Харви Кейтель в роли Габриэля Феро в фильме Ридли Скотта «Дуэлянты» Фото: Alamy Stock Photo
Что случилось с Ридли Скоттом и боями на мечах? (И да, ха-ха, фрейдистское объяснение доступно). Его последний фильм, «Последняя дуэль», рассказывает правдивую историю последнего санкционированного судом процесса поединка в Европе, в котором два средневековых французских барона (Мэтт Дэймон и Адам Драйвер) сражались насмерть из-за вопроса чести.
Но это далеко не первая прикосновение лезвия знаменитого британского режиссера. Почти полвека он снимает фильмы, в которых мужчины — обычно это мужчины — пытаются убить друг друга острыми кусками стали.
Самым ярким (извините) примером является его самая первая работа, Дуэлянты, малобюджетная, в значительной степени забытая жемчужина 1977 года, в которой два сумасшедших француза дерутся друг с другом 17 раз на протяжении двух десятилетий из-за столь незначительного спора, что никто не может вспомнить как это началось. (Это единственный фильм, который Скотт снял до «Чужого», и его стоит пересмотреть только из-за причесок XVIII-семидесятых). По словам Майкла Срагоу из New Yorker, это «один из самых впечатляющих режиссерских дебютов в истории британского кино».
Основанный на рассказе Джозефа Конрада (выбранный потому, что бюджет Скотта в 900 000 долларов не простирается ни на что еще в рамках авторских прав), он рассказывает о двух солдатах в армии Наполеона: лаконичном и самодисциплинированном Армане д'Юбере, которого играет Кит Кэррадайн, и лохмотьях, вечно разъяренный Габриэль Феро, которого играет Харви Кейтель, который решительно настроен убить своего соотечественника. Д'Юбер не разделяет его злобу, но все равно борется с ним.
Именно здесь становится ясно, что интерес Скотта к боям на мечах идет глубже, чем чисто драматический: дуэль предлагает увлекательную моральную загадку о давлении мужественности. Д'Юбер осознает этическую пустоту кровопролития без всякой причины — исчезающе слабый первоначальный предлог состоит в том, что д'Юбер посылается начальником, чтобы сообщить Феро, что его помещают под домашний арест за участие в очередной незаконной дуэли, что является прекрасным примером самовоспроизводящийся цикл насилия — тем не менее, при прямом столкновении он также совершенно не готов к тому, чтобы на него навесили ярлык труса, поскольку условности дуэлей требуют, чтобы он был, если бы отказался от вызова Феро.
Кейт Кэррадайн и Кейтель сталкиваются на мечах в фильме «Дуэлянты». Фото: Alamy Stock Photo
Вот как протекает его мыслительный процесс в истории Конрада при мысли об отказе:
К скандалу этой истории добавились бы насмешки. Он представлял себе, как украшенная сказка проходит через гарнизон города, через всю армию на границе, со всеми возможными искажениями мотивов, чувств и обстоятельств, сеющая сомнения в разумности его поведения и даже в различии его вкусов. до самых ушей его благородной семьи.
Д'Юбер — этичный человек, но есть пределы. Он заботится о том, чтобы казаться благородным человеком в глазах мира, и мир наградит его честью только в том случае, если он примет смертоносное и бессмысленное приглашение Феро.
Итак, вот уже 16 лет они ссорятся и снова дерутся. Сеттинг впечатляет: почти полностью снято во Франции, опять же из-за бюджетных ограничений, декорации их стычек уносят зрителя с коровьих полей в подвал и готические руины; от Парижа до Любека и до заснеженных пустошей востока России (фактически, Шотландии); с длинными мечами и короткими; верхом и пешком.
Поединки постоянно прерываются и прекращаются: д'Юбер слишком ранен, чтобы продолжать; Феро не может видеть сквозь кровь, заливавшую его глаза; оба мужчины слишком физически истощены, чтобы поднять мечи. Снимая их, Кейтель отказался использовать кнопки безопасности на конце опасно острых сабель, несмотря на то, что фехтовал всего две недели (Скотт изначально хотел, чтобы Оливер Рид и Майкл Йорк, оба опытные бойцы на мечах, были главными героями, но студия настоял на том, чтобы он выбрал из короткого списка из четырех. Ему потребовалось два с половиной месяца, чтобы убедить Кейтеля принять участие, а затем он согласился только с обещанием «еды, Франции и сигар».) Скотту пришла в голову идея заменить лезвия с автомобильными антеннами: на вид убедительны, но безвредны.
