Мэр Кейптауна Джорджин Хилл-Льюис (слева) пытается обеспечить независимый источник электроэнергии для города. Фото: Jaco Marais/Die Burger /Gallo Images через Getty Images
Как и многие политики в Южной Африке, Джордин Хилл-Льюис знает, что граждан подводят.
35-летний мужчина был избран мэром своего родного города Кейптаун в Ноябрь, когда страна достигла печальной вехи.
В 2021 году, через 14 лет после того, как отключения электроэнергии впервые стали обычным явлением, в стране было зарегистрировано 1136 часов отключений электроэнергии — новый рекорд.
«Я не знаю, что более ужасно — то, что кризис власти случился 15 лет спустя, или то, что сейчас все считают его почти нормальным», — говорит Хилл-Льюис, чей оппозиционный Демократический альянс ( DA) уже давно господствует в Западной Капской провинции, а также продвигается в других городских районах.
Он и другие теперь пытаются взять дело в свои руки. Кейптаун объявил о планах начать закупать часть собственных источников электроэнергии у независимых производителей в обход государственной монопольной энергетической компании Eskom, чья борьба за удовлетворение спроса наносит ущерб экономике.
«Я только что понял, что в ближайшее время с этим не разобраться, и если мы будем ждать, пока Eskom разберется, это нанесет неисчислимый экономический ущерб», — добавляет Хилл-Льюис. «Для нас недостаточно просто поднять руки и сказать, что это проблема».
Этому шагу способствовали реформы рынка электроэнергии, проведенные в прошлом году президентом правящей партии Африканский национальный конгресс (АНК) Сирилом Рамафосой. Это подготовило почву для вызова доминированию Eskom.
Хотя решение Рамафосы дает противникам, таким как окружной прокурор, больше возможностей для завоевания поддержки жителей и натравливает его на некоторых членов его собственной партии, в некоторых областях оно породило надежды на поворотный момент в проблеме, которая сдерживали Южную Африку.
Однако предстоящий путь по-прежнему сопряжен с трудностями из-за опасений по поводу справедливости и доступа к энергии, а также напряженности во всем мире по поводу темпов перехода к более чистой энергии и того, что остается за пределами угледобывающих районов Южной Африки.
«Я всегда думал об этом [решении проблем с энергией] как о двух шагах вперед и шаге назад, — говорит Кристофер Вандом, научный сотрудник программы Chatham House Africa из Кейптауна. «И вы не совсем уверены, какова длина этих шагов».
Являясь одной из крупнейших в мире коммунальных служб, Eskom управляет парком из 15 стареющих угольных электростанций номинальной мощностью до 47 000 МВт, обеспечивающих до 90 процентов потребности страны в электроэнергии.
Но с 2007 года компания изо всех сил пытается удовлетворить этот спрос, отягощенный тем, что сейчас более 25,4 млрд долларов [19 млрд фунтов стерлингов] долга, накопленного за эти годы на фоне высоких затрат, крутых процентных платежей, недостаточных инвестиций и обвинения в коррупции и бесхозяйственности.
В том же году он ввел периодическое «распределение нагрузки» — прекращение поставок в определенные районы, когда оно не может удовлетворить спрос, давая жителям иногда уведомление всего за четыре часа, прежде чем они останутся в темноте.
Сокращения привели к остановке шахт и промышленности и вытеснению других предприятий, что привело к рекордному уровню безработицы в Южной Африке, составившему 34,9 процента, или почти 75 процентов среди молодежи.
«Мы бьем все неправильные рекорды в отношении безработицы», — говорит Кганки Матабане, исполнительный директор Совета чернокожих предпринимателей. «Когда у вас нет надежного электричества, как вы собираетесь достичь целей нашего плана устойчивого развития?
«Малые предприятия полагаются на Eskom — в отличие от крупных предприятий, они не могут позволить себе солнечные панели и генераторы. Система настолько ненадежна, что вы не знаете, когда у вас будет электричество. Если бы вы это сделали, вы могли бы хотя бы спланировать».
МВФ предупредил, что проблемы Eskom создают «критические макроэкономические» проблемы, и призвал к реструктуризации фирмы, чтобы «обеспечить энергетическую безопасность, снизить фискальные риски и отказаться от угольной энергетики».
Реформа была завершена. Однако это осложнялось напряженностью в этот переходный период, поскольку обширная угледобывающая промышленность Южной Африки опасалась потери рабочих мест, если электроэнергия Eskom, в основном работающая на угле, будет вытеснена возобновляемыми источниками энергии.
