Connect with us

Привет, что-то ищете?

The Times On Ru
  1. The Times On RU
  2. /
  3. Культура
  4. /
  5. Как «кошмарная» классика Носферату была почти уничтожена одной разъяренной вдовой

Культура

Как «кошмарная» классика Носферату была почти уничтожена одной разъяренной вдовой

Носферату изобрел множество тропов из фильмов о вампирах. Фото: Беттманн

Первоначальный экран Дракулы — Носферату — должен был быть уничтожен. Не солнечным светом, колом в сердце или щедрой порцией чеснока, а по приказу вдовы Брэма Стокера, Флоренс. Она узнала о фильме «Носферату, Eine Symphonie Des Grauens» («Симфония ужаса») после его роскошной премьеры в Берлинском зоопарке 4 марта 1922 года. по счету Стокера.

Это правда: «Носферату», немецкая классика немого кино режиссера Ф. В. Мурнау, несомненно, была подделкой Дракулы — несанкционированной адаптацией романа Брэма Стокера с измененными именами и урезанным сюжетом. Среди вырезанных элементов был эрудит Стокера, ставший убийцей вампиров, Ван Хельсинг. Флоренс Стокер намеревалась уничтожить все копии фильма. Но в истинно вампирском стиле Носферату не останется мертвым.

Спустя сто лет чудовищный образ графа Орлока из Носферату (которого играет Макс Шрек) — выпуклая голова, крысиные зубы, заостренные уши, растопыренные когтистые пальцы — остается одновременно пугающим и влиятельным, уступая только обходительному Беле Лугоши в смокинге. Граф Дракула как архетип вампира. Выпущенный через десять лет после смерти Брэма Стокера и чуть менее чем за десять лет до версии Дракулы 1931 года с Лугоши в главной роли, Носферату — с точки зрения истории жанра — является главным вампиром: экранным Дракулой, из которого все остальные появились в прошлом веке. р><р>«Возможно, после романа это самая важная итерация», — говорит Ким Ньюман, критик, писатель и эксперт по Дракуле. «Носферату, потому что это был первый настоящий фильм о вампирах, изобрел все вампирские клише. Каждый раз, когда вы видите, как герой заходит в трансильванскую гостиницу и говорит, что идет в замок, а все крестьяне крестятся и съеживаются от страха, это подражание Носферату. Мурнау визуализировал сцены, которые мы делаем до сих пор».

Носферату также был вдохновлен якобы реальной историей, рассказанной продюсеру и дизайнеру фильма Альбину Грау. Во время своего пребывания в пехоте на Первой мировой войне Грау встретил сербского крестьянина, который сказал, что его отец, убитый в результате кровной мести и погребенный без таинств, бродил по деревне как вампир. Когда тело отца эксгумировали, специально для того, чтобы проткнуть сердце колом, оно прекрасно сохранилось — с двумя передними зубами, резко торчащими над нижней губой.

В 1921 году Грау основал недолго просуществовавшую продюсерскую компанию Prana-Film при поддержке бизнесмена Энрико Дикманна. Грау был оккультистом и членом Ordo Templi Orientis, который имел связи с Алистером Кроули. «Носферату» должен был стать первым из ряда оккультных фильмов, снятых Грау, которому удалось передать некоторые оккультные послания — посмотрите на странные символы в документах графа Орлока — но «Прана-Фильм» обанкротился до того, как удалось снять больше фильмов.

Хенрику Галину, соавтору сценария и режиссеру утерянного фильма 1915 года «Голем», было поручено адаптировать книгу Стокера. (Технически, в 1921 году был еще один экранный Дракула: утерянный венгерский фильм под названием Drakula Halála — Смерть Дракулы, описанный Кимом Ньюманом как скорее имитация классического немецкого экспрессионизма «Кабинет доктора Калигари», чем адаптация Дракулы.) 

Он внес элементарные изменения: Джонатан Харкер — поверенный, который едет в Трансильванию, чтобы встретиться с Дракулой, — становится Хаттером; Мина — невеста Харкера и объект кровожадности Дракулы — становится Эллен, сначала истеричной, но позже находчивой; Уитби — приморский город, который в книге преследует Дракула, — перенесен в немецкий город Висборг или, в некоторых версиях, в Бремен; а граф Дракула становится графом Орлоком. (Титульные карточки в некоторых последующих версиях вернулись к исходным именам Брэма Стокера.) 

Сцена из фильма «Носферату» Ф. В. Мурнау (1922). Фото: World History Archive/Alamy Stock Photo

И пока Дракула превращает своих жертв в вампиров, Носферату убивает их наповал. Он приносит в Висборг нашествие крыс, а во множестве смертей обвиняют чуму — вероятно, отголосок пандемии испанского гриппа 1918 года.

Кажется, никто из тех, кто имел отношение к Носферату, не интересовался — и даже не задумывался — об авторском праве. У Мурнау действительно была форма на этом фронте: он снял фильм 1920 года «Янус-Копф», неофициальную адаптацию романа Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». В фильме, ныне утерянном, снимались актеры доктора Калигари Конрад Вейдт и Бела Лугоши. («Это ключевой недостающий элемент раннего хоррора», — говорит Ньюман.)

