Том Круз в роли Маверика в сиквеле «Лучший стрелок». Фото: Paramount Pictures
«Лучший стрелок: Маверик» не скромничает. Среди многих удивительных сцен полета одна особенно прижала меня к креслу. Это происходитв середине фильма. Ас Маверик в исполнении Тома Круза испытывает отряд лучших стрелков в летной школе «Лучший стрелок» ВМС США. Четверо против одного, и они должны охотиться за ним. Но он исчез.
«Где он?» — задается вопросом один из молодых оленей. «Посмотрите», — отвечает Маверик. И вот он — летит вниз головой, прямо над кабиной другого самолета. С ревом пара ломает строй и штопором падает вниз. Они вращаются вокруг друг друга, устремляясь вертикально к земле: пилот, самолет и гравитация сливаются с абсурдной точностью. Это невозможно, научная фантастика.
Но для Майка Линга это — в буквальном смысле — повседневная работа. «Я вытягивал эту формацию только на прошлой неделе на показе», — говорит он мне. «Это называется полетом в «зеркальной формации», и в «Красных стрелах» мы делали такие перевернутые бочки, когда другой самолет находился всего в восьми футах».
Теперь инструктор и пилот-пилот, Линг был самым долгим пилотом Red Arrows, когда вышел на пенсию в 2018 году. Он провел беспрецедентные 10 лет в составе элитной демонстрационной группы RAF, совершив более 2500 боевых вылетов с эскадрильей. Он гастролировал на действительной службе и командовал «Красными стрелами» как «Красный». Он также, по его словам, «большой поклонник» оригинального Top Gun. Количество раз, когда он его видел, «определенно измеряется тройной цифрой. На самом деле, только на прошлой неделе я видел его дважды».
Лингу было восемь лет, когда он впервые увидел, как Маверик взлетает. Но к тому моменту его амбиции стать пилотом «Красных стрел» уже давно вынашивались: «Я вырос недалеко от Биггин-Хилла [аэропорта], и, увидев там авиашоу, я сказал маме, что собираюсь стать красным». Пилот «Стрелы». Лингу было всего три года.
Top Gun: Таким образом, Маверику было на что равняться. Но Линг говорит, что это соответствует действительности. «На самом деле я думал, что это очень похоже на оригинал», — объясняет он. «Был такой же уровень голливудского происхождения, и сюжетная линия была в целом похожа. И обратные вызовы были очень хорошо обработаны».
Сцены полета, по его словам, были «фантастическими». «То, что эти актеры сидели в задней части настоящего самолета, тянули G и летели быстро, имело огромное значение. Если бы эти сцены были сделаны с помощью компьютерной графики, то это не имело бы почти такого же эффекта».
Последовательности действий также в основном оставались в рамках реализма. Только два момента подняли брови. Одной из них была сцена, в которой Maverick взлетает по очень короткой взлетно-посадочной полосе на F-14 Tomcat. «Я сам летал на истребителе с поворотным крылом, это было совершенно невероятно».
Другим элементом был боевой порядок. На самом деле истребители в воздушном пространстве противника имеют тенденцию летать далеко друг от друга. Это означает, что в них труднее попасть, и они могут легче обнаруживать вражеские самолеты — приемы, впервые отточенные пилотами «Спитфайра» во время Битвы за Британию. Но персонажи, летящие на мили друг от друга и проводящие большую часть времени, щурясь в голубое ничто, не создают захватывающего зрелища, поэтому в Top Gun: Maverick эскадрилья обычно плотно сгруппирована.
Выступление Red Arrows в 2007 году в Дубае
Тренировочные сцены также требовали некоторой лицензии. Пилоты Королевских ВВС, надеющиеся пройти курс квалифицированного инструктора по оружию — британский аналог «Лучший стрелок» — тратят гораздо больше времени на изучение учебников, чем на игру в волейбол топлесс.
«Существует большое давление, — вспоминает Линг. «Все одинаково усердно работают над книгами, как и над самолетами, и процент отказов высок. Это не так быстро, как восемь человек, сидящих в ангаре перед двумя инструкторами и американским флагом, а затем прыгающих в самолеты, которые слишком близко друг к другу, чтобы вырулить».
На самом деле, стать пилотом «Красных стрел» — это долгий процесс, который не годится для быстрого монтажа. Чтобы подать заявку, заявители должны налетать более 1500 часов на быстром реактивном самолете, отработать активный стаж работы и получить оценку выше среднего. В год поступает около 30 абитуриентов, из которых принимают только двух или трех. Из первоначальной группы менее 10 человек приглашаются на изнурительный недельный тренировочный лагерь на Кипре.
