За эти годы Шерлок Холмс прошел через множество воплощений
Шерлок Холмс расследовал множество странных случаев. Помните ужасное дело семьи Эбернетти? Или, может быть, приключения политика, маяка и дрессированного баклана? Как насчет весьма запутанной и запутанной проблемы, связанной с особым преследованием Джона Винсента Хардена? — Нет? Это потому, что Артур Конан Дойл любил дразнить.
Каждый из них является пасхальным яйцом – случай, упоминаемый мимоходом в другой истории, но никогда не проясняемый и не дающий полного рассказа о себе. Каждый из них действует как приглашение автора своим читателям заполнить пробелы самостоятельно, что Netflix продолжает делать и по сей день.
Последний спин-офф, The Irregulars, который сегодня попадает на стриминговый сервис, расширил несколько мимолетных упоминаний о таинственной сети уличных шпионов Холмса, “the Baker Street irregulars”, в банду уличных мальчишек, раскрывающих преступления, фрилансеров для великого детектива на захудалых улицах викторианского Лондона. К сожалению, хорошая идея породила посредственное шоу. Но разочарованные фанаты винят только Конан Дойла в том, что современная индустрия развлечений безжалостно раздевает Шерлока Холмса.
Всего по канону Холмса разбросано 96 пасхальных яиц. Иногда доктор Ватсон, друг детектива и рассказчик большинства историй, дает слабое оправдание своему упущению подробностей этих нерассказанных случаев. “В моем положении партнера и доверенного лица я обязан быть особенно осторожным, чтобы избежать любой нескромности”, — говорит он (например) о мучительно неопределенной “службе”, за которую “Холмс отказался от рыцарского звания” на открытии 1924 года «Приключения трех Гарридебов».
Чаще всего он не утруждает себя оправданиями. В начале 1891 года в “Пяти апельсиновых зернышках” Уотсон перечисляет ряд случаев, которые занимали его и Холмса в “87-м году”, включая “приключение в камере Парадола” и «отравление Камберуэлла», прежде чем перейти к рассказу в руке, никогда больше не упоминая ни об одном из них.
Какой смысл в такой самоотверженной травле читателей, кроме небольшого безобидного литературного садизма? Конан Дойл публиковал свои рассказы в шестипенсовом журнале «Стрэнд» с огромным аппетитом – библиотеки обычно оставались открытыми допоздна в третий четверг каждого месяца, когда выходили новые номера, – и паузы, порождаемые такой постепенной публикацией, создавали пространство для обратной связи между писателем и его поклонниками. Если читателям что-то не нравилось, они сообщали об этом; 20 000 из них, как сообщается, отменили свои подписки на Strand после того, как была опубликована Последняя проблема (в которой Холмс падает насмерть после битвы с заклятым врагом Мориарти на вершине Рейхенбахского водопада).
Но задолго до этого несчастья использование автором футляров для пасхальных яиц показало, что он знал и получал истинное удовольствие от энтузиазма своих читателей. Давая названия историям, которые он никогда не рассказывает, он искушал фанфики. Наряду с сотнями коротких рассказов, основанных на подобных случаях, написанных за эти годы, пиратские пьесы ставились в таких театрах, как Королевский двор, где ставилась музыкальная сатира под названием «Под часами», в то время как драматург Питера Пэна Дж.М. Барри, близкий друг Конан Дойла, как полагают, написал первый неканонический рассказ «Покойный Шерлок Холмс» в 1893 году.
Как писал критик Эдгар У. Смит: “Нет ни одного Шерлока, достойного своей соли, который хотя бы раз в жизни не взял бы в руки перо доктора Ватсона и не посвятил себя созданию настоящего приключения.”
