Connect with us

Привет, что-то ищете?

The Times On Ru
  1. The Times On RU
  2. /
  3. Технологии
  4. /
  5. Когда мы были первыми: 55 лет назад в СССР стартовала ..

Технологии

Когда мы были первыми: 55 лет назад в СССР стартовала космическая ракета с «Луноходом-1»

55 лет назад СССР запустил станцию «Луна-17» с первым в мире луноходом

55 лет назад, 10 ноября 1970 года, Советский Союз на ракете-носителе «Протон-К» запустил научную космическую станцию «Луна-17», которая через неделю прилунилась в районе Моря Дождей. На поверхность спутника Земли с посадочной платформы выехало первое самоходное устройство «Луноход-1». Кстати, в 2010 году космический аппарат НАСА обнаружил посадочную платформу «Луны-17».

55 лет назад СССР запустил станцию «Луна-17» с первым в мире луноходом Фото: ru.wikipedia.org

Годом раньше, 20 июля 1969 года, американские астронавты побывали на Луне. Но в том полёте у них не было средства передвижения. Поэтому советский дистанционно управляемый луноход тоже был космическим достижением. К тому времени мы даже облёт Луны космическим кораблём с космонавтами считали для себя невозможным.

Так вот, 17 ноября 1970 года в 6:41 МСК был включен тормозной двигатель станции «Луна-17», и в 6:47 МСК её посадочная платформа совершила мягкую посадку в прибрежном районе западной части Моря Дождей. Через 2,5 часа «Луноход-1» съехал по трапу с посадочной платформы на лунный грунт. В процессе выполнения программы работы он проехал 10,5 километров, что позволило детально обследовать лунную поверхность на площади 8 гектаров.

Скорость движения доходила до 2 км/час. В ходе фото и телевизионной съёмки были получены стереоскопические изображения наиболее интересных особенностей рельефа, позволяющие провести детальное изучение их строения.

«Луноход-1» имел массу 759 кг, его длина с открытой крышкой солнечной батареи — 4,42 м, ширина — 2,15 м, высота — 1,92 м. Аппарат был рассчитан на три месяца работы на поверхности Луны. Он состоит из двух основных частей: колесного шасси и герметичного приборного контейнера, в котором размещена вся служебная аппаратура. Контейнер имеет форму усечённого конуса, причём верхнее его основание служит радиатором-охладителем для сброса тепла. На время лунной ночи радиатор закрывался крышкой.

Для управления луноходом отобрали 14 офицеров командно-измерительного комплекса (теперь это Главный испытательный космический центр Министерства обороны РФ имени Г.С.Титова). Основную сложность при управлении луноходом, которое велось из Евпатории в Крыму, составляла задержка времени, поскольку радиосигнал проходит до Луны и обратно примерно за две секунды. Кроме того, применялась телевизионная передача с частотой смены изображения от одного кадра в четыре секунды до одного кадра за 20 секунд. В результате общая задержка в управлении луноходом доходила до 24 секунд.

Вот почему управляющий луноходом человек видел обстановку, которая была ранее. А что происходит в момент управления, он не мог знать. Поэтому приходилось предвидеть возможное направление движения и препятствия на пути лунохода.

15 сентября 1971 года, при наступлении одиннадцатой лунной ночи, температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла в системе ночного подогрева. А 30 сентября в месте стоянки лунохода наступил 12-й лунный день, но аппарат так на связь и не вышел. Он проработал 11 месяцев вместо трёх, на которые был рассчитан.

Совершенно очевидно, что наши успехи определялись тем, что и в руководстве, и среди сотрудников ракетно-космической отрасли было много высококвалифицированных специалистов, энтузиастов своего дела.

Одним из таких руководителей и высоким профессионалом был Георгий Николаевич Бабакин. Он имел непосредственное отношение к полёту «Луны-17». Дело в том, что  в 1965 году было  решено выделить в самостоятельное направление создание межпланетных автоматических станций. А Георгия Николаевича в этом же году назначили главным конструктором НПО имени С.А.Лавочкина, которое стало головным по такой тематике. 

Под его руководством за шесть лет была выполнена одна из приоритетных задач космонавтики — исследование Луны и планет Солнечной системы. Он верил и ежедневно доказывал, что роботы смогут все. Он говорил: «Может быть, я пристрастен, но я не знаю, чего не могут автоматы».

Георгий Николаевич Бабакин и возглавляемое им конструкторского бюро включились в процесс создания автоматических межпланетных станций в кризисный момент, когда попытки «мягкого» прилунения заканчивались авариями. Получалось, что к 1965 году советские и американские станции совершали полеты к Луне уже регулярно. Однако в США из 18 полётов восемь в той или иной степени были успешными, а СССР — из 21 полёта — девять.

