных Чарли жертв до его метода убийства (ручного удушения) Нельсон и персонаж имеют огромное количество сходств. Оба без труда зарабатывают титул «Веселых убийц вдов».
Эта мрачная реальная жизнь Первоначально вдохновение исходило от сюжетного отдела продюсера Дэвида О Селзника. «Муж главы сюжетного отдела Селзника был писателем», — сказал Хичкок французскому режиссеру Франсуа Трюффо в их знаменитом интервью длиной в целую книгу. «Однажды она сказала мне, что у ее мужа была идея для рассказа, но он не записал ее. Итак, мы пошли на обед… и они рассказали мне историю. Таким образом, мы получили основу для черновика, который был отправлен Торнтону Уайлдеру».
Одна из причин, по которой Хичкок хотел Уайлдера, заключалась в том, что он стремился передать смысл жизни в маленьком городке. Посмотрев пьесу Уайлдера «Наш город» (1938), Хичкок позже обратился к драматургу с идеей фильма. Для Хичкока было жизненно важно, чтобы история показала почти дьявольского злодея, въезжающего в уютную Америку с открытки. По словам дочери Хичкока Пэт, это была одна из причин, по которой он так гордился фильмом. «Это был любимый фильм моего отца, — сказала она, — потому что ему нравилась мысль создать угрозу для маленького городка». Однако возникла проблема.
Америка недавно вступила во Вторую мировую войну, и в то время Уайлдеру оставалось всего несколько недель до поступления на военную службу. Хотя Уайлдер неустанно работал с режиссером, они не закончили сценарий в срок, поэтому Хичкок отправился с ним через всю страну на поезде туда, где находился драматург, закончив черновик в долгом путешествии от побережья к побережью. С более поздними дополнениями, предоставленными Альмой Хичкок и сценаристом Салли Бенсон, сценарий вскоре был завершен. Вполне уместно, что сам Уайлдер поступил на службу в Подразделение психологической войны армии США, и вскоре ему предстояло провести много напряженных вечеров в умах врага, а не в кинозрителях.
«Это было похоже на семью»: главные роли Тереза Райт и Джозеф Коттен с режиссером Альфредом Хичкоком на съемочной площадке фильма «Тень сомнения». Фото: Everett Collection Inc/Alamy Stock Photo
При наличии сценария фильм казался полностью сформированным сразу. Тереза Райт вспоминала, как Хичкок фактически снял для нее весь фильм, чтобы привлечь ее к работе, взяв ее напрокат в Metro-Goldwyn-Mayer. «Больше всего я запомнила, — вспоминала она, — как зашла к нему в кабинет, где он рассказал мне историю фильма. Он рассказал мне это так подробно, что, когда я в конце концов пошел его смотреть, я подумал: «Я видел этот фильм раньше». Я видел это в его кабинете».
По словам Райта, съемки были счастливым опытом, в отличие от опыта более поздних главных леди Хичкока, таких как Типпи Хедрен, над которой, как и над рядом его главных актрис, он издевался и одержим на съемках «Птиц».
«Он был таким забавным, — сказала она о режиссере, — как и Джозеф Коттен. Это было похоже на семью. Очень счастливый опыт». Однако Хичкок не хотел публично говорить о работе со своим главным героем. На вопрос, почему Коттен не был постоянным исполнителем у режиссера, особенно учитывая успех актера в роли дяди Чарли, Хичкок загадочно ответил: «О, я Козерог».
Угрожающий взгляд: Джозеф Коттен в роли злодейского дяди Чарли, Тереза Райт в роли его племянницы Чарли и Хьюм Кронин в роли Херби Хокинса Предоставлено: Universal/Getty Images
То, что Хичкок мог передать, было его разочарованием из-за того, что он не получил ведущую роль, которую он изначально хотел. Актер Уильям Пауэлл был первым, кого Хичкок выбрал на эту роль, но, в отличие от Терезы Райт, MGM отказалась предоставить Пауэллу взаймы, поэтому Коттен был выбран. Тем не менее, Хичкок снова работал с Коттеном в фильме 1949 года «Под Козерогом», а также в одном из замечательных эпизодов фильма «Альфред Хичкок представляет: Разрушение» (1955).
