Сказки ITV о неожиданном принесли чернильно-черный юмор на маленький экран Фото: ITV / Shutterstock
«Сказки о неожиданном» Роальда Даля запомнились не только своим «поворотом в повествовании» концовками, но и вступительной последовательностью: мрачная мелодия на тему вальса ярмарочной площади; квази-бондовские титулы, с силуэтом обнаженной женщины (ну, она выглядела обнаженной), танцующей с самой судьбой — пистолет, колесо рулетки, карты Таро, лица смерти; и, наконец, Роальд Даль, сидевший у потрескивающего камина, представил странную пряжу той недели.
Именно во время одного из таких мягких представлений Даль размышляет о полосе смертоносного черного юмора, подчеркивающей его сказки. «Если на голову мужчине падает ведро с краской, это забавно», — говорит Даль в камеру. «Если ведро одновременно сломает ему череп и убьет его, это не смешно — это трагедия. И все же, если мужчина падает в колбасную машину и продается в магазинах по целой фунте, это забавно. Это тоже трагично. Так почему это смешно? Я не знаю.»
В этом конкретном эпизоде «Шея» Джоан Коллинз играет неверную жену, голова которой застревает в деревянной скульптуре. После унизительной попытки освободить ее, смазав ее прекрасную голову маслом и вазелином, есть только один выход: быть обезглавленным мужем, вооруженным топором.
Впервые вышедший в эфир в 1979 году, Нек резюмирует ранние «Сказки о неожиданном» под руководством Роальда Даля: звезды, пользующиеся наибольшим успехом; восхитительно мрачная ирония; опасности морали и возмездия; а иногда и жестокое обращение с женщинами.
(В другом вступлении Даль описывает, как индийские мужчины убивают своих жен, подсовывая усы тигров в пищу. «В других странах усы тигров довольно трудно найти, — говорит Даль. — Поэтому мы, мужья, должны использовать другие усы». , менее изощренные методы. »)
К третьей серии Tales of the Unexpected в основном закончились рассказы Роальда Даля. Но шоу — огромный успех рейтингов и заграничный хит для Anglia Television — продолжалось до 1988 года, составив впечатляющие девять серий. Даже сейчас озорный, иногда зловещий дух антологии продолжается в Inside No. 9, съемки шестой серии которого недавно завершились и вот-вот вернутся на BBC Two.
Роальд Даль писал мрачные рассказы задолго до того, как стал самым любимым в мире детским автором. «Он начал свою карьеру с написания рассказов», — говорит Крис Ховард с веб-сайта Roald Dahl Fans. «Многое публиковалось в журналах — это был золотой век журнальных рассказов. Помимо «Гремлинов» (детская книжка с картинками, которую Дисней купил, но так и не адаптировал), он не писал детские книги, пока у него не появились дети ».
Его самый известный рассказ — «Агнец на заклание», о женщине, которая забивает своего мужа до смерти бараньей ногой и скармливает орудие убийства полиции. Сьюзен Джордж и Брайан Блессед сыграют главную роль в версии «Сказок о неожиданном». И «Ягненок на бойню», и «Человек с юга» — о чудаковатом игроке, который любит делать ставки за мизинцы других людей — были сначала адаптированы для «Подарки Альфреда Хичкока» (последний с участием Стив Маккуин, не меньше). В 1961 году Роуд Даль даже представил еще один фантастический сериал в стиле сказок, «Выход», один из нескольких американских антологических шоу, появившихся после «Сумеречной зоны».
Даль представил сериал как рассказчик с огнем. Фото: ITV / Shutterstock
«Сказания о неожиданном» появились, когда Роальд Даль встретил продюсера сэра Джона Вульфа на рождественской вечеринке в 1976 году. В интервью журналу Starburst несколько лет спустя Даль вспомнил их встречу. «Под влиянием момента я сказал ему то, что скрупулезно избегал говорить другим продюсерам», — сказал Даль. «Хотели бы вы сделать телесериал из всех моих рассказов?»
В фильме сэр Джон Вульф продюсировал «Африканскую королеву», «Комната наверху», Оливер! (все обладатели «Оскара») и «День Шакала». Для Anglia Television он был — как описывает Англия — «драматическим мастером».
В интервью 1979 года Вульф описал, как он ухватился за предложение адаптировать 24 рассказа Даля. «Я с готовностью согласился, — сказал Вульф. Сообразительный продюсер сразу же присмотрелся к американскому телевидению.
«У сэра Джона Вульфа был деловой склад ума, — говорит Кэрол Гулд, редактор рассказов« Рассказов о неожиданном »с 1981 по 1988 год.« Красные огни зажглись в его голове. Он подумал, что это может быть не только отличный творческий проект, но и отличный финансовый проект для Anglia ».
