Морфидд Кларк в роли Галадриэли в «Кольцах власти» Кредит: Amazon
Могут ли сноски сделать отличное телевидение, если потратить достаточно денег? Все возможно, но с «Кольцами власти», основанными на фрагментах произведений Дж. Р. Р. Толкина, Amazon этого не сделал. Согласно рейтингам, сериал является хитом: просмотрено 1,3 миллиарда минут, а у приквела «Игры престолов» «Дома дракона» — 781 миллион минут.
Но с художественной точки зрения Amazon потерпела неудачу из-за неправильного понимания Дж. Р. Р. Толкина. Автор «Хоббита», «Властелина колец» и «Сильмариллиона» также пережил Великую войну и был профессором английского языка и литературы Мертона в Оксфордском университете, где он жил в пыльной роскоши до своей смерти в 1973 году. никогда не отдавал ему должного как романисту — нет никого важнее университета, и менее всего — писателя-фантаста — как и Амазонка. И для Оксфордского университета, и для Amazon хоббиты — его великое творение и путь в его мир — являются второстепенными: ну, они маленькие.
«Кольца власти», основанные на сносках Толкина — своего рода безумная дань — ковыляют к завершению первой серии. (Ужасно, что запланировано пять сезонов.) Amazon заплатила 250 миллионов долларов за права и выпустила на свои деньги пародию на романы и трилогии Питера Джексона «Властелин колец» и «Хоббит». лабиринт – добросовестно сделаны. Это трюизм, что современное кино — это гонка на выживание — однажды я видел фильм «Звездные войны» на русском языке и понял его, — но делать хлам из слов профессора английской литературы и языка — это жестоко.
Небо, гора, шахты, города, огненные маяки: ничто из этого не удержит интерес зрителя без любимых персонажей. Хоббитов не хватает — в «Кольцах власти» они называются харфутами, — а те, что есть, не так хороши, как у Толкина, не писавшего бойко величайших фантастических романов ХХ века. (Или вообще эти арфуты. Они недавно изобретены.) Он влил в них себя.
«Я на самом деле хоббит, — писал он, — во всем, кроме размера. Мне нравятся сады, деревья и немеханизированные сельскохозяйственные угодья; Я курю трубку и люблю хорошую простую еду (неохлажденную), но ненавижу французскую кухню; Я люблю и даже осмеливаюсь носить в эти скучные дни расшитые жилеты. люблю грибы (из поля); иметь очень простое чувство юмора (которое даже мои благодарные критики находят утомительным); Я поздно ложусь спать и поздно встаю (по возможности). Я мало путешествую».
Средиземье огромно, но у Толкина было глубокое понимание дружбы, чтобы свести свой ландшафт к чему-то, что стоило бы спасти. Есть Бильбо и Гэндальф; Фродо и Сэмуайз; Фарамир и Эовин. (Это неправда, что Толкин не мог писать о женщинах. Он мог, когда хотел, что случалось нечасто. Эовин такая же хрупкая фантазерка, как и любая женщина, о которой писал Джин Риз. Я также думаю, что в своем исследовании Голлума и Смеагола , у него было острое понимание душевных болезней, и алкоголизма.Но искусство-это зеркало: то что ищешь находишь.)
Романы рассказывают о друзьях Толкина, потерянных на войне, но возрожденных в художественной литературе: я возвращаюсь к Сэмуайзу на скале, когда взрывается Одинокая гора, думая, что он умирает, и говорю Фродо, что женился бы на Рози и гладил тыквы все эти годы. Толкин основывал своих хобби на людях, которых он встретил во время Великой войны («Мой «Сэм Гэмджи» действительно является отражением английского солдата, рядовых и денщиков, которых я знал во время войны 1914 года и считал, что они намного превосходят меня». он писал), его школьных друзей из Школы короля Эдуарда в Бирмингеме, с которыми он организовал литературный клуб The TCBS (Чайная чашка, Барровианское общество), и себя. «Я всегда считал это заслугой вдохновения, которое нам принесли даже несколько часов с четырьмя [TCBS]», — написал он.
Роберт Гилсон погиб первым, в первый день битвы на Сомме. Толкин писал Джеффри Смиту, другому члену T.C.B.S.: «Сейчас я не чувствую себя членом цельного тела. Я искренне считаю, что T.C.B.S. закончился». Смит ответил: «Компания T.C.B.S. не закончена и никогда не будет». Затем был убит и Смит. Он написал Толкину: «Поскольку смерть одного из ее членов не может, я уверен, распустить T.C.B.S. Смерть может сделать нас отвратительными и беспомощными по отдельности, но она не может положить конец бессмертной четверке!»
Дж. Р. Р. Толкин в своем кабинете в Мертон-колледже, Оксфорд, 1955 г. Фото: Getty
Средиземье — это Англия, и Толкин населил ее своими друзьями, которых он называл хоббитами. Шир основан в западной части Мидленда, в частности, в Сэрхоле, деревушке к югу от Бирмингема, ныне разрушенной, как кошмарное видение в конце «Властелина колец», где он жил ребенком. «Это был своего рода потерянный рай, — сказал Толкин журналисту, — там была старая мельница, которая действительно перемалывала кукурузу с помощью двух мельников, огромный пруд с лебедями на нем, песочница, чудесная лощина с цветами, несколько старомодные деревенские домики и поодаль ручей с еще одной мельницей. Я всегда знал, что так и будет».
Теперь это тоже. «Кольца власти» перегружены пейзажем, который путают с характеристикой. 250 миллионов долларов вы сделаете себе много гор, я полагаю; достаточно, чтобы ослепить вас, но ни один из них не может говорить. Ошибкой также является то, что в отсутствие превосходных хоббитов Толкина Галадриэль, симпатичная вариация мистера Спока, является главным героем.
Почти невозможно заботиться об эльфах: как сказал Хьюго Дайсон, член Инклингов, неформального литературного общества Толкина в Оксфорде, Инклинги, прочитав черновик «Властелина колец», « о нет, только не еще один гребаный эльф». Эльфы существуют, чтобы дразнить нас тем, чем мы не являемся: я видел Лотлориэн как своего рода спа-отель. Вполне уместно, что «Скучающие из колец», сатира Толкина 1969 года Генри Бирда и Дугласа Кенни, наполнена невыносимо трахающимися эльфами.
Иэн МакКеллен в роли Гэндальфа. Фото: AFP
Если Кольца Власти переполнены эльфами, гномами и людьми, потому что это все, что оставил нам Толкин, превращает его Средиземье в безумный эпизод «Единственного пути — Эссекс». Это жестяная, тривиальная и перекрашенная: есть Мория, которая выглядит так, как будто в ней вполне может разместиться «Офис» — почему такие низкие потолки? — и ленивый компьютерный город со скучным сюжетом о политическом ораторском искусстве. Также — это важно — здесь нет волшебника. Мастера написать не сложно. Гэндальф, Дамблдор, Мерлин: все они одинаковые волшебники.
Плохое телевидение всегда с нами, и оно простительно: что еще поделаешь? Непростительно взять работу такого ученого, как Толкин, и превратить ее в это, за деньги, и назвать это данью. Наоборот: это воровство. Для Sarehole наступила какая-то ужасная современность: теперь она возвращается с 250 миллионами долларов за бедные сноски Толкина.
Свежие комментарии