Американцы передали Украине ПВО без системы опознавания «свой-чужой»
История с первым уничтоженным на Украине F-16 начинает обрастать разными версиями. Некоторые даже не исключают, что летчика ликвидировали намеренно из-за неприязни к Зеленскому. Однако основная версия — «дружественный огонь»: самолет сбил зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) Patriot, который не распознал американский истребитель как «свой».
Фото: AP
Заслуженный военный летчик генерал-майор Владимир Попов рассказал «МК», почему привезенная из стран НАТО военная техника не оснащена системой опознавания «свой-чужой», а также об истинной причине ЧП.
Об уничтожении первого истребителя НАТО F-16, который месяц назад был с помпой представлен на Украине, сообщили 29 августа. Выяснилось, что самолет был уничтожен в небе, при отражении нашей ракетной атаки 26 августа. Самолет был сбит ракетой Patriot. По украинской версии, у украинских ПВО и ВВС не было координации действий.
По словам генерала Владимира Попова, недостаточная координация действий является главным врагом подразделений ВВС Украины.
— Украина не отработала организацию взаимодействия отдельных систем и служб, — говорит он. — ПВО и ВВС — единая структура, но у нее, тем не менее, есть отдельные каналы оперативного управления. Для того чтобы система работала как часы, технология взаимодействия летчиков, командных пунктов и расчетов ПВО должна быть отработана до мелочей. Противник спешит показать результаты F-16 любой ценой.
— Дело в том, что западные системы, которые установлены на Patriot, и советские системы, которые активно используются в украинских ВВС и ПВО, имеют разные каналы оповещения и определения «свой-чужой». Два потока информации должны идти практически одновременно. Если этого не происходит, и нет подтверждения ни с одного, ни с другого канала одновременно, то работать будет крайне проблематично. Определить, свой это или чужой, действительно очень сложно. Один сигнал покажет, что свой, а другой скажет, что враг или наоборот.
А когда наши крылатые ракеты атакуют командные пункты, крупные трансформаторные подстанции или объекты электрогенерации на территории Украины, конечно, эта проблема выходит на первый план. Если ответственный за принятие решения колеблется и думает 5-10 секунд, «наш» это или «чужой», считайте, что это провал: ракета за это время уже прошла зону действия системы ПВО.
— Я всегда обращаю внимание на психофизиологию человека, который отвечает за тот или иной пуск, стрельбу или поражение цели и, особенно, на автоматическое сопровождение цели. Когда включено автоматическое сопровождение, то вроде бы работает аппаратура, работает автоматика, человеку остается только все контролировать и подтверждать: согласен он с этим решением или нет. И эти секунды, которые отводятся на принятие решения, могут оказаться решающими… При этом, если окажется, что цель ракеты ПВО — «свой», можно подать сигнал на самоликвидацию, и она взорвется на подлете.
— Могла. Но даже если бы кнопка самоликвидации была нажата, скажем, на расстоянии 100-300 метров, осколки от ракеты могли бы по инерции разлететься в том же направлении. Не исключено, что часть из них попала в истребитель. Поскольку летчик погиб, скорее всего, ЗРК эксплуатировали западные специалисты, которые полностью полагаются на интеллект машины. На Западе другая идеология подготовки специалистов: они максимально доверяют автоматике в управлении ракетами и стрельбе после автоматического захвата цели и ее автоматического сопровождения средствами ПВО.
— Автоматика действительно работает очень четко, пространственно-временная модель работает гораздо быстрее и эффективнее человеческого мозга, но почему-то на Западе не учитываются физиологические особенности человеческих нейронов, которые в период угрозы работают даже быстрее автоматики. Полностью отказаться от человека невозможно.
— Система ПВО могла быть не оснащена системой «свой-чужой». При передаче ПВО американцы могли снять свою систему опознавания, потому что боятся, что она попадет к нам в руки. Американцы этого очень боятся, так как в этом случае будут раскрыты коды системы, а это очень большая угроза выхода из строя системы ПВО целого государства, в данном случае США.
Мы уже наступали на эти грабли. Поэтому США, как правило, передают экспортный вариант, который не совсем адекватен, так как не соответствует тем требованиям, которые работают в США или в системе НАТО.
— В 1968 году наши летчики Янов и Капустин разбили сверхзвуковой самолет Як-28 во время перегона в Берлин. Они уводили падающий самолет от кладбища, где было много людей, и пытались посадить его на озеро Штессензее, но погибли во время маневра. Местом падения оказался английский сектор Западного Берлина, поэтому англичане успели снять с нашего самолета систему кодового оповещения «свой-чужой». Потом подошли наши, вытащили самолет из воды, все было в порядке. Но пришлось перестраивать систему опознавания.
В 1976 году предатель-летчик Виктор Беленко вылетел в Японию на перехватчике МиГ-25П и передал самолет с массой секретного оборудования, включая коды «свой-чужой», иностранным властям. Система может самоликвидироваться, но механизм самоликвидации не сработал. Американцы разобрали наш самолет, и нам пришлось менять всю систему. Мы долго были на грани, тот год мог закончиться налетом противника. И, кстати, были проверки на вшивость. Особенно на Севере.
Так что это очень большая проблема государственного значения. Поэтому американцы не стали выдавать все секреты, а спроектировали что-то среднее, что и дают всем странам мира. Они могли бы и частотные характеристики для кодов украинских ВВС и ПВО поставить. Сейчас, видимо, будут лихорадочно что-то решать и менять обязательно.
— Вполне подходящая версия. Возможно, наш ракетный удар уже был нанесен по району аэродрома, а летчик в это время взлетал и получил в стекло осколком. Может быть, его даже застигли в ангаре — он готовился к запуску самолета и в этот момент туда прилетела ракета Х-47, Циркон или простая Герань. Может быть, он уже рулил и в этот момент произошел взрыв… Летчик потерял сознание, сгорел, кабину открыть не смогли. Если он погиб на земле, то, конечно, лучше сказать, что он успел взлететь и погиб героем, отбив наши атаки.
— У украинцев это уже было — в 2022 году под Одессой летчик на МиГ-29 врезался в наш «Геран». При столкновении с ним тот включил самоуничтожение на подлете и сбил самолет осколками. Это была первая ситуация дуэли, когда пилотируемый истребитель перехватил дрон, и дрон победил. Могло ли такое быть с этим F-16? Да, могло быть и такое. Хотя сейчас на Украине очень осторожно относятся к охоте на дроны.
Свежие комментарии