Сообщение режиссера Мустафы Аккада на натуре в 1976 году Кредит: Алами
В июле 1976 года режиссер-продюсер Мустафа Аккад был вынужден сменить название своего 17-миллионного исламского эпоса – с “Мухаммад, посланник Бога” на просто “Послание” – всего за 72 часа до лондонской премьеры.
Как станет ясно любому, кто следил за событиями в начальной школе Батли в Йоркшире, перемена произошла после протестов – включая телефонные звонки с угрозами в один кинотеатр – со стороны консервативных мусульман, которые ошибочно полагали, что фильм будет изображать Пророка Мухаммеда.
Но в Послании Мустафа Аккад, родившийся в Сирии и получивший американское образование, рассказывал историю Мухаммеда и рождения ислама, не показывая Пророка.
“Исламская религия запрещает изображение Мухаммеда”, — сказал Аккад агентству Ассошиэйтед Пресс в 1976 году. — Я решил эту проблему, сделав камеру глазами Мухаммеда. Его никогда не видят, и он не говорит, но вы чувствуете его присутствие, когда действие кружится вокруг него.”
Изменение названия в последнюю минуту обошлось в 100 000 долларов и последовало за месяцами колеблющейся поддержки и возмущения со стороны мусульманских лидеров и богословов. К сожалению, это будет не последняя полемика фильма.
Сообщение было запрещено во всем арабском мире, и в марте 1977 года – когда фильм должен был открыться в США – 12 боевиков-мусульман-ханафитов захватили 149 заложников в Вашингтоне, округ Колумбия.
Среди их требований было запретить фильм. «Мы хотим, чтобы картина была вывезена из страны», — заявил лидер группы. — Потому что это сказка, это шутка.… Я мусульманин и умру за свою веру. Это шутка. Это искажение мусульманской веры.» В ходе осады, длившейся 39 часов, был убит молодой радиожурналист и десятки других получили ранения.
“Когда мы снимали этот фильм, мы действительно думали, что участвуем в великом событии”, — сказал ведущий актер Энтони Куинн. — Я думал, что делаю что-то стоящее. Я знал, что здесь есть опасность. Я знал, что меня могут критиковать. Вот я думал, что делаю доброе дело, а оно кончается вот так.”
Мустафа Аккад, который был наставником Сэма Пекинпа и позже продюсировал фильмы о Хэллоуине, рассматривал Это Послание как дань истории ислама и донесение этой истории до западной аудитории. “Будучи мусульманином, жившим на Западе, я чувствовал, что это мой долг, мой долг-говорить правду об исламе”, — сказал Аккад в 1976 году. — Я подумал, что должен рассказать историю, которая приведет этот мост.”
Он также сказал: “Я думаю, что людям в западном мире будет интересно узнать о мусульманской религии. Никто здесь не знает, что ислам верит во Христа, и в Ноя, и во всех пророков, и в девственность Марии.”
Актер Гаррик Хагон, сыгравший Аммара, одного из самых верных сподвижников Мухаммеда, признался в своем невежестве. “В то время мы мало что знали об исламе”, — сказал он NPR в 2016 году. “Мухаммед-это имя, вот и все. Так что все это было откровением.”
Проект впервые начался в 1971 году. Аккад был вдохновлен Лоуренсом Аравийским – в частности, величественным представлением Омара Шарифа, который едет к Питеру О’Тулу через пески и через колышущийся мираж.
Энтони Куинн в Сообщении Кредит: Алами
«Вестник» был задуман в стиле библейского эпоса – крупнобюджетного коранического эпоса, подобного «Десяти заповедям» Чарльтона Хестона. Он был тщательно проверен на предмет одобрения исламскими учеными в Университете Аль-Азхар в Каире и на Высшем исламском конгрессе шиитов в Ливане.
Как будто это было уже недостаточно амбициозно, Аккад решил снять две версии фильма – англоязычную версию с западным актерским составом и арабскую версию с ведущими мусульманскими кинозвездами. Соответствующие сцены будут сниматься одна за другой.
Выступая в то время, Аккад пошутил, что Чарльтон Хестон – герой дня с квадратной челюстью и завсегдатай библейских блокбастеров-не должен получить главную роль. Но по поводу непричастности Хестона все еще шли споры: радиостанция «Голос Америки» ошибочно сообщила, что Хестон был выбран в роли Пророка Мухаммеда, что вызвало беспорядки в мусульманском Пакистане.
Командующий Энтони Куинн был брошен в роли Хамзы, воина с мечом и дяди Мухаммеда. Куинн был двукратным обладателем «Оскара» и не чужд религиозного эпоса-он также сыграл Варавву в 1961 году. Двойником Куинна в арабской версии фильма был египетский актер Абдулла Гейт.
Также в английской версии была снята Ирэн Папас в роли Хинд, мекканской женщины, которая отвергает послание Мухаммеда, но позже становится мусульманкой; Дэмиен Томас в роли Зайда, приемного сына и последователя Мухаммеда; и Роберт Браун – М в серии Джеймса Бонда между 1983 и 1989 годами – в роли Утбы, антагониста курайшитов, который сражается с последователями Пророка.
Как сообщалось в то время, Мухаммед Али, принявший ислам 10 лет назад, призвал Аккада на роль Билала, бывшего раба и первого муэдзина, призвавшего к молитве. Но роль досталась Джонни Секке, гамбийскому актеру, который в детстве призывал к молитве в мечети. “Я подошел к этому с большим почтением, желая сделать как можно лучше”, — сказал Секка в 1977 году. — Я попытался подумать: “Как это было сделано в первый день, когда Биллал позвонил?’”
Энтони Куинн в Сообщении Кредит: Алами
Его призыв к молитве – одна из самых сильных сцен в фильме-гулкий, эмоциональный хор, который ставит других персонажей в тупик.
Выступая в 1976 году, Аккад объяснил, что он обеспечил первоначальное финансирование фильма из “источников в Соединенных Штатах, Кувейте, Саудовской Аравии, Ливии и Морроко”. Сопротивление было с самого начала. Во время первой поездки в Ливию за деньгами Аккада остановили в аэропорту и отправили обратно. Кроме того, король Саудовской Аравии Фейсал бен Абдель Азиз Аль Сауд отказал ему в разрешении снимать фильм в Саудовской Аравии.
Съемки начались в 1974 году, недалеко от Марракеша, Марокко, где они построили точную копию Мекки за 700 000 долларов. Постановка включала в себя 300-сильную международную команду (28 национальностей), толпы из 5000 статистов, два актерских состава по 40 человек в каждом, а также табуны лошадей и верблюдов.
Хотя сам Мухаммед не появляется, техника все еще держится. Присутствие Пророка ощущается почти зловеще, но его никогда не видели и не слышали. Другие персонажи повторяют его слова и обращаются к Мухаммеду, говоря прямо в камеру – поразительный эффект, который странным образом ставит зрителя на место Пророка. Камера становится точкой зрения Мухаммеда.
Свежие комментарии