Всепобеждающий Дэвид Суше в роли детектива Эркюля Пуаро. Фото: ITV/REX
Что может быть лучше пасхального угощения, чем новая Агата Кристи? На этой неделе на BritBox вышла экранизация романа Кристи 1934 года «Почему они не спросили Эванса?». Написанный и поставленный Хью Лори, это стильная, зажигательная возня, которая разыгрывается как комедия нравов в стиле Эвелин Во. Яркие молодые главные герои Уилла Поултера и Люси Бойнтон, искрящиеся и кокетливые диалоги, напоминают о сумасшедшем романе.
Это представляет собой заметный отход от недавних усилий, направленных на малый экран. Тенденция последнего десятилетия заключалась в том, чтобы сделать Кристи более мрачной, жесткой и морально мутной. Пять памятных мини-сериалов BBC с отмеченным наградами сценаристом Сарой Фелпс, которые транслировались в период между 2015 и 2020 годами — «И никого не стало», «Свидетель обвинения», «Испытание невиновностью», «Убийства по алфавиту» и «Бледный конь» — расстроили традиционалистов (хотя критики, как правило, были более восторженными), выключая свет, но увеличивая ругань и секс.
Фелпс всегда утверждал, что это черное сердце все время билось в книгах. 66 детективных романов и 14 сборников рассказов плодовитого автора полны жестоких образов, резких суждений и подрывных социальных комментариев. Фелпс считал, что загадки убийства Кристи были «одеянием» для более крупных и мрачных тем жадности, власти, коррупции и лжи.
Конечно, у Кристи было немало проблем. Ее отец умер, когда ей было 11 лет. Она работала в медицине во время обеих мировых войн, приобретая обширные знания о ядах. В 1926 году она исчезла на 11 дней из-за того, что многие считают нервным срывом.
Эту, казалось бы, привилегированную светскую львицу тянуло на темную сторону. Очарованная нашей способностью ко злу, она писала о серийных убийцах, нанесении ножевых ранений, удушении и жестоких избиениях дубинками. Она рассказывала напряженные истории о семейных неурядицах, детских смертях и, по словам Фелпса, о «будничной жестокости брака». > Джессика Рейн и Дэвид Уоллиамс на флопе Partners in Crime. Фото: UKTV
Итак, как лучше всего адаптировать Кристи? Можно возразить, что склонность к подросткам с потягивающими чай викариями и близнецами просто скользит по поверхности, хотя почему они не спросили Эванса? доказывает, что это легкое прикосновение может быть неотразимым. Тем не менее, пена часто проваливается; как и в случае с «Партнерами в преступлении», адаптацией детективов Томми и Таппенс Бересфорд 2015 года с Дэвидом Уоллиамсом и Джессикой Рейн.
У самой Кристи не было много времени для телевидения. Провальная прямая трансляция «И никого не стало» в 1949 году включала в себя один «труп», вставший и прогуливающийся по съемочной площадке на виду у камер. После этого автор редко давал права.
Она была немного более терпима к кино. Она не возражала против комедийного образа мисс Марпл в исполнении Маргарет Резерфорд в четырех фильмах 1960-х годов, но в остальном считала их «довольно бедными». Ей больше нравилась версия «Убийства в Восточном экспрессе» Сидни Люмета 1974 года с Альбертом Финни в главной роли. Посещение Christie's премьеры в Вест-Энде было одним из ее последних публичных выступлений.
Как ни странно, когда после ее смерти в 1976 году в ее поместье были смягчены правила, первым результатом стала версия лондонского телевидения выходного дня «Почему они не спросили Эванса?» в 1980 году с Франческой Аннис и Джоном Гилгудом в главных ролях. Тепло принятый, он стал образцом для ностальгических обработок, которые с тех пор доминируют на наших экранах.
Внимательная Джоан Хиксон сыграла Мисс Марпл в 80-х и 90-х. Фото: BBC PICTURES/Endor Productions
Безусловно, два моих любимых сериала — «Мисс Марпл» (1984–1992) и «Пуаро» (1989–2013) — далеки от темных адаптаций Фелпса. Это не значит, что они легковесны: первоклассные актеры, такие как птичья, бдительная Джоан Хиксон и точный, всепобеждающий Дэвид Суше, могут поднять любую адаптацию над буднями.
На самом деле худшие часто те, кто слишком старается, и часто это связано с безжалостным обновлением. На протяжении 1980-х это стало модным и дало не впечатляющие результаты, включая телефильм 1983 года «Игристый цианид», в котором настоящий английский Кристи был перенесен в Калифорнию.
Очевидно, что есть правильные и неправильные способы адаптации Кристи. Каждая новая попытка должна найти баланс между уважением к оригиналам и приданием им собственной жизни; между знакомыми историями и свежими дублями. На экране произведения автора имеют привычку оставаться неизменными, но при этом развиваться — их называют адаптациями, потому что они адаптируются. Вот почему Кристи, спустя 46 лет после ее смерти, остается самым продаваемым автором всех времен.
Почему они не спросили Эванса? доступно на BritBox
Свежие комментарии