Артур Конан Дойл склонился перед давлением фанатов, чтобы возродить свое творение Credit: Getty Images Contributor
Можно даже утверждать, что, вернув своего героя к жизни через 10 лет после Финальной задачи, в 1903 году в «Приключении пустого дома», Конан Дойл сам поставил свое имя на читательскую фантазию и таким образом написал первый официальный фанфик о Шерлоке Холмсе. Его мотивы в эксгумации Холмса не были бескорыстными – американский журнал Collier’s Weekly заплатил ему 45 000 долларов за рассказ, удивительную сумму в то время, – но эффект остался прежним. Конан Дойл разрушил разделение между автором и читателем и дал лицензию на все последующие побочные эффекты.
В частности, в последнее десятилетие наблюдается бум адаптации. Она началась с блокбастеров Гая Ричи с Робертом Дауни-младшим и Джудом Лоу в главных ролях (третья часть ожидается в следующем году) и расширилась через Элементарную программу Джонни Ли Миллера для CBS, в которой Люси Лю играла роль перевернутого пола Ватсона.
Он достиг своего апогея с сериалом Би-би-си «Шерлок», в котором снялись Бенедикт Камбербэтч и Мартин Фримен, шел в течение семи лет и остается, пожалуй, самым совершенным примером жанра, а в прошлом году продолжился сериалом Netflix «Энола Холмс», основанным на популярных книгах Нэнси Спрингер, в главной роли Милли Бобби Браун в роли младшей сестры детектива.
Качество, конечно, различается, и именно поэтому возникает соблазн ругать потоковые сервисы и крупные студии за их жадное и лишенное воображения стремление к коммерчески безопасной интеллектуальной собственности. Конечно, в случае с Нерегулярными группами – сверхъестественные элементы которых так же не соответствуют духу историй о Шерлоке Холмсе, как и его актерское исполнение болезненно – такое разочарование оправдано.
Но руководители Netflix не были первыми, кто заметил финансовую возможность и особое удовольствие освежить столь любимого персонажа и вернуть его верной аудитории. Благодаря Конан Дойлю эта конкретная игра уже давно существует.
Три лучшие экранизации Шерлока Холмса… Бенедикт Камбербэтч сделал для превосходного современного Холмса Кредит: Роберт Вигласки
Приключения Шерлока Холмса (1984)
Ледяная игра Джереми Бретта определила Холмса на целое поколение. Растянувшийся на 10 лет телесериал Гранады в конечном итоге драматизировал все 55 коротких рассказов и четыре романа, и такова была преданность Бретта тексту, что он воссоздал позы из оригинальных иллюстраций Сидни Пейджета.
Радио 4 «Шерлок Холмс» (1989-98)
Для пуристов драматизации Берта Коулза для радио остаются в точности близкими к оригинальным историям. В них снимается Клайв Меррисон, чей голос может скользить от гипнотической тишины до рычания на протяжении всего предложения, и есть навязчивая оригинальная скрипичная партитура Леонарда Фридмана.
Шерлок (2010-17)
Бывшие партнеры по написанию «Доктора Кто» Марк Гатисс и Стивен Мофатт, игривая модернизация, которая с любовью сохраняет детали и дух оригинала, вдохнули современную лондонскую жизнь в приключения Холмса. Мартин Фримен идеально подходит в роли травмированного войной Ватсона, в то время как симпатичный Холмс Бенедикта Камбербэтча сделал geeky новым сексуальным.
….. и три самых худших
Без подсказки (1988)
В этой плоской попытке комедии Холмс не существует, но вместо этого Майкл Кейн играет безработного актера, завербованного Ватсоном Бена Кингсли, который является настоящим гением раскрытия преступлений, чтобы стать публичным лицом мифического детектива.
Шерлок Гномс (2018)
Продолжение «Гномео и Джульетты» – фильма 2011 года, переосмысливающего Шекспира через анимированных садовых гномов, – застряло в грязи. Введение Холмса в расследование исчезновения для несчастных влюбленных странно и безвкусно.
Холмс и Ватсон (2018)
Эта крупнобюджетная студийная комедия с участием Уилла Феррелла и Джона Си Рейли должна была стать сумасшедшей, но очаровательной посылкой Холмса, но вместо этого оказалась настолько ужасной, что даже Netflix не прикоснулся бы к ней.
Свежие комментарии