Благоприятное положение с закрытой доставкой привело к тому, что заброшенные железнодорожные арки и промышленные предприятия стали домом для некоторых из самых быстрорастущих британских стартапов, поскольку «темные» магазины и кухни распространились по всей стране.
Теперь, наводненные венчурным капиталом, но лишенные ограничений, связанных с тем, чтобы оставаться дома, пионеры «быстрой торговли» стремятся навсегда изменить то, как мы делаем покупки и едим.
Темные магазины и кухни не обслуживают клиентов лично, а это означает, что операторы могут сэкономить на персонале, аренде и эксплуатационных расходах.
«По сути, мы — команда поваров на кухне, — говорит Джонни Боуд, основатель Kitchen Ventures. «У нас нет менеджеров или обслуживающего персонала или персонала бара».
Он говорит, что прелесть темных кухонь заключается в том, что они могут обслуживать клиентов, которым нужна разная кухня, «поэтому из одной кухни мы можем приготовить несколько блюд».
Темные кухни Деливеру под железнодорожной веткой в Блэкуолле, восточный Лондон, в тени офисных башен Кэнэри-Уорф Авторы: Мартин Годвин / Guardian / eyevine
Боуд говорит, что это делает их привлекательными для молодых предпринимателей, «желающих вступить в игру, не проходя через долгий и дорогостоящий процесс захвата фактического местоположения из кирпича и раствора».
Он лично знаком с более традиционным процессом, управляя Rum Kitchen, сетью карибских ресторанов и итальянским рестораном Passo, который он описывает как «очень весело, но также требует много времени и больших капиталовложений».
К доступности темных кухонь добавляется более низкая арендная плата, которую они требуют, без личного присутствия клиента, что означает «не имеет значения, находитесь ли вы на главной улице или двумя улицами ниже».
Боуд говорит, что это делает концепцию очень масштабируемой: «Вы не всегда боретесь за лучшие места, чтобы расширить свой бизнес». К концу года Kitchen Ventures планирует расшириться до четырех новых направлений, включая Брайтон и Бирмингем.
Выбор правильного места также жизненно важен для фирм, занимающихся доставкой продуктов по требованию, бизнес-модель которых зависит от возможности доставлять товары из темного магазина к домам клиентов за считанные минуты.
Темные магазины должны быть адаптированы не только к стране или городу, но и к «конкретному району», — говорит Туранкан Салур, генеральный менеджер Getir UK, «потому что погода, демография, логистика и потребности каждого из них совершенно разные».
Необходимость быть так близко к клиентам привела к появлению таких пространств на заброшенных автостоянках, железнодорожных арках и других менее желательных объектах.
Салур говорит, что это «вдохнет жизнь обратно в здания, которые лежали поблизости неиспользованными» и, в свою очередь, «создаст доход для домовладельцев, которые не могли использовать эту собственность заранее».
Пол Аренсон, исполнительный директор компании по недвижимости Stenprop, говорит, что операторы пользуются большим спросом на ее промышленные объекты. «Мы сдали тёмную кухню в Бристоле и три в Глазго компании по приготовлению еды».
Другие арендодатели сообщали о разразившихся войнах между темными магазинами и операторами кухонь за свободные участки в густонаселенных районах.
Именно темные магазины отличает операторов «чистой игры», таких как Getir, Gorillas и Weezy, от «агрегаторов», таких как Deliveroo.
«У нас есть фулфилмент-центр, который используется исключительно для выполнения наших заказов», — говорит Алек Дент, соучредитель Weezy. «Это означает, что мы организуем его как склад и точно знаем, какие запасы у нас есть и где именно находится каждая позиция. Так что процесс комплектации и упаковки происходит намного быстрее ».
Законы, требующие, чтобы люди оставались дома, были бы находкой для таких компаний, занимающихся доставкой, поэтому было бы логично ожидать, что окончание запретов вызовет замедление спроса?
«Нет», — говорит Боуд, отмечая, что Kitchen Ventures зафиксировала небольшой рост продаж после снятия всех ограничений.
Салур соглашается: «Мы не видели спада — просто рост был на вершине роста. Это было то, что люди собирались потребовать и к чему все равно привыкли. Просто пандемия сделала людей более привлекательными для использования такого рода услуг ».
Базирующаяся в Берлине компания Gorillas также планирует выйти за пределы шести британских офисов, включая более мелкие центры, такие как Кембридж и Рединг.
Основанная в Берлине компания Gorillas получила оценку «единорога» в $ 1 млрд. Фото: ТОБИАС ШВАРЦ / AFP через Getty Images
Однако, хотя рекламные предложения, обещающие эффективную раздачу продуктов новым покупателям, привлекли внимание, они также вызвали вопросы о прибыльности таких фирм.
«Лично для меня очень важно получать прибыль», — говорит Боуд. «Иначе сложно понять, что ты делаешь. Я вырос в традиционном ресторане из кирпича и раствора, где, если вы не получаете прибыль, вы вроде как мертвы ».
Он весьма сомневается в «сумасшедшем росте без каких-либо реальных планов прибыльности».
Некоторые применяют этот ярлык к Гетиру. Запустившись только в январе в Лондоне, к концу года он планирует расширить сеть до 15 городов и уже имеет оценку в 7,5 млрд долларов — больше, чем у Deliveroo и Marks & Spencer.
Однако Салур по-прежнему оптимистично оценивает позицию Гетира: «Мы занимаемся этим шесть лет, и именно за последние шесть месяцев это стало самой горячей областью в сфере технологий».
Скорость — это все для компаний по доставке еды, таких как Getir, и многие стремятся к тому, чтобы время доставки составляло всего 10 минут. Фото: Getir
Он указывает на Турцию, где Getir начал свою деятельность в 2015 году, как на пример прибыльности зрелых темных магазинов, и утверждает, что Великобритания будет следовать той же траектории.
Саймон Мэйхью, руководитель отдела онлайн-продаж в исследовательской компании IGD, говорит, что рынок Великобритании «определенно перегрет» и ожидает неминуемой консолидации, поскольку «игроков слишком много».
Тем не менее, он по-прежнему уверен, что фирмы темных магазинов могут зарабатывать деньги, «умно» выбирая ассортимент своей продукции, часто «продукты премиум-класса с высокой средней ценой». Как только произойдет консолидация, оставшиеся в живых, вероятно, будут взимать плату за доставку, при этом тратя меньше средств на маркетинг и предложения скидок.
Агенты по недвижимости в этом секторе полагают, что компании, которые не смогли доминировать, все равно будут очень ценными из-за своих сильных цепочек поставок и могут быть поглощены другими поставщиками логистических услуг.
Проблемы остаются. Необходимость быстро доставлять и курировать выбор продуктов ограничивает размер каждого отдельного темного магазина, потенциально давая возможность местным угловым магазинам конкурировать без роскоши в виде поддержки венчурного капитала в миллионы фунтов стерлингов.
Мэйхью говорит, что угловые магазины должны сосредоточиться на ассортименте продукции и обслуживании клиентов, чтобы их не смела революция темных магазинов. Однако он утверждает, что всегда будут люди, которым «не нужны продукты в течение часа» и «не хотят платить за доставку».
Один оператор темного магазина даже зашел так далеко, что назвал эти помещения «продолжением индустрии уличных магазинов», где покупатели знают своих постоянных покупателей по именам.
Еще неизвестно, станут ли магазины в железнодорожных сводах и кухни в промышленных предприятиях частью местного сообщества, но похоже, что темные магазины и кухни останутся здесь, несмотря на изоляцию.
Свежие комментарии