Про-демократический активист принимает участие в протестах в Гонконге, ноябрь 2014 Кредит: Крис Макграт/Getty Images
В новом голливудском блокбастере «Годзилла против Конга» Гонконг становится ареной эпической финальной битвы с монстром, который угрожает уничтожить мир. Небоскребы города превращаются в руины, когда Кинг-Конг разбивает его разбуженным колоссом. Хотя фильм был снят не гонконгскими кинематографистами, он кажется символичным. В течение недели после его освобождения чувство страха усилилось среди 7,5 миллионов граждан территории, поскольку они узнали, что правовая и правительственная независимость, обещанная им в течение 50 лет после передачи процветающей британской колонии Китаю в 1997 году, демонтируется все быстрее.
В 2020 году “закон о национальной безопасности” запретил любые акты “подрывной деятельности” или “подстрекательства к мятежу” против китайского правительства. Недавняя резолюция провозгласила, что те, кто управляет территорией, должны выражать лояльность Коммунистической партии и быть одобрены Китаем как “патриоты”. На этой неделе избирательная система была изменена таким образом, что рядовые избиратели могли голосовать только на 20 местах из 90 в парламенте Гонконга. Авторитаризм, при котором живет более трети стран мира, стоит на пороге. Председатель Кнр Си Цзиньпин предупредил: “Любой, кто попытается отделить какой-либо регион от Китая, погибнет с разбитыми телами и перемолотыми в порошок костями.”
Для киноиндустрии Гонконга попадание под гигантский палец Народной Республики приносит с собой чувство страха, что в любой момент фильм может быть признан нарушившим закон о национальной безопасности, подвергая его создателей риску ареста.
Режиссер Эванс Чан базируется в Нью-Йорке, но ведет хронику событий в Гонконге в таких фильмах, как «Путешествие в Пекин» (1998), о передаче власти в 1997 году; «Поднимите зонтики» (2016), о первой волне продемократических протестов; и «У нас есть сапоги» (2020), в котором есть расширенный сегмент о движении против экстрадиции в 2019 году и полицейских репрессиях со слезоточивым газом, резиновыми пулями и последовавшими арестами.
“Я думаю, что то, что люди ожидали или не хотели видеть [после передачи], на самом деле происходит сейчас”, — говорит он.
Сцена из фильма «У нас есть сапоги» Эванса Чана 2020 года о продемократических протестах
С 1970-х годов, с классикой кунг-фу, такой как Enter the Dragon, гонконгское кино произвело волну на международном уровне. К 1980-м и началу 1990-х годов он зарекомендовал себя как один из самых динамичных и технически дерзких кинотеатров в мире. Режиссеры, такие как Джон Ву, изменили экшн-фильм, поставив хореографические последовательности, которые оказали прямое влияние на такие фильмы, как «Матрица» и «Бешеные псы».
Ву и других режиссеров, а также таких звезд, как Чоу Юн-фат, Джет Ли и Мишель Ео, заманили на запад. Режиссеры артхауса, такие как Энн Хуэй и Вонг Кар-Вай, также оставили неизгладимое впечатление. Оскароносный «Лунный свет» Барри Дженкинса-это почти дань уважения визуальному стилю последнего.
Передача не изменила ситуацию в одночасье. Азиатский финансовый кризис 1997-99 годов ударил по индустрии сильнее, в то время как приток голливудских блокбастеров и эпидемия атипичной пневмонии 2003 года только усугубили спад. Многие гонконгские кинематографисты начали искать выход на огромный рынок материкового Китая.
“Кинематографисты увидели огромный потенциал”,-говорит д-р Енох Тэм, который преподает кинематограф и творческое письмо в Гонконгском Баптистском университете. -Кассовые сборы могут достигать сотен миллионов или даже миллиардов долларов.” В течение примерно шести лет многие переехали на север, в центр производства на материке, Шанхай.
Однако творческие возможности в Китае были ограничены. Сценарии должны были быть представлены цензорам заранее и могли быть отклонены без объяснения причин. Преобладали разрешенные жанры – боевики, боевые искусства, гангстерские фильмы, – в то время как другие, такие как истории о привидениях, сила гонконгской индустрии, не были одобрены. Гомосексуализм, ультранасилие и эротический контент не одобряются.
Талантливые кинематографисты начали возвращаться в Гонконг, чтобы снимать малобюджетные независимые фильмы, отдавая предпочтение китайским совместным постановкам. И именно фильм «Десять лет», вышедший в 2015 году (доступен на Netflix), обнажил разительную разницу между местной и материковой культурами. Коллекция из пяти короткометражек, изображающих Гонконг в 2025 году, была антиутопическим видением города под драконовским законом о безопасности, сам его язык (кантонский) находился под угрозой.
