В самые мрачные месяцы пандемии, когда рестораны были закрыты, а опасающиеся вирусов покупатели избегали супермаркетов, улицы Британии заполнились водителями-доставщиками, переправляющими пиццу и свежие овощи на двух колесах.
Но в районах Милтон-Кейнса все более распространенным явлением становились шерпы другой формы. Шестиколесные роботы-доставщики в форме коробки и высотой менее 2 футов с максимальной скоростью, немногим превышающей шаг ходьбы, были неотъемлемой частью городских тротуаров, когда они перевозили продукты из местных супермаркетов в рамках сотрудничества с Кооперативом.
За первые шесть месяцев пандемии, осуществляемые компанией Starship Technologies из Сан-Франциско, поставки с использованием автономных машин утроились, что предотвратило странную неудовлетворенную попытку вандализма. В ноябре компания расширилась до Нортгемптона, а на прошлой неделе обнародовала планы по запуску в пяти новых городах, увеличив свой текущий парк с 200 до 500.
«Космос явно появлялся, но последние полтора года действовали как ускоритель … Единственный выбор — использовать человека на велосипеде или робота», — говорит исполнительный директор Starship Аластер Вестгарт, бывший руководитель Google. который руководил проектом гиганта Кремниевой долины, направленным на распространение Интернета в сельских районах.
В Милтон-Кейнсе и в более чем дюжине университетских городков США, где их роботы доставляют горячую пищу, роботы превратились из новинки в часть повседневной жизни.
Вестгарт говорит, что доставка по городу уже выгодна. Он утверждает, что доставка роботов приближается к переломному моменту, когда они могут стать дешевле и эффективнее, чем армии ярко одетых людей на велосипедах и мопедах для таких приложений, как Deliveroo и Just Eat.
Но роботы Starship не совсем просты в использовании. Им нужен кто-то, чтобы загружать их покупками, и работники удаленных операционных центров часто берут на себя управление, когда сталкиваются с такими проблемами, как железнодорожные переезды. Но они не требуют оплаты и, что самое главное, ломаются — кроме замены батареи каждые три часа.
Им нужен спрос. Парк роботов-доставщиков требует высоких первоначальных затрат и требует тщательного картографирования местности. Чтобы быть прибыльным, большему количеству людей нужно полагаться на продукты, доставляемые дроидами. Covid, возможно, был тем катализатором: расходы на еду на вынос в Великобритании подскочили на 42% за последние два года.
Пирог в небе?
«Наша инфраструктура масштабируется на миллионы или сотни тысяч доставок, а не на горстку», — говорит Вестгарт. «Стоимость доставки номера 1м намного дешевле, чем доставка номера 100000. Мы можем удовлетворить этот спрос, который был усилен пандемией, в более экономичном формате, который снижает затраты, а не просто растет ».
По его словам, рост числа поставок означает, что за последний год каждая из них стала на 50% дешевле. Starship — далеко не единственная компания, которая пытается противостоять сравнительно традиционным методам гигантов доставки. Amazon начала доставлять посылки с помощью роботов в 2019 году, хотя пока тесты были ограничены.
Nuro, калифорнийский стартап, основанный бывшими инженерами Waymo, дочерней компании Google по производству автомобилей без водителя, занимается доставкой пиццы, продуктов и медикаментов.
Аналитики UBS выдвинули идею о том, что доставка роботов вместе с механизированными «темными кухнями» для производства продуктов питания может снизить цены на производство и доставку продуктов питания до такой степени, что люди почти никогда не готовят дома, что сделает кухню устаревшей.
Сторонники также указывают на факторы окружающей среды. Курьеры, ездящие на велосипедах, не производят выбросов, в отличие от мопедов и автофургонов.
Manna, стартап из Дублина, использует другой подход и использует автономные дроны, а не колесных роботов. Всего за год компания осуществила 65 000 поставок в Голуэе на западном побережье Ирландии. Половина из них приходилась на заказы на кофе, которые включают плату за доставку в размере около 3 евро (2,50 фунта стерлингов). Генеральный директор Бобби Хили говорит, что 40% жителей города использовали эту услугу с момента запуска, и что Manna получила только две жалобы.
Что еще более обнадеживает, использование сервиса стало обычным явлением. «Когда мы делали нашу первую доставку в дом, вся улица выходила, чтобы увидеть, как прилетает дрон, и снимать его. Это было похоже на цирк, прибывший в город. Теперь люди даже не выходят из домов, пока мы не высадим продукт на лужайке », — говорит он.
Manna говорит, что ее дроны быстрее курьеров: заказы обычно занимают менее пяти минут, а доставка стоит не более 5 евро. «И, конечно же, дроны не берут чаевые», — говорит он.
Компания тестирует технологию с Just Eat в Ирландии. Хили говорит, что Manna, которая разрабатывает и производит свои дроны в Уэльсе, будет поставлять их в Великобританию, но ее лицензия распространяется только на ЕС. Он утверждает, что доставка дронами будет «повсеместной по всей Европе в течение следующих трех-пяти лет».
Концертные работники проиграют Колесные дроны Starship доставляют товары на улицы Милтон-Кейнса, где они стали обычным явлением Фото: Джастин Лонг / Alamy Stock Photo
Основные приложения для доставки были менее восторженными. В прошлом году Uber согласился купить Postmates, компанию по производству приложений на вынос, которая инвестировала в автономную доставку, но в этом году она выделила роботизированный манипулятор в отдельную компанию. В прошлом году британские Deliveroo и американские DoorDash стали публичными, но ни один из проспектов IPO не обещал будущего, в котором роботы будут доставлять еду.
Это могло измениться. Несмотря на то, что в настоящее время эта модель занятости широко распространена, она по-прежнему подлежит потенциальному регулированию. Повышение затрат за счет принуждения приложений к оплате пенсий и отпусков работникам, как это случилось с компанией Uber по аренде автомобилей в Великобритании, может сделать роботов более привлекательными.
Вестгарт из Starship Technologies предполагает, что это может быть хорошо. «Некоторая динамика гиг-экономики не обязательно является супер-здоровой для людей, которые предоставляют эти услуги. Если мы сможем создать среду, в которой мы создадим больше ценности и, будем надеяться, создадим рабочие места, не основанные исключительно на минимальной заработной плате, мы думаем, что в этом есть большая ценность ».
Это могло быть оптимистично. Например, один сотрудник Manna может контролировать 20 дронов одновременно, что значительно сокращает трудозатраты на доставку.
Но если революция роботов означает более быстрые и дешевые продукты на вынос, борьба с ней может быть безнадежной.
Свежие комментарии