Самому себе быть кем: Дэвид Теннант, играющий Гамлета в 2008 году Фото: Аластер Мьюир
Завтра в Лондоне открывается крупный театральный спектакль — «Доктор Кто: Разрыв времени». Используя 34000 квадратных футов пространства и 42 актера, двухчасовой опыт за 4 миллиона фунтов стерлингов включает щедрый запас реквизита, предоставленного BBC (далеков, киберлюдей, плачущих ангелов и других). Все 13 Докторов будут воплощены с помощью видео- и аудиозаписей (соответствующими живыми актерами и заместителями).
Судя по тому, что я видел во время предварительного просмотра, Time Fracture должен доставить удовольствие преданным Whovians и откровение для Don’t have-a-Cluevians. Но я надеюсь, что это будет и настоящий театральный опыт. И это правильно: на мой взгляд, самое продолжительное в мире научно-фантастическое телешоу обязано не столько жанровой фантастике, сколько произведениям величайших драматургов мира.
Нигде это не так очевидно, как в его главном герое, который представляет самый продолжительный кризис идентичности на телевидении. Вопрос о том, кто есть кто, возник на заре театра. Возьмем, к примеру, «Вневременные дети», последнюю серию самого последнего сериала. Доктор Джоди Уиттакер протестует: «Я знаю свою жизнь. Я знаю, кто я »ее заклятому врагу Мастеру (Саша Дхаван). «Нет. Вы этого не сделаете. Вам никогда не придется. Ваша жизнь была скрыта от вас, — возражает он.
В этой серии нет ничего «только для детей». Вот отголоски царя Эдипа Софокла и насмешки пророка Тиресия: «Вы слепы к испорченности своей жизни … Кто ваши родители? Ты знаешь?» Специфика освященной веками греческой трагедии состоит в том, что Эдип невольно убил своего отца и женился на своей матери; его более широкое значение состоит в том, что все виды сил вступают в сговор, чтобы лишить нас самопознания (почти всеведущий Доктор не исключение).
Чем больше добавляется предыстория, тем больше тайн окружает Доктора; он / она — постоянно расширяющаяся загадка, и именно здесь вы можете увидеть связь между Повелителем Времени и Шекспиром, которая существует с первого дня. «Хрупкий старик, потерянный в пространстве и времени. Они дали ему это имя, потому что не знают, кто он », — так говорилось в брифинге Би-би-си за несколько месяцев до первой передачи в 1963 году. Это вызывает мысли о странствующем короле Лире и — когда Доктор Уильяма Хартнелла впервые приземлился со своим великим -дочь Сьюзан — сосланный богатырь Просперо. У Повелителя Времени два сердца, но из-за его недостатков и потребностей он далеко не чужой.
Доктор Кто: Time Fracture — последнее воплощение персонажа на сцене. Автор: Марк Сеньор.
Писатель Time Fracture Том Маллер указывает на величайшего и самого сложного шекспировского персонажа из всех. «Как и Гамлет, он заблудшая душа, которая покинула свой дом и размышляет о природе существования». Он также отмечает сходство с тем, как умирающий Доктор регенерирует — и становится заново изобретенным — когда к власти приходит новый актер. «То же самое и с Гамлетом — роль никому не принадлежит. Вы арендуете его на время, а затем возвращаете ».
Дэвид Теннант — известный RSC Гамлет во время своего пребывания в должности — встречает Барда в «Шекспировском кодексе» (2007). Его напарница Марта замечает, что сцена — это «как ваша полицейская будка… Маленькая деревянная коробка со всей этой силой внутри». Разве Тардис не похож на фантастическое путешествующее по времени и пространству «Деревянное О», уносящее нас так далеко, как только может достичь воображение, когда-либо приглашая нас поделиться свежими, любознательными драматическими сценариями?
Шоу всегда использовало театральный опыт и яркость ведущих актеров, хотя особенно в восьмидесятые, несколько сбившись с пути, оно слишком сильно заимствовало популистскую сторону этого вида искусства — чуть не превратившись в дешевую лагерную пантомиму. Ограниченный бюджет был проблемой, но оригинальная серия в лучшем случае полагалась на драматическую интенсивность, а не на впечатляющую грандиозность.
