Флоренс Пью в фильме «Чудо». Кредит: Netflix
17 декабря 1869 года Сара Джейкоб умерла в своей постели в фермерской деревне Лланфихангел-ар-Арт в Кармартеншире, Уэльс. Ей было 12 лет, и, как сообщается, она слегла в постель после непродолжительной болезни и, как сообщается, не ела в течение двух лет. Журналисты, затаив дыхание, освещали ее историю, врачи обследовали ее, в последние недели ее жизни медсестры из больницы Гая в Лондоне строго следили за доказательствами мошенничества, а публика стекалась со всей страны, чтобы поглазеть, но никаких следов еды. потребление может быть обнаружено. Все это время маленькая Сара, к тому времени ставшая звездой СМИ, лежала в своей постели, сочиняя стихи и читая Библию. Часто ее украшали цветами. В конце концов она умерла от голода.
Джейкоб был далеко не единственным случаем, когда молодая девушка в 19 веке якобы выживала только за счет воздуха, и эти случаи вдохновили Эмму Донохью на создание романа «Чудо» (2016). Тревожный новый одноименный фильм Netflix, адаптированный Донохью и Элис Берч, снимает Флоренс Пью в роли английской медсестры Либ, посланной «наблюдать» за молодой девушкой в сельской Ирландии, которая предположительно существует на «манне небесной». .
Хотя Донохью говорит, что «Чудо» — это «придуманная» история, она была основана на «очень реальном явлении». В 1873 году 17-летняя Марта Уайт из Маркет-Харборо, по-видимому, перестала есть на несколько лет, у нее начинались конвульсии всякий раз, когда кто-либо пытался, и в конце концов она умерла истощенной и слепой в 1877 году. В 19 веке в Нью-Йорке Молли Фанчер стала известна как « Бруклинская загадка» за то, что, казалось бы, ничего не ел в течение десятилетий, пока выздоравливал от серьезной травмы позвоночника.
Очень известная история нескольких десятилетий назад, которая почти наверняка была бы известна семье Джейкобов, — это история Энн Мур, которая стала известна как «постящаяся женщина из Татбери» за то, что утверждала, что вообще ничего не ела между 1807 и 1813 годами. Эти случаи стали настолько печально известными, что все вместе они были известны как «постящиеся девушки».
Как и в случае с «Чудом», впоследствии выяснилось, что многие из этих случаев были подделками. Слава, которую привлекало кажущееся чудесным состояние женщин, и легкая готовность публики верить в чудеса, не говоря уже о деньгах, которые зарабатывали их семьи, — все это сыграло свою роль в тщательно срежиссированных публичных драмах, которые неизменно приводили если не к трагедии, то конечно крайнее страдание.
Историческая реальность: Молли Фанчер, известная как Бруклинская загадка, на фото 1887 года. Фото: Dog Media
В случае Джейкоба ее родители были признаны виновными в непредумышленном убийстве после отказа медсестры настоять на том, чтобы они кормили дочь в ее последние дни. К сожалению, на ее пальцах ног были обнаружены царапины, что позволяет предположить, что Джейкобс, которая, возможно, изначально уменьшила потребление пищи, чтобы привлечь внимание, но которая под усиленным наблюдением, вероятно, вообще не могла есть, пыталась добраться до воды внутри. каменная грелка в ее постели, чтобы попить.
Тем не менее, случай Иакова также олицетворяет более темные отношения между религией, едой, телом и женской идентичностью, скрывающиеся почти за всеми историческими случаями голодания, независимо от степени обмана. (Почти во всех случаях «чудесного» голодания участвовали женщины; мужской эквивалент, «художники голода», увековеченный в одноименном рассказе Кафки, изображал голодание как театральные подвиги выносливости.)
Связь между голоданием и женским мистицизмом была общепринятой нитью христианской жизни на протяжении веков, наиболее очевидной из агиографии святых, которые отказывали себе в пище. В 14 веке Екатерина Сиенская, утверждавшая, что с шестилетнего возраста у нее были видения Христа, по-видимому, выживала в основном благодаря святой Евхаристии, то есть священным облаткам и вину, — диете, символически связанной с телом Христа. Она расценивала свою экстремальную диету как акт преданности Богу, который излечил ее от чревоугодия. (Показательно, что она тоже морила себя голодом в юности в знак протеста против брака по расчету). Она умерла в возрасте 33 лет и была канонизирована католической церковью.
