Оригинальный плакат 1967 года к фильму «Грязная дюжина» Авторы и права: Алами
Незадолго до дня «Д» великие и добрые немецкие армии — высокопоставленные офицеры и их жены — правят во французском замке. Это чистая роскошь в нацистском стиле: вино, еда, женщины, портреты фюрера.
Но праздник прерван. Грязная дюжина прибывает, чтобы устроить резню, заживо сжигая немцев, убегающих в подвалы замка.
В последние минуты седой дуэт Ли Марвина и Чарльза Бронсона совершил достойный мачо-побег. С охваченным за их спиной замком Марвин проезжает чудовищный немецкий полугусеничный тракт по мосту, проталкивая вооруженную разведывательную машину Daimler, в то время как Бронсон стреляет из пулемета в каждого нациста в поле зрения.
Создание буквально взрывных сцен было нелегким делом для режиссера Роберта Олдрича и его команды. Чтобы построить замок, в том числе лодочный дом, ландшафтный дизайн и бомбоубежища, на территории британской студии MGM в Борехамвуде потребовалась команда из 250 человек.
Замок был построен специально для разрушения. Но его конструкция была настолько мощной, что для его уничтожения потребовалось бы 70 тонн взрывчатки. Одну секцию пришлось перестроить из более легко разрушаемого пластика и пробки. Но когда они пришли стрелять в Марвина и Бронсона, убегающих от кровавой бойни, возникла проблема: Ли Марвина — упертого лидера Дюжины — нигде не было.
Продюсер Кен Хайман поехал в Лондон, чтобы найти его — в частности, в Star Tavern в Белгравии. Любопытно, что в том же пабе, где Ронни Биггс и его товарищи спланировали Великое ограбление поезда.
«Ли держался в конце бара, по-видимому, пьяный, как скунс», — сказал позже Хайман. «Теперь он тот человек, который должен вести машину по мосту. Я сажаю его в машину и кормлю, как ребенка из фляжки с кофе. Приехали на съемочную площадку и вышли из машины. Бронсон стоял в задней части замка, где ждал, пока Марвин покажет его. Мы подъехали, и Ли как бы выпал из машины. Чарли говорит: «Я собираюсь трахнуть тебя, Ли!» »Хайман умолял Бронсона:« Не бей его, Чарли, не бей его ».
Невероятно, но сцена была завершена. «Он всегда добивался успеха», — сказал Хайман о пьющем Ли Марвине. «В постановке было несколько моментов, когда он, вероятно, не смог бы произнести собственное имя. Но по тому, как он двигался, вы никогда не узнаете этого ».
Такие пьяные хулиганы — хотя в конечном итоге выигрывают — определенно подходят «Грязной дюжине», банде военных заключенных, которых вербуют из камеры смертников и отправляют на самоубийственную миссию в тыл врага.
Вышедший 17 июня 1957 года фильм «Грязная дюжина» имел кассовые сборы и получил четыре номинации на премию Оскар. В подборке интервью Роберта Олдрича Юджин Л. Миллер и Эдвин Т. Арнольд утверждали, что «Грязная дюжина» помогла создать концепцию блокбастера — за восемь полных лет до «Челюстей», широко известного как первый фильм о летнем событии.
«Война выявляет в мужчинах как лучшее, так и худшее»: режиссер Роберт Олдрич на съемках «Грязной дюжины». Фото: Алами
«Грязная дюжина» послужила вдохновением для создания множества фильмов, от «Дикой группы» до «Братьев Блюз» и «Бесславные ублюдки» (названного в честь своего рода итальянского римейка «Грязной дюжины»), а теперь и «Отряда самоубийц» Джеймса Ганна; Плакат отряда в стиле ретро — это даже прямая дань уважения оригинальной работе Фрэнка Маккарти «Грязная дюжина». (Дэвид Эйер, режиссер первого фильма «Отряд самоубийц», также упомянул «Грязную дюжину» как оказавший влияние. С тех пор он был привязан к римейку.)
Некоторые критики были шокированы жестокостью Дюжины и безудержным уровнем тестостерона. Рецензент New York Times Босли Кроутер заявил, что «Грязная дюжина» «поощряет дух хулиганства, который является откровенно антиобщественным», и заклеймил фильм «невыразимо болезненно и отвратительно».
Он начинается с того, что главный герой Марвина, майор Джон Райзман, присутствует на казни военнопленного (это ключевая тема: армия США вешает своего собственного). Затем «Грязная дюжина» переходит от мрачных размышлений о природе войны к мультяшной комедии, хитроумной сатире и садизму со стороны Телли Саваласа. «Я думаю, что это проистекает из дихотомии на мой взгляд», — сказал Роберт Олдрич о своем фильме. «Я действительно думаю, что война выявляет в мужчинах как лучшее, так и худшее».
