Предоставлено: The Telegraph.
Если Майкл О'Лири был благодарен за 600 миллионов фунтов стерлингов, которые британское правительство предоставило Ryanair для преодоления кризиса Covid, он этого не показал.
«Транспорт здесь давно чертовски некомпетентен», — сказал 60-летний ирландский бизнесмен в прошлом месяце во время тирады об администрации Бориса Джонсона во время своего визита в Великобританию.
Бюджетная авиакомпания является крупнейшим должником механизма корпоративного финансирования Covid Банка Англии.
Подписанный Казначейством Риши Сунака, CCFF, как его довольно неуклюже называют, был запущен 17 марта 2020 года — за три дня до того, как схема удержания должности канцлера катапультировала слово «отпуск» в обиход.
Логика заключалась в том, что долговые рынки иссякали. Пока Джонсон сомневался в своей реакции на кризис, официальные лица как в Уайтхолле, так и на Треднидл-стрит опасались, что компании с голубыми фишками вскоре не смогут получить доступ к жизненно важным кредитным линиям, которые имеют решающее значение для их повседневного бизнеса.
На второй день своего пребывания на посту управляющего Банка Англии Эндрю Бейли разработал дерзкий план начать покупать долги напрямую у компаний — более радикальная мера по сравнению с реакцией Банка на финансовый кризис 2008 года, когда он использовал финансовые рынки в качестве посредника. .
Бизнесы взяли взаймы более 75 миллиардов фунтов стерлингов
Схема была открыта не для всех. Компании должны иметь возможность выпускать коммерческие бумаги — похожие на краткосрочные облигации, которыми можно торговать, — и продавать их Банку Англии. И это было дешево, на 0,2–0,6 процента выше обычной процентной ставки, которую платят компании.
В общей сложности 107 фирм использовали CCFF, которая предоставила взаймы более 37 миллиардов фунтов стерлингов. Немецкий химический гигант BASF, французский роскошный дом моды Chanel, футбольная команда Премьер-лиги Tottenham Hotspur и американский розничный торговец Boots были среди наиболее привлекательных имен, которые воспользовались государственными займами.
«[Мне] кажется, что британские налогоплательщики были обмануты», — отметила дама Магарет Ходж, бывший председатель комитета по государственным счетам парламента.
Экстренное финансирование было закрыто для новых участников в марте этого года, а кредитный портфель, обеспеченный государством, в настоящее время сокращается. Большинство компаний уже выплатили свои долги, но 21 компания по-прежнему задолжала около 4,5 млрд фунтов стерлингов.
Туристические фирмы, жилищные фонды и университеты составляют все компании в списке, кроме трех, и теперь должны выплатить деньги не позднее марта следующего года. Те, что остались, приравниваются к компаниям, которые больше всего пострадали от пандемии и, вероятно, продолжат ощущать последствия в ближайшие месяцы, говорят эксперты.
«Все знают, что они должны вернуть это», — говорит один из консультантов по вопросам реструктуризации. «Некоторые из них — громкие имена, и они не захотят, чтобы их видели неплатежеспособным по государственному займу».
Для Ryanair маловероятно, что у нее возникнут трудности с рефинансированием своего кредита CCFF. «Они были очень активны на рынке облигаций», — добавляет советник — это признак того, что компания создает резервы наличности для финансирования погашения.
Босс Ryanair Майкл О'Лири резко критиковал отношение правительства к индустрии туризма. Фото: Horacio Villalobos — Corbis / Corbis
Конкурентная авиакомпания Wizz должна 300 миллионов фунтов стерлингов. Но его босс Йожеф Варади игнорировал любые опасения по поводу приближающегося крайнего срока. EasyJet вернула половину из 600 миллионов фунтов стерлингов, полученных весной, а оставшаяся часть будет возвращена позже в этом году.