Мы до сих пор восхищаемся краткими этическими дилеммами книги «Бытие далеков». Фото: Youtube.
Спустя десятилетия люди все еще удивляются кратким этическим дилеммам книги «Бытие далеков» по сценарию Терри Нейшн (1975). Доктор Тома Бейкера в нерешительности стоит возле инкубатора далеков, держа в руках взрывные провода: «Просто коснитесь этих двух нитей вместе, и далекам конец. Я правильно понимаю? » Эта последняя строка суммирует умопомрачительную природу сериала: Повелитель Времени мог спасти миллионы жизней от истребления, но только посредством геноцида, поставив его в один ряд со своим противником. Его нерешительность — крайний удар по скалам. Я не думаю, что будет надуманным сравнивать этот трагический парадокс, не имеющий легкого решения, с дилеммой, с которой сталкивается Елизавета I, решая судьбу своей кузины Марии Королевы Шотландии в «Марии Стюарт» Шиллера; спасая свой трон от угрозы, она проклинает себя.
Кто поклонники часто (по понятным причинам) будут ссылаться на сопутствующие работы в той же научно-фантастической вселенной, как «Эксперимент Куатермасса». Прекрасно, но фоном к открытию спектакля стала растущая смелость мировой театральной культуры в исследовании времени, технологий и природы бытия. Здесь поучителен Театр абсурда, в частности Беккет. «Финал» (1957) разворачивается в безжизненном взорванном мире; этот образ, связанный с Холокостом и угрозой уничтожения в ходе холодной войны, появляется на израненной атомной войной далекской планете Скаро — шесть лет спустя.
И многое другое. Слишком редко, говоря о киберлюдях, мы полностью признаем R.U.R. Карела Чапека. (1921), действие которого происходит примерно в 2000 году, и предполагающее массовое производство — и мятежных — гуманоидных «роботов». Дж. Б. Пристли написал полдюжины «пьес времени», вдохновленных «Экспериментом со временем» философа Дж. В. Данна (1927) и его теориями непрерывного прошлого, настоящего и будущего. Его «Время и Конвей» (1937), в котором за 20 лет от семейного сборища показывается их разрушенная жизнь, имеет тот пафос, который изливается во времена Рассела Т. Дэвиса в «Докторе Кто» (2005–2009). И разве в добром Докторе нет упоминания таинственного инспектора Гула Пристли («Звонок инспектора», 1945)? Это родственные души, прибывающие странным, предвосхищающим образом (как будто вооруженные шестым чувством), одновременно расследующие и высмеивающие.
Все 13 докторов будут воплощены через видео в Doctor Who: Time Fracture. Автор: Марк Сеньор.
Частицы чрезвычайно амбициозной ДНК Who в свою очередь, я бы предположил, стирались с мозговой коробки британского театра на протяжении десятилетий: перемещавшаяся столетиями Аркадия Стоппарда, скачущие во времени пьесы Алана Эйкборна и даже мультивселенная драма Ника Пейна Созвездия — все это несомненно задолжали шоу косвенный долг.
До Time Fracture было около полдюжины попыток вывести Доктора Кто на сцену, но большинство из них не увенчались успехом. Первый, «Проклятие далеков» (1965), был написан создателем далеков Терри Нейшн, который — по причинам авторского права — не упомянул Доктора, Тардис и другие определяющие элементы. Совсем недавно, в 2010 году, после перезагрузки после 2005 года, «Доктор Кто Live» позволил старым противникам шествовать по арене «Уэмбли», но это было слишком много возможностей для фото. Если повезет, Time Fracture должен задействовать театральное происхождение сериала и соединить его с его собственным гением, вызывая импульс напряженно наклоняться вперед с желанием броситься за ближайший диван.
Doctor Who: Time Fracture со среды в Immersive LDN, Лондон, W1. Билеты продаются онлайн.
Свежие комментарии