«Грязная дюжина» основана на романе Э. М. Натансона, впервые опубликованном в 1965 году. Натансон был вдохновлен историей, рассказанной ему его соседом Рассом Мейером — будущим режиссером сексуальных игр с надувной грудью, в том числе «За пределами долины кукол» и «Супервиксены». .
Мейер был боевым фотографом во время Второй мировой войны и рассказал Натансону об армейском частоколе, который он посетил в Англии, где заключенных готовили к секретной миссии незадолго до дня «Д». Натансон исследовал историю для потенциальной научно-популярной книги, но не смог найти никаких доказательств существования подразделения — вместо этого он обнаружил, что читает о заключенных в тюрьму солдатах и военном трибунале, что привело его к созданию Грязной дюжины.
История также была связана с Filthy Thirteen, реальным отрядом десантников-подрывников. Они были известны своим отвращением к стирке, боевой раскраске в индейском стиле и ирокезам, а также хриплым пьяным поведением, из-за которого они оказались в частоколе. Они приземлились с воздуха во время высадки в Нормандии, и им было приказано перебросить мосты через реку Дув. («Если бы мы не взяли эти мосты и к нам перешла танковая часть, у нас был бы еще один Дюнкерк», — сказал один из Тринадцати.)
Ли Марвин на съемках сериала «Грязная дюжина». Кредит: Алами
MGM приобрела права на «Грязную дюжину» и получила сценарий Наннелли Джонсона, номинированного на «Оскар» сценариста «Гроздей гнева». Роберт Олдрич позже так прокомментировал сценарий Джонсона: «Из этого получилась бы очень хорошая, очень приемлемая картина войны 1945 года. Но я не думаю, что картина войны 1945 года обязательно будет хорошей картиной войны 1967 года ». Действительно, к середине шестидесятых в США развернулось антивоенное движение, поскольку президент Линдон Б. Джонсон направил во Вьетнам дополнительные войска.
Олдрич завербовал немецкого сценариста Лукаса Хеллера, сценариста фильмов Олдрича «Что когда-либо случилось с Бэби Джейн?» и Тише … Тише, Милая Шарлотта, доработать сценарий. Джон Уэйн должен был сыграть роль Марвина, очевидно предложенную Уэйну без ведома Олдрича. «Я фанат Уэйна, — сказал Олдрич. «Его политика меня не беспокоит, это проблема его матери. Но не Уэйн в роли Марвина.
Уэйн, чей фанатичный и ура-патриотический образ является антитезой тому, чем стала «Грязная дюжина», возражал против супружеской измены в сценарии (вырезанном перед окончательным наброском) и написал MGM, жалуясь, что сценарист, вероятно, носил сандалии. Героизм для Джона Уэйна казался несложным.
В письме Кену Хайману Олдрич описал, как персонаж майора Райсмана должен быть «самым циничным, подозрительным, изощренным, антиавторитарным, антиправительственным, подлым, жалким, сукиным сыном, которого кто-либо когда-либо видел в кино. . »
Ли Марвин — к тому времени лауреат премии «Оскар» — идеален: агрессивен и не впечатлен своим начальством. Райзман борется за правую сторону, но делает это по-своему. «Меня не очень интересует вышивка, только результаты», — говорит он своим командирам. Офицеры — вроде генерал-майора Сэма Уордена (Эрнест Боргнин) и полковника Брида (Роберт Райан) — шутливые, но зловещие.
Ли Марвин и Чарльз Броснан в «Грязной дюжине»
Они поручают Райзману руководить проектом «Амнистия»: взять 12 заключенных, приговоренных к смертной казни или длительным срокам, и подготовить их к миссии по убийству как можно большего числа немецких офицеров до дня «Д». Если они выживут (а это большое «если»), их приговоры будут заменены. Если Райзман не сможет контролировать своих людей, офицеры с радостью отправят их обратно на повешение. Скорее всего, они повесили бы и Райсмана, если бы могли, за военное преступление в виде плохого отношения.
Представленную Райзману и зрителям по их именам и приговору — от «20 лет каторжных работ» до «смерти через повешение» — «Грязную дюжину» играют Чарльз Бронсон, Джон Кассаветис, Телли Савалас, Джим Браун, Трини Лопес, Клинт Уокер, Дональд Сазерленд, Том Басби, Бен Каррутерс, Стюарт Купер, Колин Мейтленд и Аль Манчини.
Среди них были и настоящие ветераны Великой Отечественной войны. Ли Марвин был морским пехотинцем, Чарльз Бронсон служил в ВВС США, Клинт Уокер был торговым флотом, а Телли Савалас служил в армии США.