На острове пилоты летают не менее трех раз в день, проверяя некоторые из маневров сомкнутого строя, которые они надеются выполнить с «Красными стрелами». Не менее важно и то, что их коллеги-пилоты внимательно изучают весь их журнал полетов; следуют ожесточенные интервью с вышестоящими офицерами. Этот процесс, отмечает Линг, делает упор на коллегиальную оценку. «Вы будете лететь в шести футах от другого самолета, летящего со скоростью 400 миль в час, а некоторые из ваших прямых встреч имеют скорость сближения 800 миль в час, поэтому вы должны доверять всем». Этот тренировочный процесс отсеивает хвастунов и мошенников: «Вы просто не можете притворяться кем-то другим в течение недели такой интенсивности».
Майк Линг, 5-й слева, тренируется с Red Arrows в 2010 году. Фото: PA
Однако франшиза Top Gun изобилует эго. В новом фильме соперничество Маверика и Айсмэна разогревается в столкновении между Петухом Майлза Теллера и Палачом Глена Пауэлла. Персонажи настолько чванливы, что диву даешься, как они втискиваются в кабину. В реальной жизни скромность, а также превосходные рефлексы — это величайшее достоинство пилота быстрого реактивного самолета.
Линг объясняет: «Вам внушают самокритику, потому что вы стремитесь к совершенству. [Британские и американские] экипажи быстрых реактивных самолетов сделаны из одной ткани. Мы говорим на одном языке. Это такой чрезвычайно регулируемый мир. Есть так много документов, которые вам нужно прочитать и понять. Поскольку это такая высокая планка, у вас должны быть эти правила». Он продолжает: «Я не думаю, что кто-то вроде Маверика долго продержится в британской армии».
Тем не менее, Top Gun: Maverick интуитивно передает физический характер полета на быстром реактивном самолете. Избегая CGI, актеры проходят через пресс: вены лопаются, лоб морщится, а глаза тревожно выпячиваются. Это было правдой для Линга.
«В демонстрации пара синхронизаторов часто летит на высоте 100 футов со скоростью около 360 узлов [414 миль в час]», — говорит он. «Ястреб [самолет, на котором летают Красные стрелы] — это учебный самолет без форсажной камеры, поэтому он не может развивать действительно высокие скорости. Но я летал на Тайфуне со скоростью 1,4 Маха над Северным морем на высоте 250 футов. И у меня очень счастливые воспоминания о полетах над долинами Шотландии и Уэльса на высоте 250 футов и скорости 500 узлов [575 миль в час]».
Чувство силы тяжести: Том Круз
Как и в фильме, пилоты Red Arrows подвергаются экстремальным перегрузкам. Ястреб может достигать 8G, и они тренируются в центрифуге — «салат-спиннере», где они испытывают до 15G. При таком уровне давления все в 15 раз тяжелее, включая воздух в легких и кровь в теле. Перехватывать дыхание — это пытка. Но потерять сознание — самый большой страх пилота.
«Вы должны напрячь мышцы ног, чтобы остановить прилив крови к ногам и от вашего мозга», — объясняет Линг. «Тем не менее, у меня было несколько случаев, когда мое зрение начинало темнеть, а друзья теряли сознание во время полета».
«Красные стрелы» летают только с одним пилотом в кабине: потеря сознания — это не то, что нужно повторять. Тем не менее, худшая авария Линга произошла во время лобового маневра. «Мы летели на высоте 100 футов со скоростью сближения 800 миль в час», — вспоминает он. «И крыло другого самолета задело мой фонарь. Я катапультировался, несколько секунд провел в воздухе очень неудобно, затем очень сильно ударился о землю. Я долгое время находился в реабилитационном центре».
Невероятно, но его ведомому удалось посадить сильно поврежденный самолет и уйти. Но некоторым товарищам Линга не так повезло. В 2018 году капрал Джонатан Бейлисс погиб, когда его самолет врезался во взлетно-посадочную полосу в Королевских ВВС Англси. Он стал 11-м погибшим пилотом «Красных стрел» с момента их образования в 1964 году.
Несмотря на опасность, Линг редко пугается в полете. «На самом деле больше всего я нервничал в последнее время, когда летал на «Спитфайре», — говорит он. «Это был бесценный предмет снаряжения, который мне доверил владелец, так что тогда у меня определенно было несколько бабочек в животе».
Top Gun: Maverick чувствует себя прощальным. Это достойное прощание с персонажем Круза и франшизой, а также, возможно, с самой идеей самих пилотов быстрых реактивных самолетов. Главный антагонист Maverick — адмирал по прозвищу «дрон-рейнджер», считающий пилотируемую авиацию устаревшей. Чувствует ли Линг себя вымирающей породой?
Он считает: «Сегодня молодые люди того же возраста, что и я, когда увидел оригинал, принадлежат к поколению PlayStation, и я не знаю, почувствуют ли они тот же уровень влечения. Тем не менее, я работаю со многими курсантами-энтузиастами, и это определенно найдет отклик у многих из них. Было бы безумием, если бы это не вызвало всплеск заявок».
И Top Gun: Maverick может рассчитывать как минимум на одного подтвержденного энтузиаста. «Я планирую посмотреть его еще три раза на этой неделе», — смеется Линг.
Top Gun: Maverick уже в кинотеатрах
Свежие комментарии