Луврский музей пришел к выводу, что Леонардо «только внес свой вклад» в Сальватор Мунди, самую дорогую картину в мире, говорят французские чиновники doc Credit: TOLGA AKMEN/AFP
Сальватор Мунди, самое дорогое произведение искусства в мире, не был написан Леонардо да Винчи — он только “внес свой вклад” в него, согласно высокопоставленным французским политическим источникам, цитируемым документальным фильмом, который должен выйти в этом месяце.
Подлинность загадочной и противоречивой картины была предметом жарких споров с тех пор, как она была куплена за сногсшибательные 450 миллионов долларов (330 миллионов фунтов стерлингов) наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Салманом, также известным как MBS, в 2017 году. Его предыдущие владельцы купили его десять лет назад всего за 1000 долларов.
Названный Christie’s New York подлинным Леонардо да Винчи и “мужской Моной Лизой”, вопрос о его происхождении попал в заголовки газет в 2019 году после того, как он не появился на выставке блокбастеров Лувра, посвященной 500 — летию смерти эрудита-самой полной из когда-либо поставленных.
В документальном фильме Антуана Виктина «Спаситель на продажу», вышедшем 13 апреля, анонимный высокопоставленный чиновник в правительстве президента Эммануэля Макрона под кодовым именем “Жак” сообщает режиссеру, что обширная научная экспертиза картины, проведенная в Лувре в тайне, пришла к выводу, что сам Леонардо да Винчи “только способствовал” созданию картины и что ее “подлинность” не может быть подтверждена.
Сделка о том, чтобы Лувр представил Сальватора Мунди, обсуждалась на крупном франко-саудовском саммите в апреле 2018 года, по словам высокопоставленного чиновника министерства культуры под кодовым названием “Пьер”.
Он прибыл в Париж в июне 2019 года из Нью-Йорка, а затем три месяца оставался в Лувре, по словам “Жака”, который “видел его тогда”.
К тому времени он был проанализирован в технической лаборатории Лувра (C2RMF). Предполагалось, что она сыграет главную роль на октябрьской выставке, но в самый последний момент ее вытащили.
— Картина прошла под несколькими аппаратами и была просвечена рентгеном. Венсан Делевен [главный куратор отдела живописи в Лувре] собрал всевозможных международных специалистов, и в конце процесса был вынесен вердикт: научные доказательства заключались в том, что Леонардо да Винчи только внес вклад в картину”, — сказал “Жак”.
— Сомнений не было. Итак, мы проинформировали саудовцев.”
Они не очень хорошо восприняли эту новость.
Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман отказался одолжить эту работу Лувру, если только он не сказал, что это 100-процентный Леонардо, согласно новому документарному кредиту: REUTERS
— Все изменилось таким непостижимым образом. МБС поставила очень четкие условия—показать Сальватора Мунди рядом с Моной Лизой без каких-либо других объяснений, представить его как 100-процентного Леонардо да Винчи”, — сказал источник.
Французские министры культуры и иностранных дел лоббировали принятие Францией саудовских условий.
“Они были заинтересованы во всех проектах, которыми саудовцы размахивали перед нами”, — цитирует источник «Интерфакс». “Моя позиция, которую я изложил на самом высоком уровне, заключалась в том, что условия саудовцев были необоснованными и что выставлять их на своих условиях было бы отмыванием работы на 450 миллионов долларов.”
В сентябре Елисейский дворец решил отказаться от саудовских условий, и работа не появилась на выставке в следующем месяце.
Документальный фильм также поговорил с экспертом по Леонардо Мартином Кемпом, который поручился за эту работу, когда она впервые появилась после обширной реставрации в Лондонской Национальной галерее в 2011 году.
Обвиняя Christie’s в том, что он “слишком определенен, абсолютно”, он сказал: “Я бы не стал высовываться, если бы не был достаточно уверен, но вы всегда можете ошибаться.
— Если я ошибаюсь, никто не умер—кто-то потерял много денег. …”
В то время как документальный фильм содержит свежие доказательства сомнений Лувра, Бен Льюис, искусствовед и автор Последнего Леонардо, уже собрал подобную информацию перед выставкой в Лувре.
Он сказал тогда: “Владелец этой картины не может одолжить ее Парижскому Лувру и увидеть выставленной как «мастерская Леонардо» — ее стоимость упадет где-то к северу от 1,5 миллиона долларов.
«Если картина не может показать свое лицо, это действительно проклятие для мира искусства. Это почти как если бы он стал последним политическим заключенным Саудовской Аравии.”
Свежие комментарии