Райзман побеждает Дюжину — сначала насилием и запугиванием, затем товариществом и доверием. Иногда это разыгрывается как старая веселая возня. Посмотрите, как Дюжина тренируется вместе и использует хитрые криминальные приемы, чтобы перехитрить соперника-полковника и его людей в практических маневрах. (Британские зрители могут рассмеяться, когда появится Ричард Марнер — развязный нацист из «Алло». Резня, санкционированная высшим руководством.
Больше всего пугает личинка Лучника Телли Саваласа — расстроенный, ненавидящий женщин, насильник и религиозный псих. Первоначально было объявлено, что Джек Пэланс сыграет эту роль, но отклонил заявленный гонорар в размере 141000 долларов из-за расизма Мэггот.
Эрнест Боргнин на съемках «Грязной дюжины». Авторы: Алами.
В фильме этот вопрос решен с лукавым юмором. Когда Мэггот насмехается над идеей поесть вместе с чернокожим Джефферсоном (игрок НФЛ Джим Браун), вспыхивает драка. Марвин издевается над Мэггот, извиняясь перед охранниками у двери. «Извини, сержант», — говорит Райзман о происшедшем. «Джентльмен с юга поинтересовался, как устроен обед».
Джефферсон проводит в фильме самые вопиющие параллели с Вьетнамом. «Это твоя война, приятель, а не моя», — говорит он Райзману об их миссии. Его слова перекликаются с легендарной цитатой Мухаммеда Али о Наме: «Я не ссорился с ними, Вьетконг». Али даже побывал на съемках фильма. В реальной жизни Джим Браун был настолько предан «Грязной дюжине», что ушел из профессионального футбола, когда съемки столкнулись с его обязанностями в НФЛ.
Кастинг Олдрича на роль актера / режиссера Джона Кассаветиса был особенно смелым ходом. В то время Кассаветис был занесен в черный список из-за предыдущего спора с продюсером. Его персонаж, Виктор Франко, приговоренный к повешению за грабеж и убийство (присвоение мизерной суммы в два фунта и десять шиллингов), изначально был небольшой ролью, но Олдрич поощрял его делать больше. Кассаветис получил бы номинацию на лучшую мужскую роль второго плана.
«Грязная дюжина» также стала звездным событием для Дональда Сазерленда. В одной запоминающейся сцене персонаж Сазерленда — бездушный Пинкли — притворяется генералом, дурачя другое подразделение, чтобы сохранить свое прикрытие. В этой сцене должен был быть Клинт Уокер, но Уокер возразил, что для голливудской звезды и гордого индейца это было бы неуместно. Сазерленд, у которого изначально была одна строчка («Номер два, сэр!»). был призван.
Он вспомнил этот инцидент в интервью The Guardian: «Режиссер Роберт Олдрич, у которого была огромная авторитарная черта, повернулся ко мне — мы все обрили головы — и сказал:« Вы! С большими ушами! Ты сделай это!' Он даже не знал моего имени! »
Грязная дюжина на параде Фото: Алами
Из «Дюжины» именно персонаж Чарльза Бронсона Владислав играет традиционного кинематографического героя. Его приговорили к повешению — за то, что он застрелил убегавшего солдата с медикаментами своего подразделения. Райсман рассказывает Владиславу, в чем была его настоящая ошибка: «Ты позволил кому-нибудь увидеть, как ты это делаешь».
Сообщается, что Марвин и Бронсон несколько раз ссорились из-за пьянства Марвина. Марвин и его приятель Боб Филипс (также морской пехотинец, ставший актером, а потом выпивший) дали сварливому Бронсону прозвище «Чарли Саншайн».
Уход в самоволку в «Звездную таверну» был не единственной неблагоразумностью Марвина, вызванной алкоголем. В другом пабе Марвин и Боб Филлипс вступили в схватку с завсегдатаями из-за игры в дартс, а точнее, Марвин бросил своенравный дротик, поразив другого пьющего. Как подробно описано в биографии Марвина Дуэйна Эпштейна, звезда нанесла удар обиженному местному жителю.
«Ли разворачивается с разворота Джона Уэйна вправо, — вспоминал Боб Филлипс. «Ли пропустил его на три фута. Не то чтобы парень пригнулся или что-то в этом роде. Ли подплыл прямо за ним. Я вошел и ударил того сукиного сына —––– прямо, и он упал и ушел. Ли встает и смотрит на парня сверху вниз. 'Кто-то еще? Кто следующий? »В конечном итоге пару спасла официантка — супер-фанат Ли Марвина с прической в виде улья.
