Юго-восточная сторона обратилась в Управление по борьбе с серьезным мошенничеством после того, как не выплатила 25 миллионов фунтов стерлингов наличных налогоплательщиков. Кредит: Хитклифф О'Мэлли.
Боссам Southeastern позвонили поздно вечером в понедельник — Грант Шаппс собирался национализировать одну из крупнейших железнодорожных сетей Великобритании.
Решение министра транспорта взять под контроль Юго-Восточную железную дорогу было нелегким. После передачи ряда операторов в государственную собственность в последние годы его собственный отдел предупредил об ограниченных возможностях для работы с любыми другими неисправными сетями.
Решение Шаппса заставило боссов Go-Ahead и Keolis, англо-французского совместного предприятия за Southeastern, работать всю ночь до объявления на фондовой бирже через несколько часов. Во вторник утром мир узнал, что оператор не вернул 25 миллионов фунтов стерлингов из причитающихся денег налогоплательщиков — и покрыл их в течение семи лет.
Однозначные извинения были собраны вместе, когда Элоди Брайан, финансовый директор Go-Ahead и бывший финансовый глава Southeastern, подала в отставку.
Но проблемы Юго-Востока заключались не только в деньгах. Министры заявили, что нарушение было «добросовестным». Ввиду того, что хаос, лежащий в основе британских железных дорог, раскрылся, будущее отрасли стало еще более неопределенным.
До пандемии Юго-Восточный перевозил 640 000 пассажиров более чем 2 000 рейсов в день. Его сеть, простирающаяся от Лондона до Ла-Манша, обслуживает 180 станций в Сассексе и Кенте, поезда идут со скоростью 140 миль в час.
Covid уничтожил пассажирские перевозки
Go-Ahead, оператор FTSE 250, управляет Юго-Востоком с 2006 года вместе с Keolis, частью французской государственной SNCF. Во вторник в стенах ее головного офиса в Ньюкасле ходили слухи о сроках и серьезности объявления.
Это была попытка правительства показать, что оно жестко подходит к операторам частного сектора, которые стремились набить свои карманы за счет налогоплательщиков, в то время как конференция лейбористской партии проходила в Брайтоне.
«Возможно, они пытаются изобразить нас как оператора-мошенника … Чтобы мы выглядели как одноразовые», — говорит один из инсайдеров компании.
«Абсолютно сука», — говорит источник в Уайтхолле. «Southeastern пришлось сделать рыночное объявление, потому что [Go-Ahead] не смогла опубликовать свои отчеты. [Департамент транспорта] не мог терпеть машиниста поезда, члены которого скрывали информацию и удерживали деньги, которые должны были быть возвращены налогоплательщику. Это был полный подрыв доверия, и им пришлось уйти ».
Государственные субсидии помогли увеличить прибыль франшизы
Обманули ли Юго-Восточные миллионы налогоплательщиков или просто допустили невинную ошибку, остается предметом споров.
Управление по борьбе с серьезным мошенничеством было вызвано для расследования фактов совершения преступления, в то время как официальные лица Министерства транспорта (DfT) продолжают рыться в бухгалтерских книгах и записях оператора в поисках новых необъявленных сумм.
Предполагается, что они также изучают, были ли ошибки результатом вмешательства Go-Ahead и Кеолиса. Это могло иметь дальнейшие серьезные последствия и поставить Govia Thameslink — еще одну линию, управляемую парой, — под угрозу конфискации.
Несомненно то, что национализация Юго-Востока ввергла британские железные дороги в новый кризис. Однако инсайдеры компании настаивают на том, что проблемы изолированы.
В основе этой катастрофы лежат «переменные сборы за доступ к железнодорожным путям», которые являются уникальными для Юго-Востока и являются источником денег для руководителей железных дорог на протяжении почти семи лет.