Адам Драйвер и Мэтт Дэймон в фильме «Последняя дуэль» Авторы: AP
Почему они это делают? это вопрос, который чаще всего задают другие персонажи. Сценарист Джеральд Воан-Хьюз добавил нового персонажа в историю Конрада, любовницу д'Юбера Лору, которую играет Дайана Квик (она предложила своему тогдашнему бойфренду, Альберту Финни, на второстепенную роль; единственной оплатой, которую он потребовал, был ящик шампанского. ), который становится центром такого нравственного исследования.
«Что такое честь?» — спрашивает она своего любовника. «Честь… неописуема», — говорит он ей. Ее молчание подсказывает, какое ничтожное объяснение она находит этому.
Позже она навещает Феро в его лагере. «Никто не понимает, почему вы сражаетесь с Арманом. Я считаю, что ты питаешь свою злость на нем не более разумно, чем мерзкая кровососущая вошь, — шипит она ему. Это единственный разумный ответ на всю печальную неразбериху, которую предлагает фильм.
Во время катастрофического отступления Наполеона из Москвы эти двое — оборванные, окровавленные, полузамороженные до смерти — оказываются единственными солдатами, готовыми покинуть убежище в лесу и искать врага. Бок о бок они сражаются с казаком, делясь крохотной улыбкой, стуча зубами, когда он падает замертво. Бессмысленность их нессоры предстает перед публикой в белоснежном рельефе. Затем Феруад отказывается пить из фляжки д'Юбера, поворачивается и уходит.
Д'Юбер в ловушке. Согласно внутренней логике дуэлей, в которой отказ от вызова означает бесчестье, чтобы быть хорошим человеком, необходимо также быть жестоким. Общество заставляет людей убивать — кровавый хаос наполеоновских войн, постоянный фон фильма, делает это совершенно очевидным. Именно эта проблема — глубоко личная и в высшей степени социальная — интересует Ридли.
Как сказал сам Скотт в примечаниях к постановке: «Это история о двух мужчинах, которые дерутся без особой причины. Их первая встреча становится детонатором дуэли, которая приводит к другим дуэлям, знаменующим их карьеру. Единственный человек, которого играет Харви Кейтель, является пленником собственной ненависти. Он должен убить или быть убитым. Кейт Кэррадайн играет другого человека, которому выпала честь сражаться. Это увлекательная история человеческого насилия ».
Рассел Кроу в роли Максимуса Децима Меридиуса в фильме Ридли Скотта «Гладиатор» Фото: Alamy Stock Photo
На «Дуэлянтах» его интерес не закончился. Его фильмы полны других неохотно жестоких фигур: подумайте об утомленном войной гладиаторе Рассела Кроу, который отказывается убить своего побежденного противника, а изумленная толпа скандирует «Максимус Милосердный!». Или принципиальный крестоносец Орландо Блума в Царстве Небесном, убивающем человека, который напал на него из-за его лошади, но пощадил его слугу, решение в конечном итоге было вознаграждено, когда он оказался замаскированным канцлером султана.
В «Последней дуэли» ни Жан де Карруж из Деймона, ни Жак Ле Грис из «Драйвера» не хотят драться: тот чувствует себя побужденным правосудием и защитой своей жены Маргариты (Джоди Комер); другой в защиту своего доброго имени. И даже эти мотивы подозрительны: в какой-то момент Маргарита огрызается на своего мужа: «Ты рискуешь моей жизнью, чтобы спасти свою гордость».
Как отметил кинокритик Telegraph Робби Коллин в недавнем интервью с режиссером, в этой последней работе он «возвращается к теме, которая становится все более заметной в более поздних работах Скотта: что происходит, когда мужчины дают волю своим самым темным импульсам».
Бои на мечах, особенно бой один на один, — это идеальный кинематографический прием, с помощью которого можно поворачивать камеру на таких импульсах. По сути, дуэли — это декорации к действию, поэтому их легко продать публике: напряженные, зрелищные и захватывающие. Но они также являются жестко контролируемыми взаимодействиями («Это два персонажа в диалоге со сталью», — как-то сказал Скотт) с очень специфической и, на современный взгляд, причудливой визуальной грамматикой — только на YouTube любая сцена боя из «Дуэлянтов» для визуального доказательства. этот балет развился из боевого меча. Из-за этого они воплощают парадоксы мужественности, в которые попадают герои Скотта: насилие против вежливости, кровопролитие, смешанное с изяществом.
В январе 83-летний Скотт вернется к работе. Он снимает «Наполеона», масштабную историческую пьесу с Хоакином Фениксом в главной роли, которая последует за приходом к власти французского императора, а затем «Гладиатора 2». Больше снега, больше сандалий и больше боев на мечах неизбежно будут на повестке дня; режиссер явно чувствует, что гнилость мужского насилия остается предметом изучения. Вот и все о «Последней дуэли».
Свежие комментарии