Джуд Лоу в фильме 2011 года «Заражение», сюжет которого широко рассматривается как поразительно похожий на пандемию Covid. Кредит: Клодетт Бариус.
Некоторые заголовки идут жестко, например, «Голливудские фильмы, которые действительно предсказывали существование коронавируса» в одном египетском журнале. Другие не чувствуют себя столь же уверенно, говоря, что это «вроде как предсказано» или «пандемия, подобная этой». Но независимо от формулировки, одно можно сказать наверняка: многим из нас нравится верить, что у киноиндустрии есть своего рода хрустальный шар и что голливудские сценаристы могут предсказать будущее.
Некоторое время люди утверждали, что телешоу, такие как «Симпсоны», «предсказали» множество событий — от президентства Дональда Трампа до коррупционных скандалов ФИФА и даже нападения тигров Зигфрида и Роя. Между тем, фильмы, в которых якобы предсказывались элементы пандемии Covid-19, варьируются от очевидного — рассказа Contagion о том, как пандемия станет глобальной — до менее правдоподобных — научно-фантастического фильма о зомби World War Z, каким-то образом рассказывающего о коронавирусе или капитане. Америка как бы посылает нам сообщение со своими плакатами с пивом Corona и вирусом.
Затем есть откровенное смехотворное: крохотная группа людей заявляет в Интернете, что у них не будет вакцины, потому что они верят, что действие фильма «Я — легенда» происходит в 2021 году и что вакцина создала зомби в фильме. («Трудно найти заявление с таким количеством фактических ошибок, как это», — написал сайт проверки фактов Snopes.)
Но почему эти наблюдения и теории заговора так популярны? Почему людям нравится верить, что Голливуд имеет привилегированный доступ в будущее? Профессор Кристель Рассел изучает психологическое воздействие развлечений на людей. Одним из интересующих ее явлений является «знание убеждения»: способность знать, когда кто-то пытается вас в чем-то убедить.
«Прелесть голливудской индустрии, — говорит она, — в том, что они придумали очень эффективный способ избавиться от знания убеждения, заставляя людей настолько увлекаться и погружаться в свои истории, что они не видят размещения продуктов — они не делают этого. не вижу сообщений, которые могут быть там встроены ». Другими словами, Голливуд действительно мешает нашему разуму, и это сознательно.
Поразительно в этом анекдоте то, что это не сумасшедшее замечание одного человека, а похоже на то, что широко распространилось в некоторых уголках Интернета. Что, как оказалось, так и есть. У этого поста десятки тысяч репостов, в основном с серьезными комментариями pic.twitter.com/ktbwZja1NV
— Вера Бергенгрюен (@VeraMBergen) 9 августа 2021 г.
Также, говорит Рассел, ведется длинная линия исследований феномена, называемого «культивирование». Вот что происходит, когда вы смотрите так много определенного вида развлечений, что все больше верите, что реальный мир похож на вымышленный мир, который вы видите на экране. Если вы добавите к этому миксу возможность того, что в этих вымышленных мирах изображены силы, действующие гнусным образом против интересов обычного человека, Рассел говорит, что легко понять, почему кто-то может стать уязвимым для историй, подразумевающих грандиозное сокрытие.
Для той части населения, которая считает, что основные новостные программы лгут им — см. Рефрен Трампа о «фейковых новостях» — художественная литература может начать выглядеть, как это ни парадоксально, как более надежный источник фактов. «Я думаю, что многие люди в конечном итоге живут в этом вымышленном мире и больше не могут отделять и извлекать реальное из вымышленного», — говорит Рассел. Она старается не прибегать к осуждению, но (добавляет она) люди в целом просто легковерны. Мы с готовностью доверяем тому, что нам говорят по телевидению и в фильмах.
«То, что вы доверяете художественному произведению, рассказывающему правду о мире, совершенно возмутительно, если мыслить рационально», — говорит она. Но люди не рациональны: «Это эмоциональная реакция».
World War Z также стала предметом многочисленных онлайн-обсуждений. Фото: Paramount.
В конце концов, что могло быть более эмоциональным, чем последние 18 месяцев смерти и изоляции? Пандемия стала питательной средой для паранойи и теорий заговора. Например, в мае 2020 года короткометражный фильм под названием Plandemic распространился со скоростью лесного пожара через группы заговорщиков в Facebook, утверждая, что элиты используют вирус и вакцину в своих коварных целях.
Карен Дуглас — профессор социальной психологии и специалист в этой области; Исследования, по ее словам, показывают, что люди находят утешение в теориях заговора, когда их психологические потребности не удовлетворяются.
«Первая из этих потребностей -« эпистемическая », — говорит она, -« связана с необходимостью знать правду, а также иметь ясность и определенность. Другие потребности являются «экзистенциальными», связанными с необходимостью чувствовать себя в безопасности и контролировать то, что происходит вокруг нас, и «социальными», связанными с необходимостью поддерживать нашу самооценку и положительно относиться к группам, которые мы принадлежать.»
Было бы справедливо сказать, что эпистемологические, экзистенциальные и социальные потребности большинства людей находятся в беспорядке с начала 2021 года. «Люди напуганы и не уверены в пандемии, — говорит Дуглас, — и ищут способы справиться с неопределенностью и отсутствием безопасности. , и потеря социальных контактов … Теории заговора процветают во времена кризиса ».
Даже компания Monsters Inc, которой исполнилось 20 лет, причастна к пандемии. Фото: Reuters
Предвзятость подтверждения здесь в значительной степени применима. Если вы уже скептически относитесь к вакцинам, вы изо всех сил будете искать рассказы, поддерживающие это мировоззрение. И как только вы поверите, что один фильм посеял послание, вы откроете для себя идею, что подобные послания могут быть и в других фильмах. Даже если они насмешливо, как еще можно объяснить людям, недавно наблюдавшим в социальных сетях, что в Tangled Рапунцель самоизолируется в башне в королевстве под названием Корона, или что в Monsters Inc существует связь между 23-19, красная тревога и «19» в Covid-19?
«Так легко, — говорит Рассел, — вернуться назад и найти знаки и интерпретировать их с любой точки зрения». Когда люди верят, что институты обладают властью или правдой, добавляет она, они приписывают им авторитет. Для многих людей меньше крупных институтов, чем многомиллиардная киноиндустрия. В светском мире может возникнуть соблазн поверить, что именно Голливуд действительно заглядывает в сердца людей.
«Некоторые люди обращаются к религии и религиозным текстам», — говорит Рассел. «Некоторые люди обращаются к науке, а другие — к тому, что видят по телевизору».
Свежие комментарии