Даниэль Риккардо вел себя как мужчина на миссии Гран-при Мексики. Фото: Getty Images/Alfredo Estrella
Воскресный Гран-при Мексики был в некотором смысле возврат к эпохе до 2022 года. Макс Ферстаппен и Льюис Хэмилтон боролись за лидерство, а Феррари ни с того ни с сего. Это была гонка, в которой не хватало действий, но для одного человека, выполнявшего миссию: Даниэля Риккардо.
Австралиец, получивший 10-секундный штраф за столкновение с Юки Тсунодой, поздно косил поле, его обгоны напоминали о тех характерно смелых днях славы в Red Bull. Шесть очков за седьмое место дали ему повод для радости в сезоне, когда он был скудным. Но этого слишком мало и слишком поздно.
Жестокая реальность такова, что McLaren уже отказалась от Риккардо, освободив его на год раньше по трехлетнему мегасоглашению. Акции восьмикратного победителя Гран-при упали настолько низко, что McLaren решила сократить свои потери, заменив его соотечественником и новичком Оскаром Пиастри в 2023 году.
Самая печальная часть потенциально окончательного снижения заключается в том, что его уход на год раньше оправдано. Он не соответствует стандарту. Он отстает от своего товарища по команде Лэндо Норриса с 35 очками против 111, с шестью очками до 16 и 16-4 в квалификации. В Мексике он только в четвертый раз финишировал впереди Норриса и впервые после Азербайджана еще в июне. Пиастри, чемпион F2 2021 года, не выглядит таким риском.
Его плохая форма имела последствия для его команды. Отдача McLaren от значительных инвестиций (предполагаемая заработная плата в размере 12 миллионов фунтов стерлингов в год) ограничена. С лучшими показателями McLaren опередил бы соперников Alpine и занял четвертое место — позиция стоимостью в несколько миллионов фунтов — и не отставал бы от них на семь очков после 20 раундов.
У Риккардо нет хороших вариантов после расторжения контракта с McLaren на год раньше. Фото: EPA/Luis Licona
Где все пошло не так? Его уход из Red Bull в конце сезона 2019 года можно было бы назвать началом конца, но это был всего лишь момент, когда он стал быстрым гонщиком, которому не хватало быстрой машины. У него был прекрасный год дебюта в Renault перед отличным 2020 годом, когда он завоевал два подиума и занял пятое место в турнирной таблице.
Его первый год в McLaren был скорее разочаровывающим, чем беспокойным. Требуется время, чтобы привыкнуть к новой команде, и 115 очков против 160 у Норриса — это не совсем проигрыш, особенно с учетом того, что австралиец одержал знаменитую победу в Монце. Мало что указывало на то, что его контракт будет расторгнут в течение года, но падение уровня его производительности в этом году было катастрофическим, сбивающим с толку и внезапным.
У большинства гонщиков наблюдается некоторое снижение производительности, и они либо перепрыгивают, либо их выталкивают из Ф1. Это случается даже с чемпионами мира. Дэймон Хилл был побежден товарищем по команде Jordan Хайнцем-Харальдом Френтценом в его последний год в Формуле-1 в 1999 году. Возможно, Себастьян Феттель никогда не был так хорош в эпоху турбогибридов Формулы-1. Михаэль Шумахер был бледным подражанием за три года работы в Mercedes. Но они были другими: у Хилла больше не было желания соревноваться, частые ошибки Феттеля характеризовали его падение, а Шумахер вернулся после трех сезонов отсутствия. «Творческий отпуск» Мики Хаккинена 2002 года может стать чем-то вроде аналога. После тяжелого 2001 года он так и не вернулся.
Он буквально выстрелил пальцем в машину впереди, которую собирался обогнать, я 💀 pic.twitter.com/oyFc9VLe34
— chlo (@formulachlo) 31 октября 2022 г.