Джоан Коллинз снялась в печально известном эпизоде Шея Кредит: ITV / Shutterstock
Сериал будет стоить 1,5 миллиона фунтов стерлингов — дорого для того времени, — но он успешно продан американским сетям, окупив производственные затраты еще до того, как он был показан в Великобритании. Его показали на 70 различных станциях в США. Более поздние серии даже снимались в Штатах отдельной американской производственной группой.
Карнавальную тему написал Рон Грейнер — он также написал комедию «Степто и сын», а роль сексуальной танцовщицы досталась 27-летней секретарше Карен Стэндли. Она получила работу, потому что ее парень, который также работал в Top of the Pops, был нанят для производства названий. Поколение отцов и детей, пришедших спать, будет разочаровано, узнав, что она не была обнаженной. «Ну, похоже, что я, так что они могут использовать свое воображение, не так ли?» — сказала Карен, говоря о сериале в 2001 году. «На самом деле, на мне было около трех слоев белой жирной краски».
Питер Устинов был в очереди, чтобы представить сериал, но в конечном итоге его обязанности были возложены на самого Роальда Даля. Перед камерой Даль не обладал блестящей харизмой Рода Серлинга из «Сумеречной зоны», но в его причудливой, восхитительной британской манере есть что-то, что идеально соответствует темпу шоу.
Ричард Бриерс и Эндрю Берт в The Verger Кредит: ITV / Shutterstock
Сериал дебютировал 24 марта 1979 года с собственной версией «Человека с юга». Он выходил в эфир с 9 до 22 вечера по субботам и пользовался успехом в рейтингах. В пресс-релизе Anglia говорилось, что «Осколок в бассейне» — история о наркомане на круизном лайнере, который буквально делает решительный шаг — даже побила финальный выпуск «Матча дня» Кубка Англии, собрав 11 миллионов зрителей.
В первых двух сериях, транслировавшихся в 1979 и 1980 годах соответственно, 21 эпизод был адаптирован из рассказов Даля. Согласно тогдашним интервью, Даль руководил адаптациями и помогал выбирать рассказы других авторов. Среди них был Роберт Блох, автор книги «Психо». История Блоха «Жирный шанс» (которой предшествует веселое вступление Даля о том, как оттолкнуть жену), рассказывает историю человека, который дал своей полноватой жене отравленные шоколадные конфеты.
Среди лучших эпизодов, написанных Далем, — «Уильям и Мэри»: о недовольной вдове (Элейн Стритч), которая обнаруживает, что мозг ее мужа жив и здоров, что, наконец, дает ей преимущество в их браке. Также есть скин, в котором у бродяги (Дерек Якоби) на спине вытатуировано ценное произведение искусства, которое коллекционеры идут на ужасные вещи, чтобы раздобыть. Еще есть Galloping Foxley, о душном пригородном автобусе (Джон Миллс), который сталкивается с воспоминаниями о своем хулигане-садисте из интерната — по всей видимости, из детства Даля.
Повороты Даля часто кажутся изюминкой, но если разбирать истории по отдельности — даже кажущиеся безобидными, — часто в них скрывается что-то трагичное или пугающе темное.
Танцовщица из названия задала трансгрессивный тон шоу.
Самая неприятная из сказок Даля — маточное молочко, открывающее серию 2. Тимоти Уэст играет пчеловода, который пытается откормить своего бедного ребенка, кормя его желеобразным выделением пчелы — к большому ужасу его жены (вторая роль Сьюзен Джордж в «Сказках»). В этом хвосте жало. Последние секунды — ужас Кроненберга.
«В жизни Роальда Даля случались ужасные вещи, — говорит Крис Ховард. «Он пережил Вторую мировую войну, был тяжело ранен и испытывал хронические боли всю оставшуюся жизнь. И его дочь Оливия умирает. Патрисия Нил [жена Даля] сказала, что он практически потерял рассудок от горя [смерть их дочери — тема нового фильма «Оливии»). Его маленький сын попал в аварию, когда коляску сбило такси, и они не были уверены, выживет ли он. А у его красивой, очаровательной жены, актрисы, были инсульты, и ее пришлось вылечить. Это книга о вакансиях. Кому-либо будет трудно сохранять особенно солнечную перспективу ».
Хорошо известно, что у Даля были сложные отношения с адаптациями его собственных работ. Ему не нравились изменения в фильмах «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» и «Ведьмы», и его разочаровал опыт написания сценариев для Chitty Chitty Bang Bang и You Only Live Twice. «Ему не очень повезло с фильмами, — говорит Ховард. «В некоторых биографиях говорится, что к тому моменту он отказался от Голливуда».
Действительно, интересно, что он обратился к Англии, чтобы адаптировать свои истории, и стал лицом сериала. «Мне нужны были деньги», — сказал Даль Starburst. Но он явно одобрил серию.