Как и Грау, Мурнау был ветераном войны. Высокий (иногда указанный как 6 футов 11 дюймов) и эффектная фигура, он был призван на Первую мировую войну и служил офицером и летчиком-истребителем. Он пережил восемь аварийных посадок и в 1917 году разбился в Швейцарии, где оставался военнопленным до окончания конфликта. Он также был дальновидным режиссером — настоящим художником ранней формы, прославившимся своей новаторской операторской работой и монтажом. Переехав в Голливуд, он поставил «Восход солнца: песня двух людей», получивший награду «Лучший уникальный и художественный фильм» на церемонии вручения премии «Оскар» — единственный раз, когда эта категория была представлена ​​на «Оскаре».

Немецкий режиссер Ф. В. Мурнау Фото: ullstein bild Dtl

Действительно, полное название «Носферату» — «Симфония ужаса» — вполне уместно. Фильм потрясающе скомпонован. Снятый летом 1921 года, он выползает из явных, своеобразных, запутанных щелей немецкого экспрессионизма в самый ужасающий реальный мир. Его снимали в основном на месте, из соображений экономии денег. «Вероятно, это первый фильм ужасов, снятый в основном на локациях, — говорит Ньюман. «Идея заключается в том, что вы можете выйти и найти жуткий замок или несколько заброшенных зданий». Усадьбой Орлока был Оравский замок в Словакии.

Все еще эффектный вид Носферату отчасти объясняется его историческим сеттингом, который перемещается от современного сеттинга Дракулы к 1838 году. Это странно вневременное и похожее на братьев Гримм. Наиболее эффектным, однако, является сам Носферату: Орлок, первичный образ того, что превратится в кинематографический ужас, подобно воплощению наших самых низменных страхов. Но Орлок по прозвищу «Птица Смерти» не человек, а существо. Его внешний вид был создан путем создания собственных черт лица Макса Шрека с помощью кусков замазки.

«Возможно, это единственная версия Дракулы, которая скорее пугающая, чем романтичная», — говорит Ньюман. «Он буквально отталкивающий — вы бы не захотели оказаться с ним в одной комнате». В отличие от этого, Дракула Белы Лугоши дружит с лондонским высшим обществом — ходит в театр и бездельничает в гостиной. «Орлок в равной степени крыса или палочник», — добавляет Ньюман.

В более поздних фильмах о вампирах эта дихотомия будет играться. В «Ночи страха» 1985 года, постмодернистском Дракуле, в котором вампир переезжает во всеамериканский пригород, кровопийца Джерри (Крис Сарандон) предстает как учтивый ловелас; когда он показывает свою истинную форму, он похож на летучую мышь, монстр Носферату на стероидах.

Внешний вид Носферату поразительно ужасен. Фото: Pictorial Press Ltd/Alamy Stock Photo

Спустя сто лет Орлок все еще пугает. «Я думаю, что есть моменты, которые на удивление кошмарны», — говорит Ньюман. «В нем нет потрясений, которые, как мы сейчас принимаем, важны для фильмов ужасов. Я думаю, что идея шока появилась пару лет спустя — может быть, разоблачение Призрака Оперы [фильм 1925 года с Лоном Чейни в главной роли]. Носферату не появляется в кадре внезапно. Он медленно раскрывается — скорее в страхе, чем в прыжке. Тем не менее, он, вероятно, до сих пор будет вызывать у детей кошмары».

Посмотрите моменты, когда Орлок вскакивает прямо из гроба; его голова поднимается из трюма корабля, когда он едет в Висборг; или наблюдать за Эллен из-за окна. Орлок медлит, вцепляясь в душу и подсознание, идея, которая воплощается в жизнь его постоянно растущими руками, отбрасывающими гигантскую хищную тень стены, когда он поднимается по лестнице. Руки, отмечает Ньюман, были главным оружием киномонстров до появления звука.

Самый очевидный вклад Носферату в знания о вампирах — это смерть Орлока: он был уничтожен солнечным светом. Когда Эллен (Грета Шредер) узнает, что добродетельная женщина может отвлекать вампира до утра, когда пропоет петух, она открывает окно, расставляя ловушку для Орлока. В книге Дракула просто ослаблен светом. «Эта условность, в которой Дракула рушится на рассвете, взята из Носферату, — говорит Ньюман. «Сто лет прошло, а мы все еще подражаем этому». Действительно, после Носферату он стал стандартным универсальным средством уничтожения вампиров. Так погиб Кристофер Ли, например, в версии Дракулы Хаммера 1958 года.

Актер Макс Шрек, сыгравший Носферату. Фото: https://www.alamy.com

Немецкая премьера «Носферату» была грандиозной, проходила в Мраморном зале Берлинского зоопарка с участием полного оркестра. Реклама стоила больше, чем производство самого фильма. Однако программа с мероприятия попала к Флоренс Стокер. Из-за того, что связи в светской жизни уменьшались, а другие работы ее покойного мужа больше не печатались, Флоренс полагалась на деньги Дракулы. В то время это само по себе ничего не стоило, но можно было продать права на театральные и кинопостановки.

