Марк Цукерберг выступает с приветственной речью в Гарвардском университете в мае 2017 г. Фото: Пол Маротта / Getty
«У Пикассо была поговорка», — сказал однажды Стив Джобс съемочной группе. «Он сказал:« хорошие художники копируют, великие художники воруют »». Хотя сам Пикассо, похоже, поднял цитату Т.С. Элиота, она была достаточно уместной для Джобса, который сказал, что Apple «бесстыдно» воровала великие идеи.
Если афоризм верен, то Марк Цукерберг — это Микеланджело. За прошедшие годы исполнительный директор Facebook прославился тем, что отнял у конкурентов функции и форматы, иногда подавляя их в процессе.
«Вы копируете своих конкурентов?» его спросили во время дачи показаний перед Конгрессом США в июле прошлого года. «Мы, безусловно, адаптировали функции, которые были введены другими …», — начал он, прежде чем его прервали, когда он попытался возразить, что другие также скопировали Facebook.
Безжалостный основатель, похоже, ожидал аналогичной критики в понедельник, когда он объяснил новые аудио-функции Facebook в онлайн-вопросах и ответах с информационным бюллетенем Platformer. Теперь пользователи смогут слушать подкасты в Facebook, записывать и транслировать короткие аудиозаписи «Soundbites» и настраиваться на живые аудиочаты.
Последнее, в частности, выглядит как попытка оседлать ажиотаж вокруг Clubhouse, приложения для телефонного чата только по приглашению, которое покорило сердца знаменитостей и техническую элиту.
«Знаете, я думаю, что время от времени появляется новая среда, которую можно адаптировать к множеству различных областей», — сказал Цукерберг. «Изначально ленты новостей были такими же. Мы создали новостную ленту в 2006 году, [и] с тех пор почти каждый социальный продукт имеет ту или иную ленту.
«Но канал — это не одно: это формат, который в основном принимает форму и ощущение контекста, в котором он находится. Ваш канал на Pinterest или LinkedIn будет сильно отличаться от вашего канала на Facebook, например. Мы Я тоже видел это в Stories, и это, безусловно, будет правдой с этими живыми комнатами ».
Количество ежедневно активных пользователей Instagram Stories во всем мире с октября 2016 года по январь 2019 года (в миллионах)
Цукербергу не нужно было напоминать своим слушателям о том, что случилось с Stories. Это был термин Facebook для исчезновения сообщений, имитирующих центральную функцию Snapchat, сначала в Instagram, а затем в Facebook Messenger.
Обе функции быстро опередили Snapchat по популярности, что помогло их сопернику пережить самый сложный период. Хотя сейчас он несколько восстановился, у него по-прежнему гораздо меньше пользователей, чем у Instagram или Messenger Stories, не говоря уже о самих приложениях.
Эта закономерность повторилась несколько лет назад, когда Facebook принял новостную ленту и хэштеги Twitter. Даже функция «В этот день» воспроизводила надстройку сторонней Facebook под названием Timehop. Совсем недавно он запустил инструменты для рассылки новостей, аналогичные инструментам Substack.
Цукерберг прав, когда говорит, что аудиочаты — это просто новая «среда». Никто не владеет концепцией новостной ленты, текстового чата, QWERTY-клавиатуры или мыши. Маловероятно, что какой-либо суд по авторским правам присудит Clubhouse или Snapchat какой-либо ущерб.
Но это также означает, что у небольших компаний мало защиты, когда Facebook начинает использовать против них свои размеры. Имея миллиарды пользователей, он может продвигать свои новые функции в топ самых популярных в мире каналов и продолжать продвигаться бесконечно, пока, наконец, не наберет обороты.
Вот почему демократы в Конгрессе, а также регуляторы конкуренции США рассматривают эти действия как потенциальное злоупотребление доминирующим положением на рынке. Они обвинили Facebook в применении стратегии «копировать, приобретать, убивать» по отношению к более мелким конкурентам — случай, подтвержденный электронными письмами и журналами сообщений, предшествовавшими приобретению компанией Instagram.
Тем не менее, есть одна вещь, которую даже Facebook не сможет скопировать. Clubhouse и TikTok — это не просто наборы новых программных функций, но и культуры, с сообществами, сценами и даже движениями, взращенными их инновациями в нечто, что невозможно воспроизвести.
Посмотрите на Reels, широко разрекламированный клон TikTok от Facebook. Хотя есть некоторые свидетельства увеличения темпов роста, это очень далеко от того, чтобы конкурировать с влиянием TikTok на культуру поколения Z. Как сказал в ноябре один журналист, многие из его видео по-прежнему выглядят «так, как будто Facebook платил людям за их создание».
Если и существует какая-то защита от воровства Facebook, так это то, что даже шестая по величине компания в мире не может просто потратить культуру на существование.
Свежие комментарии