«Экономическая философия правящей партии временами неолиберальна и очень ориентирована на рынок, но существует также реальное нежелание позволить столь важному сектору выйти из-под государственного контроля», — добавляет Вандом.
>
«[Но] когда свет выключен, это такая наглядная демонстрация отсутствия государственных поставок».
Принятие Eskom.
Изменения Ramafosa в прошлом году включали освобождение производителей электроэнергии мощностью до 100 МВт от лицензионных требований, открытие возможность для производителей возобновляемой энергии бросить вызов Eskom.
Это произошло после того, как в 2020 году муниципалитетам было предоставлено больше полномочий покупать генерацию за пределами Eskom.
Порог в 100 МВт идет дальше, чем освобождение от лицензии в 10 МВт, к которому призывал министр энергетики и минеральных ресурсов Рамафосы Гведе Манташе, которая говорила о «реальности» Южной Африки как производителя ископаемого топлива на фоне давления, направленного на переход к более чистым источникам.
Hill-Lewis в Кейптауне не единственный, кто этим пользуется. Этеквини, муниципалитет, который охватывает промышленный портовый город Дурбан, в июле прошлого года заявил, что хочет закупить около 400 МВт из независимых источников.
Пилонная башня несет линии электропередач над жилыми лачугами в поселке за пределами Йоханнесбурга. Фото: Уолдо Свигерс/Bloomberg
Район, контролируемый на местном уровне АНК, заявил, что ему требуется «разнообразное сочетание устойчивого, управляемого и надежного производства электроэнергии». технологий», которые должны быть «доступны по запросу».
Тем временем Йоханнесбург в октябре прошлого года наметил планы по закупке около 500 МВт из независимых источников. Затем мэр Мфо Моране, также входящий в состав АНК, заявил жителям в октябре, что сократит свою зависимость от Eskom примерно на 15% и сократит сброс нагрузки.
Моэран был свергнут на выборах в ноябре 2021 года Мфо Пхалаце из Демократического альянса, который проводил кампанию против нехватки электроэнергии в городе, настаивая на том, что «пять наиболее эффективных муниципалитетов управляются окружным прокурором».
Однако, несмотря на весь ажиотаж вокруг реформ, не все на их стороне, на фоне опасений, что это приведет к более высоким затратам и не принесет одинаковой пользы всем.
«Затраты Eskom растут, но спрос и надежность системы снижаются», — говорит Брайан Каманци, исследователь энергетической политики в Институте экономической справедливости в Йоханнесбурге.
«Добавление дополнительных независимых производителей электроэнергии увеличит расходы для потребителей, а это означает, что им, по сути, придется платить больше за более высокую надежность.
«Что это будет означать для домохозяйств рабочего класса и малого бизнеса, пока неясно. Нам нужно больше узнать о том, какая помощь доступна».
Реформы рынка электроэнергии, проводимые президентом Сирилом Рамафосой, открыли дверь для проблемной ситуации с государственным оператором Eskom. Фото: JOHANNA GERON/POOL/EPA-EFE/Shutterstock в этом году ему не удалось добиться увеличения на 20,5%, которое он хотел от регулирующего органа. Профсоюзы выразили обеспокоенность по поводу того, что правительство приватизирует энергетическую отрасль за счет потребителей.
Каманзи также отмечает, что в основном это крупные мегаполисы с более крупными бюджетами, которые пока стремятся извлечь выгоду, а многие из небольших районов борются с долгами, в том числе перед Eskom.
«Они делают ставку на то, что смогут привлечь инвестиции, но им по-прежнему требуются минимальные стандарты в национальной сети», — добавляет он. «Никто не может полностью защитить себя от этого».
Мэр Кейптауна Хилл-Льюис знает о потенциальных препятствиях для его планов по закупке электроэнергии. По его словам, существуют серые зоны, связанные с тем, потребуется ли для проектов разрешение министерства, а также необходимо построить и установить источники питания.
«Нам также пришлось заняться управлением ожиданиями, — говорит он. «В моем офисе нет простого выключателя, с помощью которого можно отключить сброс нагрузки. Но мы должны двигаться вперед».
Для уставших предприятий и жителей нужно что-то уступать. «Каждый раз, когда это происходит, нам обещают, что все будет улажено», — говорит Матабане. «Все становится только хуже. Мы будем продолжать настаивать, чтобы в конечном итоге к нам прислушались».
Свежие комментарии