Никаких предпосылок для роста продаж новых легковых автомобилей в РФ нет. Даже по самым оптимистичным прогнозам рынок может выйти только на уровень 2024 года.
По словам директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, структура российского автомобильного рынка за последние несколько лет кардинально изменилась. Еще в 2020 году так называемые «глобальные бренды» (речь идет о брендах «родом» из Японии, Южной Кореи, Европы и т. д.) занимали долю в 75% российского рынка. При этом в 2024 году на их долю приходится всего 10%. Китайские бренды теперь занимают солидные 59%, а доля российских марок автомобилей сохраняется около 31%.
На фото: автомобили Lada
Сергей Целиков считает, что в перспективе доля китайских игроков на рынке РФ расти уже не будет. Эксперт предполагает, что при этом продолжит расти некий слой «псевдобрендеров»: речь идет об искусственных новых «локальных» брендах, под которыми выпускаются «китайские» автомобили. При этом доля мировых брендов продолжит сокращаться.
По оценкам экспертов, средняя цена нового автомобиля превысила 3 млн рублей. Это значит, что за последнее десятилетие легковые автомобили на российском рынке подорожали в 3 раза. Импорт автомобилей активно рос до октября 2024 года, но сейчас как минимум сегмент параллельного импорта «задушен» возросшим утилизационным сбором.
На фото: Knewstar 001
По словам заместителя начальника аналитического управления «Автостата» Виктора Пушкарева, к концу 2024 года будет удовлетворен «не только отложенный спрос, но и, в определенной степени, опережающий спрос». По его мнению, следствием этого станет то, что в 2025 году рынок новых легковых автомобилей покажет заметный спад.
Прогнозы уже сделаны по трем сценариям. Как пояснил Виктор Пушкарев, по базовому сценарию спад российского рынка новых легковых автомобилей по итогам 2025 года может составить около 10%. В результате объем реализованных автомобилей составит 1,42 — 1,43 млн штук. Пессимистичный сценарий предполагает, что показатель по итогам следующего года может достичь 20%, в таком случае результат составит 1,25 — 1,26 млн машин. По мнению эксперта, даже при развитии рынка по оптимистичному сценарию, скорее всего, удастся лишь удержать уровень 2024 года.
На фото: Haval Jolion
«То, что новые автомобили, выпущенные в 2025 году, станут дороже, не вызывает сомнений, но насколько в целом сказать сложно. сейчас, поскольку этот вопрос напрямую связан с ценовыми сегментами, в которых рост цен будет существенно отличаться, — комментирует Виктор Пушкарев. — И как будут формироваться цены в новом году, тоже не совсем понятно, поскольку это будет зависеть не только от повышения утилизационного сбора, но и от социально-экономической ситуации в стране, а также от желания китайских автопроизводителей удержать и укрепить свои позиции на российском рынке».
Эксперт уверен, что в дальнейшем с российского авторынка уйдут бренды-аутсайдеры по объемам и динамике продаж. Он пояснил, что сейчас «их много десятков, если учитывать еще и индивидуальный параллельный импорт». Агентство подсчитало, что в этом году более 90 брендов имели долю рынка менее 0,1%. Он добавил, что «главная проблема» китайских производителей — отсутствие собственного фирменного стиля у отдельного бренда или суббренда, а соответственно, и четкой узнаваемости модельного ряда.
Свежие комментарии