Как подробно описано в книге Дэвида Дж. Скала «Голливудская готика» об истории Дракулы, Флоренс Стокер обратилась за помощью к Британскому объединенному обществу авторов и присоединилась к нему за дорогую сумму в 1,10 фунта стерлингов в год. Секретарь Общества Г. Герберт Тринг согласился помочь, но только в том случае, если вопрос можно будет легко решить во внесудебном порядке. Он передал дело в руки немецкого юриста с блестящим именем доктора Вронкера Флатова. В Обществе было некоторое раздражение по поводу того, что Флоренс присоединилась только для своих собственных целей, и это было, как описал Дэвид Калат в своем эссе о Носферату, «собакой случая».

«Прана-фильм» уже была банкротом. Процесс был затяжным, сложным и дорогостоящим — и все это за счет Общества. Флоренс Стокер стала занозой — или, возможно, колом — в боку Общества авторов. В какой-то момент они попытались заплатить ей 20 фунтов стерлингов. Но она обнаружила, что, несмотря на заявления о банкротстве, «Носферату» показывали в Будапеште, а значит, деньги все равно приносили. Немцы предложили урегулирование, если она позволит им использовать имя Дракулы для показов фильма в Великобритании и США, что было бы равносильно тому, чтобы выплеснуть святую воду на потенциального голливудского Дракулу. Поняв, что денег она никогда не получит, Флоренс сменила акцент: она занялась уничтожением Носферату. В июне 1925 года, спустя три года, было вынесено постановление. Все копии подлежали уничтожению.

Вскоре после этого Флоренс сделала еще одно открытие: Лондонское киносообщество, в состав которого входили Герберт Уэллс и Джордж Бернард Шоу, демонстрировало фильм, рекламируемый как «Дракула Ф. В. Мурнау». Общество кино отклонило ее протесты, заявив, что это был частный показ и не имел ничего общего с ее иском об авторских правах к создателям фильма. Общество кино приобрело его у тайного импортера, который сначала пытался продать «Носферату» в лондонские кинотеатры, но не смог пройти цензуру.

Носферату внутри 'корабля смерти' Кредит: Халтон Архив

Как гласит легенда, сохранилась только одна копия Носферату, и все многочисленные реставрации в последующие годы исходили из этой единственной копии. По правде говоря, Флоренс Стокер ускользнула от нескольких гравюр. Затем она лицензировала Дракулу для сцены — пьесу Гамильтона Дина 1924 года, которая вышла на Бродвей и стала основой для фильма Белы Лугоши 1931 года. Universal разыскала репродукцию Носферату во время создания этого фильма. Не уничтожать, а изучать.

Легенда о том, что фильм был на грани уничтожения, добавила силы «Носферату» — с тех пор сам фильм был мифологизирован. В книге Джима Шепарда 1998 года «Влюбленный Носферату» рассказывается вымышленный рассказ о постановке, как и в фильме 2000 года «Тень вампира» с Джоном Малковичем в роли Мурнау и Уиллемом Дефо в роли Макса Шрека. (Забавно, что Шрек Дефо действительно вампир.)

Орлок снова появлялся и в других местах. В 1979 году его образ был воскрешен для телевизионного мини-сериала «Жребий Салема» и ремейка Вернера Херцога «Носферату» — безмятежного, живописного фильма, в котором вампир (Клаус Кински) — одинокое, странно женоподобное существо. Специальное рождественское шоу Лиги джентльменов превратило Марка Гэтисса в женщину, играющую на церковном органе Носферату. Пол Уайтхаус даже сыграл Носферату в The Fast Show («Монстр! Монстр! Монстр!»). Самый последний потомок — кровожадный ангел из сериала Майка Фланагана «Полуночная месса» от Netflix.

Этот первобытный ужас, воплощенный Носферату, — как и сам фильм — невозможно убить даже через 100 лет. «Это просто его внешний вид, — говорит Ньюман. «Если бы это был потерянный фильм, а все, что у нас было, — это кадры, он все равно имел бы влияние».

Оставить комментарий

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Стоит Посмотреть

Стоит Посмотреть

Новости По Дате

Март 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Вам может быть интересно:

Общество

Фото: pexels.com тестовый баннер под заглавное изображение В многоэтажном жилом доме в Волгограде, расположенном на улице Маршала Ерёменко, произошел мощный взрыв, который, по предварительным...

Бизнес

На прошлой неделе волатильность на внутреннем валютном рынке заметно снизилась. По итогам пятничных торгов курс американской валюты на внебиржевом рынке составил 80,85 руб./$, что...

Технологии

МОСКВА, 7 ноя. Новое устройство для безопасного управления электросетью с участием возобновляемых источников энергии создали ученые ТПУ. По их данным, разработка поможет почти вдвое...

Культура

МОСКВА, 8 ноя. Президент РФ Владимир Путин прислал венок на церемонию прощания с телеведущим Юрием Николаевым, передает корреспондент . Церемония прощания с народным артистом...