В средние века глубоко религиозные женщины, ныне известные как святые анорексики, аналогичным образом доказывали свою святость и близость к Богу, отказываясь от пропитания, рисуя изможденное тело Христа на кресте как высший символ чистоты и аскетизма.
Более того, в викторианские времена методистские журналы содержали длинные описания молодых людей, умирающих в постели и соединяющихся со Христом. Они были очень популярны, и их широко читали вслух прихожанам в церкви или в воскресной школе. Общество религиозных трактатов, которое публиковало евангельские тексты, и Общество распространения христианских знаний также сыграли большую роль в широком обсуждении поста в викторианской культуре. Стихи юной Сары содержали во многом тот же ритуальный язык, что и многие из этих ритуальных трактатов. Было сильное ощущение ритуала и в том, как она лежала на кровати, как будто в преднамеренной позе напоказ.
Трудно определить, какую роль в этих случаях играла сама анорексия, как мы ее теперь понимаем. Конечно, кажется совершенно очевидным, что большинство постящихся женщин, включая Иакова, использовали лишение пищи как средство контроля, даже если причины для этого были разными.
Английская медсестра Либ (Флоренс Пью) отправляется присматривать за 11-летней Анной О'Доннелл ( Кила Лорд Кэссиди) Фото: Эйдан Монаган/Netflix
Изучение нервной анорексии как медицинского состояния находилось в зачаточном состоянии в викторианские времена, термин, введенный в 1873 году врачом королевы Виктории сэром Уильямом Галлом в ответ на то, что многие богатые молодые женщины направлялись к нему в состоянии крайнего истощения. То, что у женщин в 19 веке сложились сложные отношения с едой, неудивительно: в конце концов, это был период, настолько одержимый регулированием женского поведения и женских тел, что богатые женщины часто устраивали тайный послеобеденный чай, чтобы их не видели. много есть за ужином. В 1871 году тюремная диетическая система была реорганизована таким образом, чтобы распределялось точное количество пищи, необходимое мужчинам. Меньшие суммы были решены для женщин.
Каковы бы ни были обстоятельства дела Сары Джейкоб, какова бы ни была ее роль в собственной трагической драме, несомненно, ее эксплуатировали в преступных целях: церковь, ее родители и медицинские работники, наблюдавшие за ней в последние недели, могли ей помочь, но не сделал. Позже The Lancet опубликовал статью, в которой говорилось, что практикующие врачи во всем мире должны «повесить голову от стыда и негодования».
Ее случай стоит на перекрестке между традиционными представлениями о вере и суевериях и новой научной рациональностью, возникшей вслед за Чарльзом Дарвином и Флоренс Найтингейл. Даже если кажется, что лондонский медицинский истеблишмент был так полон решимости доказать, что в ее состоянии нет ничего чудесного, что был готов позволить ей умереть ради этого.
Мошенничество? Современная иллюстрация Сары Джейкоб. Фото: News Dog Media
Это отношение доведено до крайности в «Чуде», когда коварный доктор Тоби Джонса настаивает на том, чтобы «наблюдение» продолжалось, чтобы он мог изучить девушку и сделать себе научное имя. В какой-то момент он беззаботно выдвигает теорию о том, что она фотосинтезирует, как растение.
Тем не менее, хотя «Чудо» заканчивается на двусмысленно обнадеживающей ноте, история Сары Джейкоб менее обнадеживающая. Как и многие другие до и после, она была еще одной молодой девушкой, пойманной могущественными социальными силами, стремящимися контролировать женские тела. То, что так много людей вокруг нее участвовали в ее страданиях, одновременно шокирует и имеет очевидные параллели с сегодняшним поколением Instagram, которое и по сей день продолжает фетишизировать женские тела как объекты публичного зрелища.
Стивен Уэйд — автор книги «Девушка, которая жила в прямом эфире: Тайна Сары Джейкоб» (Seren Books); «Чудо» уже в кинотеатрах и будет на Netflix с 16 ноября.
Свежие комментарии