Cinema Paradiso — первое и самое любимое сотрудничество Джузеппе Торнаторе с Эннио Морриконе
Даже если вы не знаете имени Эннио Морриконе, вы знаете его музыку, которая стала музыкальным сопровождением почти 500 фильмов. От небесного хорового подъема «Миссии» Ролана Жоффе до оперного величия «Хороший, плохой, злой» Морриконе был редким кинокомпозитором, который действительно заслужил прозвище Маэстро. Когда-то он думал, что музыка из фильмов унизительна. «Написав, я хотел отомстить», — сказал он.
Одним из самых последовательных сотрудников Морриконе до его смерти в возрасте 91 года в 2020 году был итальянский режиссер Джузеппе Торнаторе, который работал с композитором над более чем дюжиной фильмов. , и который сейчас снял документальный фильм о Морриконе под простым названием «Эннио».
В течение своих (никогда не скучных) двух с половиной часов Торнаторе берет интервью у известных поклонников Морриконе о его влиянии на их жизнь и творчество, от Ханса Циммера и Джона Уильямса до Брюса Спрингстина и Джеймса Хэтфилда из Metallica, и, конечно, есть Тарантино, для которого Морриконе написал музыку к «Омерзительной восьмерке» — первому Тарантино с оригинальной музыкой — и за которую Морриконе получил «Оскар».
Самый захватывающий аспект Эннио проистекает из подробного интервью, которое Торнаторе провел с самим Морриконе, когда композитору было около 80-ти — не то чтобы вы могли узнать это по энергии музыканта. С первых моментов, которые Торнаторе смело ставит без музыки, а только под звуки метронома, мы видим Морриконе дома и за работой. Эффект — откровенное понимание музыкального гения, которым обладал Маэстро.
Сегодня Торнаторе размышляет об их многолетнем сотрудничестве, которое началось в 1988 году с Cinema Paradiso, когда продюсер Торнаторе предложил обратиться к композитору. «Я полагал, что вряд ли он согласится на эту работу, особенно с таким неизвестным режиссером, как я, но он прочитал сценарий, и он ему понравился, и он согласился, так мы и начали», — говорит Торнаторе. Это привело как к профессиональным, так и к личным отношениям между ними. «Каждому фильму, который я сделал, он написал музыку. Но мы также общались со своими семьями, когда не работали вместе».
Морриконе был новатором на протяжении всей своей карьеры. С тех пор, как он использовал жестяные банки и ванны в качестве инструментов при написании музыки для Серджио Леоне, он был беспокойной фигурой, постоянно ищущей способы выражения музыки, выходящие за рамки обычного звука. Его экспериментальная, но редко недоступная музыка была особенно популярна среди продюсеров хип-хопа и танцев, ее пробовали все, от Jay-Z и Эминема до Gorillaz и Fatboy Slim.
Как предполагает Торнаторе: «Он всегда хотел найти новые звуки и использовать новые инструменты. Он был вдохновлен Джоном Кейджем и тем, как он беспрецедентно использовал звук или логику. Время от времени вы приходили к Морриконе в его дом и находили куски металла, которые он объединил, чтобы сделать новый инструмент для музыки, которую он сочинял. Он никогда не переставал экспериментировать, будь ему 80 или 90 лет; для него сочинять означало экспериментировать».
Временами казалось, что композитор живет в своей собственной реальности. «Я никогда не видел, чтобы он колебался; он работал невероятно быстро, писал ли он простую тему или сложную классическую пьесу», — говорит Торнаторе. «Это показало мне, как он был связан с миром музыки. Он часто казался рассеянным во время разговора, как будто не слушал тебя, но это потому, что он был в своем собственном мире — он сочинял, пока говорил. Он был связан с музыкой так же, как мы связаны с нашими мыслями».
'Он был связан с музыкой, как мы связаны с нашими мыслями», — говорит Торнаторе о своем друге
Возможно, из-за этого Морриконе мог иногда казаться в интервью холодным и суровым, не только уверенным в своей гениальности, но и раздражавшимся, когда другие с ним не соглашались. Его неудача в получении Оскара в 1987 году за музыку к «Миссии» была особенно болезненным моментом, и он открыто говорил (как и в фильме Торнаторе), что музыка Херби Хэнкока к «Круглой полуночи» была незаслуженным победителем, поскольку в основном состояла из существующих Музыка.
Но Торнаторе описывает это как вводящее в заблуждение. «Морриконе был очень простым; он был чутким, ироничным и ласковым. Он также был очень теплым и забавным, и всегда шутил. Но он никогда не чувствовал себя непринужденно, когда давал интервью, особенно для телевидения, потому что журналист задавал вопрос и хотел получить краткий синтетический ответ, чтобы заполнить пространство. Это вызывало у него беспокойство и неловкость, и поэтому он мог создать образ человека, способного оттолкнуть людей».
Поэтому для документального фильма было важно, чтобы Торнаторе дал своему другу возможность свободно говорить. Для него было несколько неожиданностью, что Морриконе согласился участвовать. «Два молодых продюсера предложили мне эту идею, и я сказал: «Да, я сделаю это, если Морриконе согласится дать интервью». Я думал, что освободился от ответственности, потому что знал, что ему не по себе. перед камерами, но продюсеры подошли к нему и сказали: «Маэстро, у вас будет интервью?» И он сказал: «Я сделаю это, если это будет делать Джузеппе Торнаторе». нужно сделать».