Оператор предоставляет услуги на 67-мильном участке пути между Лондоном и туннелем под Ла-Маншем, который используется совместно с Eurostar. Он взимается за эксплуатацию маршрута группой финансовых инвесторов, которые имеют концессию на линию, известную как HS1, до 2040 года. Обычно эти платежи финансируются правительством.
Юго-восточная сеть
Сборы могут варьироваться, как следует из названия, и будут ниже, например, если оператор будет предоставлять меньше услуг. В таком случае Юго-Восток должен вернуть налогоплательщикам неиспользованный остаток. Именно эти деньги железнодорожные боссы не вернули.
Разоблачения вторника были манной небесной для воинствующих профсоюзов, таких как RMT. Генеральный секретарь Мик Линч говорит: «В течение многих лет RMT заявлял, что частными железными дорогами в Великобритании управляла банда мошенников, безнаказанно сбрасывающих сотни миллионов фунтов денег налогоплательщиков, в то время как услуги были оставлены гнить. [Вторник] Объявление на Юго-востоке. доказывает, что мы были правы с самого начала ».
Теперь, когда еще одна сеть находится в государственной собственности, возникают вопросы о возможности национализации в масштабах всей отрасли.
В 2018 году главная линия восточного побережья, которая теперь называется LNER, была передана в государственную собственность предшественнику Шаппса Крису Грейлингу. В 2020 году, после того как пассажиры в Йоркшире и Ланкашире пережили годы страданий, Northern Rail была национализирована. В прошлом году правительство Уэльса захватило контроль над своими железными дорогами.
А в следующем году Никола Стерджен возьмет под свой контроль железнодорожную сеть Шотландии.
Выручка железнодорожной компании остается на высоком уровне
Будущее компании Go-Ahead и Кеолиса на британских железных дорогах выглядит неопределенным. Недостатки Southeastern были выявлены в ходе переговоров по новым национальным железнодорожным контрактам, в то время как обе компании ведут переговоры по аналогичным соглашениям по Govia Thameslink.
Официальные лица внимательно следят за любыми другими несоответствиями. В сценарии судного дня, если Go-Ahead будет отключен от железных дорог Великобритании, останется только один оператор, принадлежащий Великобритании: FirstGroup. А крупнейший акционер компании хочет, чтобы она отказалась от поездов.
Некоторые опасаются, что железнодорожная сеть Великобритании может полностью попасть в лапы государственных операторов с континента. Те, кто готовы извлечь выгоду, включают Arriva, принадлежащую немецким министрам; Абеллио при поддержке правительства Нидерландов; Итальянский государственный оператор Trenitalia, гонконгская MTR Corporation; и Mitsui из Японии, которые уже предоставляют услуги в Великобритании.
Инсайдеры железнодорожной отрасли разделились во мнениях о том, что может произойти дальше. «Это беспрецедентное нарушение франшизы», — говорит один из источников в отрасли.
Тем временем председатель Go-Ahead Клэр Холлингсворт надеется разобраться в ситуации и успокоить разгневанных чиновников DfT. У нее хорошие возможности для этого, поскольку в ее резюме «значительный опыт управления заинтересованными сторонами, в том числе в регулирующих органах и правительстве Великобритании».
«Мы признаем, что были допущены ошибки, и искренне приносим свои извинения DfT», — говорит она, добавляя, что оператор «конструктивно работает с DfT для урегулирования этого вопроса».
Оператор отложил годовые результаты, пока это не произойдет. Однако, когда будут подведены итоги, все внимание будет приковано к дивидендам Go-Ahead.
Выплаты были приостановлены во время пандемии после того, как компания передала акционерам более 230 миллионов фунтов стерлингов в период с 2015 по 2020 годы. Но в декабре прошлого года акционеры надеялись, что им не придется долго ждать возобновления выплаты дивидендов.
«Совет директоров работает над выплатой дивидендов на соответствующем уровне в 2021 календарном году», — заявила компания в то время. Сейчас это маловероятно.
Свежие комментарии