Джоди Тейлор-Смит (в) в роли Анны Болейн в новой драме Channel 5 об обреченной королеве Тюдоров Фото: Париса Тагизаде / ViacomCBS
На прошлой неделе исполнилось 485 лет со дня смерти Анны Болейн, но ее не забыли. Отнюдь не. Ее историю много раз рассказывали с тех пор, как стареющий Уильям Шекспир написал в соавторстве с Генрихом VIII, о том, как Генрих пытался развестись с Екатериной Арагонской и женился на Анне. На протяжении пяти веков жизнь Анны разбиралась рассказчиками, каждый из которых стремился узнать, что ее жизнь говорит о нас. Ведь каждое поколение находит свою Анну Болейн.
В эпоху экрана были сняты десятки блокбастеров о Болейне. В 1933 году вышла «Частная жизнь Генриха VIII» с Мерл Оберон в главной роли. В фильме 1969 года «Анна тысячи дней» Женевьева Бужольд сыграла Энн вместе с Ричардом Бертоном. В 2015 году в экранизации BBC «Волчьего зала» Хилари Мантел Клэр Фой сыграла Энн.
Итак, кто она для нас в Британии 21-го века? На следующей неделе на Пятом канале состоится премьера новой драмы под названием «Энн Болейн» с Джоди Тернер-Смит в главной роли, и, как один из ее продюсеров, я надеюсь, что она ответит на этот вопрос. Драма открывается в январе 1536 года, когда Анна празднует смерть Екатерины Арагонской, а затем показывает, как неспособность Анны родить живого наследника мужского пола столкнулась с ее большим успехом в наживании политических врагов; он исследует, как она была обвинена на основании глупых разговоров в прелюбодеянии, инцесте и измене; как ее судили и признали виновной. Это заканчивается — ну, вы знаете, где это заканчивается.
Этот психологический триллер, созданный сценаристом Ив Хеддервик Тернер и режиссером Линси Миллер, представляет собой психологический триллер, который отслеживает события 1536 года глазами королевы, не обращая внимания на мужской взгляд ее мужа или соперников, таких как Томас Кромвель. Шоу насыщено сексуальным и политическим напряжением. И это изрядно пузырится вопросами, которые сегодня громко звучат в культурных дискуссиях. Как Анна эксплуатировала свою женственность и насколько это мешало ей? Должны ли женщины пытаться сломать патриархат или принять его и работать в его рамках? Как может сильная, амбициозная женщина быть хорошей матерью, особенно дочери?
Для меня, как профессионального историка, наиболее важно то, что эта постановка показывает, что мы все еще можем наслаждаться традиционной британской историей, исследуя современные темы. Нам не нужно сжигать нашу историю дотла или сносить все статуи, чтобы она была интересна юным глазам. Более чем возможно привлечь людей с канонической британской историей, при этом признавая идеи разнообразия и открытости 21 века. Есть, если хотите, третий способ.
Портрет Анны Болейн, в то время королевы Англии, XVI века Авторы и права: Christophel Fine Art.
История жизни Анны Болейн традиционно начинается с ее смерти. Как и все шесть жен Генри, она обозначена тегом в школьной рифме: «Разведена, обезглавлена, умерла. Разведен, обезглавлен, выжил ». Это емкое двустишие предназначено для того, чтобы научить детей навести порядок в запутанных делах сердца и государства Генри. (Энн, конечно, вторая жена; первая «обезглавлена».) Но она непреднамеренно преподает и другие уроки. Такие уроки, как: женщины — жены, а жены — одноразовые. Такие уроки, как: лучшее, на что вы можете надеяться, — это то, что он вас не убьет.
Когда мы преподаем историю Тюдоров, эти неудобные идеи иногда слишком быстро игнорируются. Генрих — наш самый известный король именно потому, что он был таким беспричинным, таким сверхреальным. Его аппетиты были гротескными, а его жизненная дуга была мрачной басней: Красавица и Чудовище встречаются с Синей Бородой. Легко забыть, что он и его королевы были настоящими людьми.
Но они были. Генри женился на шести женщинах. В основном он находил их желанными. Когда он это сделал, он унизил или убил их. Вряд ли будет глупостью сказать, что это было ненормально по меркам его возраста или наших. И будет простым здравым смыслом сказать, что шоу, которое исследует Энн Болейн с этими вещами на передний план, будет опираться на исторические сцены, которые обращаются к публике, озадачивающей свой путь через культурную революцию, в которой права и обязанности мужчин и женщин по отношению к одному человеку другие тщательно пересматриваются. Назовите это #MeTudor, если хотите.
Одна из причин, по которой история Анны всегда находит отклик, заключается в том, что она полностью исключает драму о кухонной раковине и политический триллер. Этот роман испортился, но ставки экзистенциальны. Для Анны они жизнь и смерть. Для Генри — династическое выживание. Для Англии религиозное отделение от Рима и разрушение католической церкви. Редко, когда личное и политическое — секс и власть — совпадают так четко. Когда они это сделают, исторический драматург ударил по горло.
Тернер-Смит и Марк Стэнли «Генрих VIII» в драме C5, в которой Дэн Джонс был сопродюсером. Фото: Париса Тагизаде / ViacomCBS
И все же история Анны более чем просто драматически удобна. Он также обращается к вечным темам: дисбаланс сил между мужчинами и женщинами, скользкие отношения между фактами и правдой, жестокость биологии и изысканная боль материнства. Задача исторического драматурга в большей степени, чем историка, — использовать прошлое как далекое зеркало. Чтобы погрузиться в разговор между тем и сейчас. Анне Болейн дает такое зеркало. Она положительно блестит.
Проблемы, с которыми Анне приходилось бороться в 16 веке, сегодня кажутся не менее актуальными. И я считаю, что выдвигать их на передний план в драме Тюдоров — особенно в той, в которой Энн играет чернокожая женщина, а остальные актеры также имеют разный состав — не значит искажать историю, чтобы соответствовать повестке дня. Его нужно использовать как инструмент, который помогает нам думать о том, кто мы, кем мы были и кем мы хотим быть.
Итак, как я уже сказал, каждое поколение находит свою Анну Болейн. И каждое поколение спорит о ней. Шекспир закончил свою пьесу «Генрих VIII», признав, что «десять к одному эта пьеса никогда не сможет понравиться всем, кто здесь присутствует» Он знал об исторической драме столько же, сколько и все, кто когда-либо жил, и, вероятно, был прав. Тем не менее, я считаю, что эта Анна Болейн говорит о сегодняшнем дне — и даже о завтрашнем дне.
Анне Болейн начинается на 5 канале 1 июня в 21:00.
Свежие комментарии