Notting Hill Genesis задолжала схеме 300 миллионов фунтов стерлингов. Жилищный фонд владеет и управляет более чем 66 000 объектов недвижимости в Лондоне и на Юго-Востоке и насчитывает 2 000 сотрудников.
Представитель траста сказал, что финансирование «увеличило нашу краткосрочную ликвидность и помогло нам управлять риском и подверженностью рыночным колебаниям», добавив: «Мы будем в состоянии полностью погасить фонд, когда он наступит».
Жилищная ассоциация Thames Valley и два других фонда Peabody, получившие 175 и 100 миллионов фунтов стерлингов, не ответили на запросы о предоставлении информации о своих планах.
Футбольная ассоциация должна 175 миллионов фунтов стерлингов и также промолчала, когда к ней обратились.
Канцлеру предстоит трудное решение
Хотя Банк Англии и Казначейство будут ожидать, что долги будут погашены, остаются опасения, что некоторые могут этого не сделать, оставив Казначейству перед трудным выбором.
«Маловероятно, что Банк или Казначейство захотят взять под контроль эти компании», — говорит Джулиан Джессоп, независимый экономист. «Во-первых, у государства нет особого интереса или опыта в управлении авиакомпаниями, поездами или автобусами.
Канцлеру Риши Сунаку, возможно, в конечном итоге придется решить, продолжать ли поддерживать компании или позволить им обанкротиться. Фото: Стефан Руссо / Пул через REUTERS
«Более разумно пролонгировать заем — возможно, обменять его на долг с более длительным сроком погашения, — чем конвертировать его в капитал.
«Я думаю, что еще менее вероятно, что Банк или Казначейство захотят полностью прекратить поддержку этих компаний. Это может нанести серьезный ущерб некоторым ключевым секторам — транспорту, образованию и социальному жилью — и, конечно же, никакое правительство не собирается допустить банкротства Футбольной ассоциации ».
Наряду с гостеприимством туристическая отрасль входит в число наиболее пострадавших от пандемии. Однако, в отличие от ресторанов и баров, некоторые туристические фирмы действительно соответствовали критериям инвестиционной категории, например, аэропорт Гатвик и агентство Flight Center, зарегистрированное в Австралии. Другой — SSP, зарегистрированная в Лондоне компания по организации питания туристов, которая до пандемии пыталась попасть в FTSE 100, но продолжает нести большие убытки, поскольку Covid сокращает количество посетителей.
Роб Льюис, партнер PwC по услугам по реструктуризации бизнеса, говорит: «Учитывая, что ключевым требованием к доступу для компаний, получающих доступ к схеме CCFF, было продемонстрировать кредитный рейтинг инвестиционного уровня, эту схему, как правило, использовали более крупные предприятия.
Экономисты опасаются резкого роста неплатежеспособности
«В целом, такие предприятия сохранили хороший доступ к рынкам капитала и альтернативным источникам финансирования, чтобы иметь возможность рефинансировать долги. Однако есть предприятия — в таких секторах, как путешествия и отдых, где перспективы были более позитивными, когда CCFF закрылся для выдачи новых кредитов в конце марта.
«На них по-прежнему оказывают значительное влияние пандемия и продолжающиеся ограничения. Привлечение дополнительного финансирования для рефинансирования долга CCFF может оказаться непростой задачей, особенно для тех, у кого нет диверсифицированных источников финансирования и чей кредитный рейтинг был понижен ».
Мартин Алкок — директор компании Travel Trade Consultancy. «Я думаю, что деньги правительства здесь на самом деле довольно безопасны», — говорит он.
Однако Алкок обеспокоен тем, что CCFF дает преимущества более крупным операторам в ущерб тысячам более мелких туристических фирм.
«Крупные компании, получившие поддержку правительства через схему CCFF, вероятно, выйдут из пандемии в более сильной и доминирующей позиции на рынке.
«К сожалению, этого нельзя сказать о длинном хвосте малого и среднего туристического бизнеса, который в последние полтора года в значительной степени игнорировался».
Свежие комментарии