Фион Уайтхед снимается в Картине Дориана Грея Кредит: Театр Барн
В своем annus mirabilis 1891 года Оскар Уайльд написал свою первую успешную пьесу (Веер леди Уиндермир), большую часть «Саломеи», длинное политическое эссе и четыре книги, среди которых его единственный роман» Картина Дориана Грея». Фаустовский триллер для эпохи эстетизма, сценарий Дориана Грея, который Уайльд уже опубликовал в сокращенном виде в журнале, стал таким же привычным, как фамильная реликвия: любуясь собственным портретом, гедонистический антигерой исполняет свое желание остаться свежим лицом, в то время как картина, спрятанная на его чердаке, становится гротескной прямо пропорционально его разврату и пороку. Произведение искусства распадается; тело в природе достигает совершенства искусственности.
У. Смит отказался продавать роман на том основании, что он был “грязным”. Жена Уайльда Констанция беспокоилась, что “с нами никто не заговорит”. Но она была поглощена поколением, возбужденным своими призывами максимально использовать молодость, стремиться к удовольствиям и (при всем превосходстве Дориана) пренебрегать общепринятой моралью. В ней упоминалась гомосексуальная страсть и воспевалась мужская красота: Дориана гомосексуалисты описывают как “Адониса, который выглядит так, словно сделан из слоновой кости и розовых листьев”. Оксфордский студент по имени лорд Альфред Дуглас перечитывал ее снова и снова – “14 раз подряд” – и спешил познакомиться с ее автором. Все остальное – история: их любовь началась в 1900 году, когда Уайльду было 46 лет.
Киноверсии появились в начале немой эры, и отмеченная наградами версия MGM 1945 года была примечательна тем, что использовала Technicolor только для портретов. На сцене были как хиты – свидетель танцевальной пьесы Мэтью Борна 2008 года «Дориан» – так и промахи: например, тяжелая адаптация Мерлина Холланда, единственного внука Уайльда, на студии «Трафальгар» в 2015 году.
На этой неделе выходит новая версия, обнародованная в Интернете в годовщину закрытия театра Covid, чтобы собрать средства для пострадавшего регионального сектора. Это гибрид театра и кино, созданный командой, стоящей за гениальным цифровым спином прошлого года в фильме Джонатана Коу «What a Carve Up»! Стивен Фрай вернулся, к нему присоединились Джоанна Ламли и Рассел Тови; восходящая звезда Альфред Енох (главная роль в фильме » Разделай!») тоже возвращается. Но все глаза будут прикованы к Фиону Уайтхеду в роли Дориана.
Жителю юго-западного Лондона (его имя произносится как “Финн”) было всего 19 лет, когда в 2017 году, после отсутствия драматического обучения, единственного телевизионного кредита (Он) и маргинальной постановки (Туземцы, Саутуоркский театр), он был снят в фильме Кристофера Нолана «Дюнкерк». Мы следили за этим военным разгромом отчасти через его характерное выживание против шансов на пляже, его мальчишескую уязвимость, закаленную в битве в ритуале перехода в реальном времени.
Фионн Уайтхед в сцене из Дюнкерка (2017) Кредит: Мелисса Сью Гордон/Warner Bros/AP
С тех пор привлекательная внешность Уайтхеда и его дар тонко разборчивых эмоций позволили ему блистать в фильме Иэна Макьюэна «The Children Act», играя тяжелобольного подростка, чья страстная страсть к вере свидетелей Иеговы обманывает эмоционально настроенного судью Высокого суда Эммы Томпсон. Добавлением к его репутации стал его гипнотический поворот в интерактивном эпизоде Black Mirror 2018 года Bandersnatch, как поврежденный выродок 1980-х годов, чье стремление кодировать видео-приключенческую игру было подчинено решениям зрителя в реальном времени.
Теперь с Дорианом – снятым всего за несколько дней в прошлом месяце в Сарае, Сайренчестер – приходит довольно пьянящее одобрение его внешности. Над Зумом Уайтхед, выглядящий скорее соседским мальчишкой, чем дьявольским денди, благодаря своим очкам, футболке и взъерошенным волосам, издает нежный смешок.
