«Это может лишить экипаж навыков правильно и быстро распределять внимание»
Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в различные сферы жизни человека стало одним из самых значимых технологических знаков современности. Так, пилотирование самолетов с помощью компьютерного интеллекта существенно упрощает все процессы. Однако этот шаг вперед в авиационной отрасли сопряжен со значительными рисками. Так считает доцент Московского авиационного института Михаил Тяглик.
Как он рассказал МК, с одной стороны, нейронные сети позволяют сократить большой объем работы пилота на борту. При этом внедрение новых технологий не должно повлиять на способность пилота принимать решения и управлять самолетом вручную.
— Во время полета пилот выполняет целый комплекс задач, — рассказал Михаил Тяглик. — Помимо режимов, когда пилот непосредственно занимается управлением, он ведет радиопереговоры, следит за показаниями приборов и контролирует правильность работы автоматических систем. Кроме того, он планирует маршрут, принимает решения об уходе на запасной аэродром или облете грозового фронта. Если ИИ возьмет на себя все функции, например, кроме радиосвязи, то в случае отказа автоматизированной системы пилот, а точнее оператор, действительно может не справиться с возросшей нагрузкой.
По его словам, точное и дозированное использование систем управления полетом самолета в режиме ручного управления очень помогает летчикам. Сегодня существуют системы, ограничивающие максимальные режимы полета. При маневрировании нет необходимости следить за высотой полета — это делает автоматика. Она управляет режимами двигателей, поддерживает заданную скорость полета.
— Такие действия позволяют летчикам на время переключиться на решение других важных задач в полете, — говорит эксперт. — Однако недопустимо, чтобы летный состав привыкал к постоянному использованию автоматических систем, так как отсутствие практических навыков у экипажа может привести к трагическим событиям.
Например, был случай, когда в самолет ударила молния и автоматика перешла в обычный резервный режим управления, при котором пилотам необходимо самостоятельно управлять тягой двигателей и следить за всеми параметрами движения, размеренно координировать и управлять рычагами управления.
— К сожалению, экипаж не смог этого сделать, что привело к катастрофе, унесшей жизни нескольких десятков человек.
По его словам, каким бы надежным ни был искусственный интеллект на борту самолета, он не заменит пилота полностью. Пилоты знают, когда они могут действовать автономно, а когда не стоит полагаться на чудеса от новых видов автоматизации полета. Ведь только профессиональные действия пилота в критической ситуации спасут жизни всех на борту.
— Так искусственный интеллект, который может взять на себя часть функций пилотов, может лишить экипаж навыков правильно и быстро распределять внимание между задачами и их решениями.
Свежие комментарии