Какими бы ни были отношения между режиссером и звездой, результаты в «Тени сомнения» были поразительны. Дядя Чарли стал одним из величайших злодеев американского экрана: красноречивый, но хитрый, под маской полного обаяния скрывалось что-то злонамеренное. Чарли Коттена снимает фильм, и, что характерно, Коттен дважды исполнял эту роль для радио, в 1943 и 1946 годах.
В частности, то, как Хичкок решил снимать фильм, повлияло как на окончательные результаты, так и на его дальнейшую работу. В том, что кажется пробным для «Психо», Хичкок создает «Тень сомнения» больше с точки зрения злодея, чем с точки зрения героя. Персонаж Коттена заполняет все экранное время, и когда его фальшивая личность рушится, Хичкок чуть не ломает четвертую стену. Как будто дядя Чарли разговаривает с самой аудиторией, пытаясь убедить нас в своих убеждениях, когда он поворачивается к камере во время тревожного и знаменитого монолога.
Монолог дяди Чарли — это длинная речь о его ненависти к женщинам, которая вырывается из него случайно за обедом. «Они люди, — спрашивает он, когда его спрашивают о его взглядах на богатых вдов, — или это толстые, хрипящие животные? А что происходит с животными, когда они становятся слишком толстыми и старыми?» Его глаза немигают, когда он поворачивается к камере во время монолога. Это был мастерский ход угрозы.
Дядя Чарли действительно был шифром для собственного человеконенавистнического фильма Хичкока мировоззрение? Такая тьма наиболее очевидна в другой ужасающей речи, где дядя Чарли осуждает свою племянницу: «Знаешь ли ты, что мир — грязный хлев? Знаешь, если сдирать фасады домов, то найдутся свиньи? Мир — ад». Французский кинорежиссер Франсуа Трюффо предположил, что это на самом деле мог быть Хичкок, написав, что «очевидно, что Хичкок выражает себя в «Тени сомнения», когда Джозеф Коттен говорит, что мир — свинарник».
Для режиссера, который, как известно, называл своих актеров «скотами», едва ли можно считать, что он выражает свое пренебрежение к окружающему миру, в частности к киноиндустрии. В конце концов, Хичкок часто с разочарованием говорил о самом съемочном процессе, предполагая, что он больше находил творческое удовлетворение в написании сценариев. Что характерно, знаменитый список Хичкока из трех основных вещей, необходимых для создания хорошего фильма, состоял из «сценария, сценария и еще раз сценария». А Хьюм Кронин, дебютировавший в «Тени сомнения», даже вспоминал, что Хичкок находил съемку довольно рутинной, вспоминая, что «он обычно говорил на съемочной площадке, что на самом деле съемки были такими скучными».
Режиссер Альфред Хичкок репетирует сцену боя с актрисой Терезой Райт для фильма «Тень сомнения». Фото: Гьон Мили/The LIFE Picture Collection/Shutterstock < р>Когда Трюффо спросил его о сочувствии, проявленном к дяде Чарли в фильме, Хичкок признал, что персонаж был «убийцей с идеалом; он один из тех убийц, которые чувствуют, что у них есть миссия по уничтожению… В фильме есть моральное суждение». Суждение исходит из того, что Чарли был фактически антигероем, необычным, но эффективным ходом, который создает один из самых сильных пафосов в карьере режиссера.
Возможно, именно это чувство личного освобождения означало, что фильм, оглядываясь назад, выделялся для режиссера. В дяде Чарли, безусловно, есть порочная радость жизни, которая, кажется, наслаждается своими злыми махинациями. Легко представить, как Хичкок криво улыбался, когда планировал и реализовывал некоторые из наиболее восхитительно мрачных сцен Чарли.
В более поздние годы режиссер наконец признал свою близость к этой жестокой постановке, несмотря на то, что раньше отрицал это. Когда в 1972 году Дик Каветт спросил, какой из своих фильмов он спас бы, если бы разрешил только один, он выбрал « Тень сомнения» . «Мне это очень понравилось, — сказал он, — потому что это было правдой. Это была характерная фотография». Вопрос о том, был ли рассматриваемый персонаж дядей Чарли или Хичкоком, остается спорным. Но одно можно сказать наверняка: в результате получился шедевр саспенса, который до сих пор пугает.
Свежие комментарии