За время его руководства в НПО имени С.А.Лавочкина создали первую в мире станцию, сделавшую телевизионные панорамы Луны — «Луну-9», первую станцию, доставившую образец лунного грунта на Землю — «Луну-16», первый самоходный аппарат «Луноход-1», первые искусственные спутники Венеры, разгадавшие тайну её атмосферы: «Венера-4», «Венера-5», «Венера-6», «Венера-7», первые искусственные спутники Марса: «Марс-2» и «Марс-3».

И за 6 лет, до своей скоропостижной смерти, он создал прекрасный коллектив, обеспечивший прорыв в области проектирования, конструирования и изготовления автоматических космических станций.

Многие традиции, сложившиеся при Георгии Николаевиче, сохранились до сих пор. Недавно удалось поговорить с двумя ветеранами НПО имени С.А.Лавочкина. Первый — Михаил Гаврилович Шестов. Он в бытность Бабакина главным конструктором работал ведущим конструктором в проектном комплексе. Вот что он сказал: «При назначении в 1965 году нового главного конструктора в коллективе выработалось мнение о том, чтобы «главным» был назначен руководитель не «со стороны», а именно – из коллектива. При этом авторитет Георгия Николаевича, который работал начальником отдела систем управления был столь высок, что все сошлись во мнении о правильности его назначения.

Все сотрудники признавали и подчёркивали высочайшую компетентность Георгия Николаевича в технических вопросах. Она сочеталась со стремлением глубоко вникать в каждую деталь. Технические совещания в кабинете главного конструктора были реальным творческим процессом, где генерировались конструкторские идеи.

Руководитель коллектива был не просто администратором, а реальным генератором идей. В то же время он всегда воспринимал поступающие от сотрудников идеи. Георгий Николаевич всегда был настоящим вдохновителем рабочего климата в коллективе».

А второй ветеран, пришедший в НПО имени С.А.Лавочкина на другой год после смерти Бабакина, Владислав Анисимович Соловей, рассказал об уникальном полёте станции «Луна-16», которая доставила на землю лунный грунт.

Вот его слова: «Проект выполнялся в режиме жесточайшего лимита веса, чтобы уложиться в энергетические возможности ракеты-носителя. Даже самый мощный в то время «Протон» не мог обеспечить запуск космической станции необходимой нам массы, и пришлось экономить на всём.

Решение нашли специалисты отдела траекторных расчетов. Некоторые ветераны вспоминают, что автором первоидеи был Юлий Давидович Волохов. Идея состояла в том, чтобы стартовать  точно вертикально к поверхности Луны. А взлетать должна была возвратная ракета массой 520 кг. И имела она упрощенную и облегченную систему управления, включавшую гироскопы, которые раскручивались от системы энергопитания посадочной ступени. То есть, гироскопы работали «на выбеге» только при однократном включении двигателя для разгона с поверхности Луны к Земле. Далее коррекции орбиты не проводились. 

Надо было очень точно подобрать момент старта с Луны так, чтобы траектория подлета к Земле «упиралась» непосредственно в нужную точку посадки на выделенном полигоне на территории Советского Союза.

Далее, перед входом в атмосферу со второй космической скоростью, от возвратной ракеты отделялся спускаемый аппарат сферической формы, диаметром 500 мм. Внутри него располагалась капсула с лунным грунтом. После аэродинамического торможения вводился в действие парашют, и «шарик» спускался на Землю.

Нельзя не отметить истинную гениальность такого решения. Эта схема возвращения с Луны «по лунной вертикали» была запатентована авторским коллективом НПО имени С.А.Лавочкина, во главе с главным конструктором Георгием Николаевичем Бабакиным».

Владислав Анисимович со временем стал начальником проектного отдела, участвовал в разработке многих космических аппаратов. И перенял от старших товарищей стиль работы, который создал Георгий Николаевич.

Оставить комментарий

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Стоит Посмотреть

Стоит Посмотреть

Новости По Дате

Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Вам может быть интересно:

Общество

Фото: pexels.com тестовый баннер под заглавное изображение В многоэтажном жилом доме в Волгограде, расположенном на улице Маршала Ерёменко, произошел мощный взрыв, который, по предварительным...

Бизнес

На прошлой неделе волатильность на внутреннем валютном рынке заметно снизилась. По итогам пятничных торгов курс американской валюты на внебиржевом рынке составил 80,85 руб./$, что...

Технологии

МОСКВА, 7 ноя. Новое устройство для безопасного управления электросетью с участием возобновляемых источников энергии создали ученые ТПУ. По их данным, разработка поможет почти вдвое...

Культура

МОСКВА, 8 ноя. Президент РФ Владимир Путин прислал венок на церемонию прощания с телеведущим Юрием Николаевым, передает корреспондент . Церемония прощания с народным артистом...