Торнаторе и Морриконе вместе работали над дюжиной фильмов
Торнаторе провел 11 дней, беря интервью у 84-летнего Морриконе. Теплая близость между двумя мужчинами очевидна, но некоторые ответы композитора удивили его друга. «Хотя я уже знал все, что он говорил мне на камеру, я был удивлен, увидев, насколько эмоциональным он стал, когда говорил о своих близких и вдохновляющих отношениях со своим отцом Марио [джазовым трубачом] или своим наставником, итальянским композитором Гоффредо Петрасси. За 30 лет нашей совместной работы он и раньше рассказывал мне свои истории, но никогда не был таким, и меня это очень впечатлило».
К тому времени Морриконе, возможно, уже сворачивал свою карьеру, но он по-прежнему страстный и яркий персонаж на экране; мы даже видим, как он делает свои ежедневные упражнения. Торнаторе отмечает, что «он был в преклонном возрасте, но вы можете видеть его необычайную энергию. Он всегда был таким. В последние пару лет у него были некоторые физические проблемы, но до тех пор в нем всегда была та же энергия, которую вы видите в фильме, и которая никогда не прекращалась».
Одной из часто повторяемых фраз Морриконе была фраза «всегда можно сделать лучше», и этот перфекционизм он применял как к своей работе, так и к работе других. Как говорит Торнаторе: «Иногда его строгость могла создать впечатление, что он был холодным человеком, особенно когда он так усердно концентрировался на своей работе, что ничто другое не проявлялось». Ему нравилось слушать молодых музыкантов, и он читал курс киномузыки в Сиенском университете, но Морриконе мог быть суровым с людьми, которых не считал талантливыми. И это касалось и его самого. «Вплоть до самого конца он всегда пытался стать лучше».
'Необычайная энергия' ;: Эннио Морриконе в 1977 году, записывая музыку к фильму «Изгоняющий дьявола 2: Еретик». Авторы и права: Гетти
Это была техника Морриконе для фильмов Леоне, заключавшаяся в том, чтобы сочинять музыку заранее, а это означало, что режиссер мог проигрывать партитуру своим актерам на съемочной площадке, и они могли реагировать на нее соответствующим образом. Торнаторе попросил его сделать то же самое для Cinema Paradiso, и Морриконе с радостью согласился. «Прочитав сценарий и обсудив фильм и персонажей, он начал предлагать темы, и я выбрал те, которые мне больше всего понравились. Затем он разработал их с оркестром, записал до того, как я начал снимать фильм. Иногда я использовал музыку на съемочной площадке, а потом использовал ее при монтаже; Мне не нужно было использовать временную или «временную» музыку, потому что у меня уже была партитура. И это была система, которую мы использовали во всех наших совместных проектах на протяжении многих лет».
Особенно сложной и полезной была совместная работа над фильмом 1998 года «Легенда 1900 года», в котором рассказывалась история музыкального вундеркинда, известного только как «1900», который провел всю свою жизнь на борту океанского лайнера. Теперь Торнаторе описывает работу над фильмом как «особый опыт» из-за сложности. «Главный герой — человек, тесно связанный с музыкой, поэтому Морриконе пришлось удвоить усилия, написав музыку, которую главный герой и другие персонажи должны были сыграть на экране, а также обычное подчеркивание, которое он сочинил перед съемками. . От начала и до конца он работал над фильмом почти два года, что необычно, поскольку он откликнулся на характеры и структуру фильма».
Одной из тем документального фильма является очевидная привязанность и уважение Морриконе к своему наставнику Петрасси. Пожилой мужчина попытался, но не смог начать свою карьеру в кинокомпозиции, и с кислым виноградом он отверг написание саундтреков, назвав его «проституцией».
Хотя Торнаторе допускает, что Морриконе задело убеждение его наставника в том, что музыкант, работающий в кино, — фигура принципиально второсортная, он все же продолжал боготворить его на протяжении всей своей жизни. Это никогда не было так ясно, как ближе к концу его жизни, когда композитору показали то, что Торнаторе собрал из документального фильма. «Морриконе просмотрел около часа первого черновика, когда в нем не хватало чего-то, например, отрывков из фильмов.
Но ему понравилось, особенно образы Петрасси. Он подпрыгнул на стуле и сказал: «Гоффредо!» Он любил своего учителя и был глубоко благодарен ему за все, что он делал. А еще он любил говорить о своем прошлом. Он так интересно рассказывал свои истории, что я и попытался воссоздать в документальном фильме». > Эннио Морриконе часто воспринимали как холодного и сурового
Ближе к концу своей карьеры Морриконе столкнулся с обычными разочарованиями и унижениями, которые терпит любой кинокомпозитор, когда его отвергали непонимающие режиссеры и продюсеры. «Если музыка была отклонена, он просто говорил: «Хватит об этом».
Единственным фильмом, который он когда-либо открыто сожалел об отказе, был «Заводной апельсин» Кубрика, который он мог бы сделать необычная работа, но, как говорит Торнаторе: «Он улыбался по этому поводу позже. Он сожалел об этом, но знал, что в его жизни было много возможностей, и иногда они не всегда шли в правильном направлении. Я никогда не видел его грустным из-за того, что он не написал музыку к определенному фильму. Он не действовал таким образом».
Размышляя о партнерстве и дружбе, которые Торнаторе слишком скромен, чтобы предположить, что они определяли жизнь обоих мужчин, он все еще благоговеет перед необычайными чудесными дарами Морриконе. «Он сочинял красивую музыку не ради нее самой; он всегда считал, что связан с фильмом. И он всегда мог меня удивить и сделать что-то неожиданное. Каждый раз, когда мы работали вместе, это было возобновление чуда». Или, как выразился Брюс Спрингстин: «Я все еще учусь у него».
ENNIO в кинотеатрах с 22 апреля
Свежие комментарии