Тойя Уилкокс в голубых ноготках Кредит: Рекс
«Он очень уважал сэра Джона Вульфа, — говорит Кэрол Гулд. «Фильмы сэра Джона получили« Оскар »после« Оскара ». Джон Розенберг [также продюсер Tales] всегда работал с сэром Джоном, и я думаю, что Роальд Даль очень уважал их и то, что сделала Англия. У него были самые высокие стандарты производства. У нас были самые высокие требования ко всем — актерам, дизайнерам, всем ».
Как мне рассказывает Кэрол, «Англию» называли «Роллс-Ройсом ITV» или «Фокс 19-го века» — дань уважения звездам классической драмы и винтажным фильмам. Среди других высококлассных постановок Англии были экранизации мини-сериалов мистерий П. Д. Джеймса.
К третьей серии сказок Даля осталось совсем немного. Он потрудился над своими рассказами; было мало шансов, что он выбьет новую партию только для шоу. «Ему потребовались десятилетия, чтобы написать столько, — говорит Крис Ховард. «Он описал их написание как полировку драгоценного камня. Действительно сложно написать что-то настолько короткое «.
Джон Олдертон в кадре из фильма «Хирург» Авторы и права: ITV / Shutterstock
Даль все же вернулся, чтобы представить несколько эпизодов. Вступление к серии 3, «Липучка», написанное Элизабет Тейлор (не то чтобы Элизабет Тейлор), возможно, самая мучительная из всех сказок — история школьницы, преследуемой слишком разговорчивым незнакомцем. Это ужасно мрачно, как если бы информационный фильм был очень и очень неудачным.
Когда в 1981 году Кэрол Гулд присоединилась к работе в качестве редактора рассказов «Сказания о неожиданном», Роальд Даль закончил работу над сериалом. «Он позволил производственной команде полностью править», — говорит Гулд. «Мы потратили еще семь лет на то, чтобы нанять писателей. Нам нужно было найти истории с поворотом в сказке. Я работал с Джоном Розенбергом и сэром Джоном Вульфом, собирая домой истории на выходных и разбирая их. Мы использовали таких писателей, как Антония Фрейзер и Вольф Манковиц — довольно тяжеловесные имена. У нас есть замечательные режиссеры и звезды ».
Актерский состав до самого конца был впечатляющим. Джордж Пеппард, Джейн Ашер, Полин Коллинз, Джосс Экленд, Джим Бродбент, Гарри Корбетт, Фрэнк Синатра-младший и Телли Савалас были среди приглашенных звезд в более поздних сериалах. Кэрол Гулд считает, что их всемирно известный кастинг-директор Джениа Рейссар. «Она была живой легендой», — говорит Гулд. «Ее знали все актеры, актрисы, продюсеры и писатели. Она могла получить любую звезду ».
Элизабет Тейлор в кадре из фильма «Баттерфилд 8» Кредит: Moviestore Collection Ltd / Alamy Stock Photo
Кэрол Гулд вспоминает, что Элизабет Тейлор (да, та Элизабет Тейлор) даже хотела роль после того, как Гулд подружился с Родди МакДауэллом во время съемок телеспектакля на Майорке. «Когда он вернулся в Голливуд, он позвонил мне и сказал:« Я сказал Элизабет Тейлор, что встретил тебя », — говорит Гулд. «Затем я получил букет цветов с письмом, в котором говорилось:« Пожалуйста, найди мне «Сказки о неожиданном»? »»
Любое шоу, которое длится девять серий, порождает неудачи. Но более поздние «Сказания о неожиданном» по-прежнему очень смотрибельны. Некоторые из лучших не-Даля историй из более поздних серий включают «Незнакомец в городе» о таинственном маге (Дерек Якоби), который вызывает симпатию горожан, пока не откроет свое истинное, ужасающее «я»; «Подмигни три раза», фарсовый роман с прыгающей в постель с редким счастливым концом (Питер Дэвисон и Лиза Годдард в главных ролях); и «Голубые бархатцы», в которых звезда телевизионной рекламы (Тойя Уилкокс) терпит крах — и в последние секунды все становится по-настоящему неприятным. Спустя долгое время после того, как он покинул шоу, в лучших эпизодах по-прежнему оставалась игривость или мрачность Роальда Даля.
«Я не думаю, что у него был лучший взгляд на человечество», — говорит Крис Ховард. «Я думаю, что в маленьких детях так и было — в его детских рассказах чувствуется немного больше добра. Но его взрослые истории довольно мрачны. Он знал, что люди не против немного гадостей ».
Шесть премьер серии Inside No 9 на BBC Two и BBC iPlayer в понедельник, 10 мая, в 21:30.
Свежие комментарии