— Я не знаю.… У меня самые кривые зубы, какие вы когда-либо видели в своей жизни, и родинки. Хотя это очень лестно.” Он задумчиво склоняет голову.
— В оригинале Дориан-красивый мужчина, но в этой версии акцент делается на его молодости. Это его красота привлекает всех или тот факт, что люди хотят снова стать его ровесниками?”
Это может быть единственная адаптация, в которой быть красивым лицом-это только половина. Писатель Генри Филлу-Беннетт привнес историю Уайльда в современную область неустанно поддерживаемых профилей в социальных сетях. “Меня вдохновил документальный фильм Netflix” Социальная дилемма», в котором рассматривается темная сторона социальных сетей», — объясняет он. “Это предположило, что впервые в истории наши основные связи находятся в Интернете, а не в реальной жизни. Это казалось невероятно опасным.
— Сделка, которую заключил Дориан, такова: “Я не возражаю против того, что ты делаешь с моим физическим телом, но сохраняй мое присутствие в Сети идеальным». Вместо портрета ему дают фильтр, который превращает его в еще более красивую версию самого себя. Мы поместили его в изолятор, поэтому, когда он выходит на улицу в маске, это начинается с гражданской ответственности, а затем становится средством скрыть коррупцию, поражающую его тело.”
Филлу-Беннетт утверждает, что это “ужасный мир, в котором сейчас живут люди”. Уайтхед соглашается: “Что мне понравилось в сценарии, так это то, как он подчеркивает ложность социальных сетей и то, что они могут сделать с кем-то, как они проецируют образ своей жизни, как они хотят, чтобы другие видели его.”
«Эстетика над этикой»: Фион Уайтхед в роли Дориана Грея Кредит: Barn Theatre
Он полностью ушел из социальных сетей. “По мере того, как я получал больше признания, это было то, чего я стал больше опасаться. Я вижу, что он может принести много пользы – он может вовлечь людей в разговор о социальных проблемах, — говорит он, — но он играет на потребности людей в подтверждении и внимании. Я не хочу, чтобы он контролировал мою жизнь. Я хочу бороться и отойти от этого как можно дальше”. По его мнению, чем меньше актер осознает себя, тем лучше. — Тебе нужно быть в настоящем. В ту минуту, когда вы думаете о том, как вы выглядите, трудно дать честное представление.”
Можно ли переломить ход событий? “Я думаю, что вполне возможно и прекрасно не заниматься социальными сетями»,” говорит Уайтхед. “Это то, что буквально произошло за последние 12 лет. Люди жили до него, они будут жить после него. Это одна из тех вещей: чем дольше вы подключены, тем больше он становится в вашей голове. Это еще одна форма зависимости.”
Он так же непреклонен в своем праве не говорить о своей социальной жизни или разглашать свою сексуальность. — Если ты хочешь открыто говорить о своей сексуальности, отлично. Если это что-то, что заставляет вас чувствовать себя сильнее, это фантастика. В равной степени, если это что-то, что вы хотите сохранить в тайне, это тоже нормально. Личная жизнь людей должна быть их собственной. Идея о том, что другие люди лучше знают о вашем выборе, кажется странной. Он питается тем, что вы можете получить из социальных сетей – не чувствуя, что у вас есть сила принимать решения для себя или доверять своей собственной воле.”
Парадокс в том, что молодой актер, которому поручили воплотить Дориана Грея для 21-го века, должен отдавать предпочтение внутренней жизни перед внешними атрибутами, но Уайльд не просто предвосхитил наш век поверхностности; он предвосхитил и его тьму.
Как говорит Филлу-Беннетт: “Уайльд был провидцем, он говорил через поколения. Он отстаивал, пусть и в провокационных целях, эстетику, а не этику – и это квинтэссенция культуры социальных сетей и молодежной культуры. Проблемы с психическим здоровьем Дориана Грея возникают не из-за чего-то другого, кроме его желания представить себя по-другому, и это похоже на то, с чем мы все сейчас боремся. Я бы сказал, что для нас никогда не было лучшего времени, чтобы поговорить о том, как мы показываем себя миру.”
Картина Дориана Грея «Потоки» от 16 марта; pictureofdoriangray.com
Свежие комментарии