«Как» его стремительного упадка, по крайней мере, поддается количественному измерению, чего нельзя сказать о «почему». Было несколько безаварийных выходных, и значительного прогресса во времени круга или даже понимания не было. В разное время в этом году Риккардо говорил, что чувствовал себя «беспомощным», «разочарованным» и «сбитым с толку». Резкий скачок в производительности из Остина в Мексику, всего за семь дней между гонками и когда Норрис довольно стабильно входил в десятку лучших, резюмирует замешательство за 20 гонок.
Трудно узнать конкретные причины Риккардо не хватает темпа. В 2021 году часть дефицита объяснялась неспособностью полностью адаптироваться к тормозам MCL35M. Этих смелых обгонов «лизни марку и отправь» из его дней Red Bull нигде не было видно.
Тем не менее, это только объясняет так много. Несовместимость стиля вождения — особенно с новыми аэродинамическими нормами в 2022 году — может быть фактором, но неспособность адаптироваться, вероятно, является ключевым моментом. Норрис сказал, что машина 2022 года имеет определенные сложные характеристики и что ему также пришлось адаптировать свой стиль вождения. Риккардо либо не адаптировался, либо не адаптировался вообще, и у него было достаточно времени для этого. Но это также оставляет еще одно, казалось бы, неразрешимое «почему»?
Риккардо выигрывает Монако с Red Bull в 2018 году и празднует с характерным удовольствием — все это далеко от его страданий 2022 года. Фото: Getty Images/Mark Thompson
Теперь его цель — вернуться в Формулу-1 в 2024 году. Другие гонщики покинули Формулу-1 и в последнее время добились относительного успеха. Александр Албон был исключен из Red Bull в 2020 году, но отличился после своего возвращения в Williams. Он был молод и неопытен, и перед ним, возможно, стояла самая трудная задача в Ф1, заключающаяся в том, что Ферстаппен стал напарником в его дебютном сезоне. Фернандо Алонсо провел два сезона после ухода из McLaren в 2018 году и вернулся так же быстро, как и раньше. Тем не менее, это был случай, когда конкурентоспособный гонщик покинул неконкурентоспособную команду. Риккардо теперь неконкурентоспособный гонщик, покидающий конкурентоспособную команду.
Захотел бы Риккардо перейти в любую команду, которая его возьмет? Уильямс и Хаас были двумя потенциальными кандидатами на следующий год. Значительное падение как производительности, так и заработной платы, вероятно, было причиной того, что ни один диск не был лучше, чем плохой диск. Риккардо говорит, что полон решимости оставаться на краю пропасти.
Трудно думать, что его репутация восстановится со временем, когда он не будет выступать за Формулу-1. Успех в других сериях, таких как IndyCar, Formula E или чемпионат мира по гонкам на выносливость, не приведет к тому, что передовые команды будут бороться за его подпись. Год без участия в гонках может помочь морально, но это не сделает его более привлекательным как гонщика.
Это оставляет еще один вариант. Взятие на себя роли резервного пилота сработало для других, и это, вероятно, самый привлекательный и разумный вариант на 2023 год, если Риккардо хочет избежать неумолимого сползания вниз и за пределы стартовой сетки. Это удержит его в Ф1 и даст ему рабочие отношения с (потенциально лидирующей) командой. Это также означает, что у него есть шанс остаться и произвести впечатление на Гран-при, если это потребуется.
Однако без камео-гонки в следующем году что еще ему нужно доказывать? Его трудовая этика, приветливость, профессионализм и врожденные способности не подлежат сомнению, это его нынешние способности. У большинства ведущих игроков — и даже полузащиты — также есть контракты с гонщиками после следующего года, что оставляет мало места.
Как ни печально, в настоящее время у Риккардо нет хороших вариантов. Потренироваться, а затем выбрать «наименее худший» — это все, что ему осталось в этом году и, скорее всего, в следующем. Возможно, возвращение с Alfa Romeo, которая станет Audi в 2026 году, — это шаг, который вселяет наибольший оптимизм, но ему все равно придется работать на трассе, чтобы остаться до тех пор, и это далеко не гарантировано.
Свежие комментарии