Описанный китайской прессой как “вирус разума”, фильм так и не был широко выпущен, но продолжал перемещаться из кинотеатра в кинотеатр на территории страны, оказывая давление, как оказалось, чтобы сократить каждый показ. Миллионы людей ходили смотреть его, пока показы внезапно не прекратились. Директорам отдельных сегментов, таких как Kiwi Chow, неофициально запретили выходить на китайский рынок.
Масахару Фукуяма и Ханью Чжан в Гонконге режиссер Джон Ву в 2017 году триллер Manhunt Credit: CAP/KFS
Затем пришли документалисты, которые обратили свое внимание на то, что происходило не в будущем, а в настоящем. Кинорежиссер и продюсер Винсент Чуй, который в 1997 году стал соучредителем независимой киноорганизации Ying e Chi, объясняет, что жители Гонконга по-прежнему имеют свободу делать и выпускать фильмы, которые они хотят, и зрители могут свободно ходить в кино, чтобы посмотреть их, пока фильмы проходят через “бюро” – Орган цензуры фильмов.
Когда в 2000 году Чуй снял драму «Уход в печали» о тревогах до и после передачи, он сказал мне, что вообще не чувствовал никакого давления. В 2017 году он снял документальный фильм Норы Лам «Затерянные в дыму» — портрет молодых диссидентов в центре протестного движения Гонконга, в том числе Эдварда Люна, в то время восходящей политической звезды, который в 2018 году был приговорен к шести годам тюрьмы за участие в беспорядках в торговом районе Монг Кок в 2016 году. Даже это, отмечает Чуй, было предметом только критики в прессе – и некоторых очень оскорбительных комментариев в Facebook – но “после того, как они ввели закон о национальной безопасности, каждая [трудность], которую я помню, ничто по сравнению с тем, что произошло после него.”
Один из фильмов, выпущенных Ин е Чи с тех пор, Внутри Красной кирпичной стены, о полицейской осаде Политехнического университета в разгар протестов против закона об экстрадиции, стал символичным. Он был сделан коллективом, известным как Гонконгские документалисты, которые приняли решение остаться анонимными. Их попросили поставить на нем оговорку, сказав, что некоторые “изображения или действия” в нем могут нарушить закон и ввести аудиторию в заблуждение.
Удостоенный наград документальный фильм Lost in the Fumes (2017) рассказал историю молодых диссидентов в Гонконге, включая Эдварда Люна, который был заключен в тюрьму на шесть лет в 2018 году
Они неохотно согласились. Но найти кинотеатр, чтобы показать фильм, — совсем другое дело. В прошлом месяце аншлаговый показ в коммерческом кинотеатре был отменен за три часа после того, как передовица в пропекинской газете призвала правительство Гонконга запретить его. То же самое происходило с фильмами Эванса Чана с тех пор, как он поднял зонтики, несмотря на то, что он делал сокращения, как просили некоторые дистрибьюторы. — Дело дошло до того, что ты не знаешь, сколько от фильма останется. И это еще не гарантирует, что фильм будет одобрен”, — говорит он.
Так куда же движется гонконгское кинопроизводство? Чан говорит, что сейчас существует основной барьер для создания фильмов о Гонконге, который заключается в том, “как заставить людей говорить с вами… люди стали очень нерешительными. Это понятно», — добавляет он. Тэм говорит, что заметил тенденцию в рассказах, которые его студенты представляют перед выпуском. Там, где раньше были распространены научная фантастика и фэнтези, теперь преобладают мрачные истории. “Издевательства, убийства, самоубийства, психические расстройства – их мировоззрение становилось все мрачнее и мрачнее в последние годы.” В прошлом году, отмечает он, “большинство было связано с политической ситуацией в Гонконге.”
Некоторые кинематографисты, такие как Вонг Кар-вай, продолжают работать в Шанхае. Но, говорит Чуй, молодое поколение хочет остаться в Гонконге, чтобы снимать фильмы, и он считает, что они будут продолжать это делать, даже если это исключает работу в Китае. “Они просто пытаются сделать фильм, который, по их мнению, они должны сделать в данный конкретный момент, а не думать о своей долгосрочной карьере.” Что касается его самого, он говорит: “Я всегда говорю, что не сделал бы ничего, чтобы попытаться что-то оспорить. Я просто делаю то, что делаю уже 25 лет.”
Свежие комментарии