Джим Браун и Дональд Сазерленд в отряде самоубийц Авторы и права: Алами
Марвин упивался Swingin 'шестидесятых в Лондоне. (Закулисный фильм показал, что вся «Грязная дюжина» развлекается в модной столице. «Качающийся Лондон — идеальное место для этих людей, — сказал рассказчик. — Парни из боевиков веселятся в городе»). Но не всем понравилась поездка в Англию.
Роберт Олдрич был недоволен ограничениями, которые не позволяли ему использовать свою обычную американскую команду, а британский летний дождь прервал расписание.
Англичанам — ну, некоторым из них — тоже не особо понравились Олдрич и «Грязная дюжина». Жители деревни Ченис жаловались, что съемочная группа нанесла ущерб идиллическому ландшафту, а миссис Хелен Джеймс пожаловалась на шум, исходящий от Borehamwood Studios. «Три недели мы не спали из-за пулеметного огня, взрывов и не знаю что». Олдрич получил уведомление за 14 дней, чтобы не допустить шума.
Перед большой миссией стоит одна из самых знаковых сцен фильма, известная как «Тайная вечеря». Дюжина едят и уточняют свой план, который они запоминают с помощью рифмы из 16 пунктов («Первый: до контрольно-пропускного пункта, который мы только что начали. Два: охранники прошли…»). Как говорит Райзман, цель состоит в том, чтобы «убить каждого офицера в поле зрения». «Наши или их?» — шутит Франко. «Ну, давай начнем с их, а …?» — отвечает Райзман.
К настоящему времени певица Трини Лопес бросила учебу — как сообщается, ее наставник Фрэнк Синатра побуждал ее покинуть постановку — и его персонаж был записан, будучи убитым во время прыжка с парашютом.
Сам Олдрич признал бы, что история «Грязной дюжины» абсурдна. И никогда не больше, чем в заключительном акте, когда Райсман и Владислав, теперь переодетые немецкими офицерами, входят в замок, смелые, как медь, плечом к плечу с нацистскими командирами, причем Райзман не говорит ни слова по-немецки. Продираясь сквозь секретную операцию под прикрытием, это комично.
Но если вы настроены на удовлетворительную перестрелку — и просто убийство нацистской нечисти — нервный, буквально взрывной вывод окажется очень мрачным.
Личинка Телли Саваласа, пробирающаяся в замок наверху, настолько взбешена одним видом женщины, что убивает ее — медленная, все еще неудобная для наблюдения за ножом атака — а затем предает Дюжину, открыв огонь. Когда немецкие офицеры и гражданские лица врываются в подвал замка в поисках безопасности, отважный план «Грязной дюжины» превращается в зверство военного времени.
В неизбежной перестрелке Райзман приказывает казнить безоружных немецких пленников и бросает гранаты — с булавками — и бензин в вентиляционные отверстия подвалов. Даже Дюжина — или то, что от них осталось, — нерешительно смотрят на приказы. Джефферсон Джима Брауна снова вызывает воспоминания о Вьетнаме, он наконец бросил боевые гранаты в вентиляционные отверстия и бросился прочь, когда замок взорвался.
Сценарий, кажется, намеренно напоминает напалминг, хотя позже Олдрич настаивал, что связь «Нам» и успех фильма были случайными. «Когда мы планировали« Грязную дюжину »в 1965 году, как вы думаете, в какой-то момент мы знали, что к моменту выхода фильма французские дети будут восстать, а американцам надоест Вьетнам, так что настроение будет как раз подходящим для нашей картины? Мусор. Тот факт, что фильм собрал 80 миллионов долларов в прокате, был удачей. Чистое везение.»
Франко Джона Кассаветиса, возможно, суммирует дух «Грязной дюжины»: человек, полный неуместной ярости, дикости и уязвимости в его глазах, ищущий, с чем бороться. Учитывая его момент искупления, он выстрелил в спину в последние секунды — убит с легким хныканьем.
Настоящая миссия «Грязной дюжины» заключалась в том, чтобы взорвать героизм в стиле Джона Уэйна из традиционных фильмов о войне. Как позже сказал Роберт Олдрич о поджогах: «Я пытался сказать, что в данных обстоятельствах не только немцы совершают недобрые и ужасные, ужасные вещи во имя войны, но и американцы делают это, и все это делают. Это. Вся природа войны бесчеловечна. Нет такой вещи, как хорошая война ».
В финальной сцене персонажи Ли Марвина и Чарльза Бронсона выздоравливают в больнице. «Ты хорошо поработал, солдат», — говорит офицер некогда приговоренному к смертной казни человеку Бронсона. «Поторопись и выздоравливай. Нам нужны такие люди, как ты ».
Свежие комментарии