«В то время может быть трудно понять, насколько пугающим вы собираетесь быть»: Изабель Юппер в фильме «Фрэнки».
Несколько лет назад Изабель Юппер появилась в качестве гостя в «Позови моего агента!», Учтивом фарсе из шоу-бизнеса, действие которого происходит в парижской фирме по работе с талантами. Комедийный сериал частично известен своими самоуничижительными камеями из великих и хороших фильмов французского кинематографа, а в эпизоде Хупперта 68-летняя актриса храбро продемонстрировала свой образ трудоголика, впрыскивая себя адреналином, пока она курсировала между двумя фильмами одновременно побеги.
Если не считать шприц, это было, во всяком случае, преуменьшение. Когда я звоню Хупперт домой в Париж, она только что закончила финальное чтение постановки «Стеклянный зверинец», открывающейся на следующий вечер в Odéon-Théâtre de l’Europe, и вот-вот приступит к работе над постановкой спектакля. Вишневый сад для Авиньонского фестиваля в июле этого года. В следующем месяце Антон Чехов днем и Теннесси Уильямс вечером шесть дней в неделю, понедельник — выходной. Желанный продуктивный патч после блокировки? Ничего подобного: за последние 12 месяцев она каким-то образом также сняла четыре новых фильма в Италии, Венгрии, Ирландии и Франции.
«Ах, нет!» она отвечает, когда я предполагаю, что это расписание не особенно отличается от того, которое она играла для смеха по телевидению. «Ну… ну, может, немножко».
Во время разговора с Хупперт по телефону невозможно не представить себе ее лицо, которое является самым мощным точным инструментом современного кино. Холодное, бледное и нарисованное, это лицо, малейшее мерцание на котором может сигнализировать о конце света — или стальное, возможно, тихо забавное стремление хотя бы ненадолго задержать крах.
Некоторые кинозвезды выглядят так, как будто можно расслабиться и погреться, но у Хупперта магнитный заряд меняется на противоположный. Она привлекает зрителя; заставляя вас постоянно ломать голову, интерпретировать и исследовать, в то время как ее персонажи пересекают тот психологический ландшафт, который заставил — и фактически заставил — ее англоговорящих современников в испуге бежать.
Подается холодным: Изабель Юппер была номинирована на Оскар за роль в фильме Elle (2016) Фото: LMKMEDIA.COM
Для начала возьмите ее номинированную на «Оскар» роль в фильме 2016 года «Эль», названию которого легко может предшествовать «Блум», «Моргание» или любое другое ругательство по вашему выбору. В этом зажигательном триллере от Пола Верховена Хупперт сыграла энергичную и властную бизнес-леди, которую втянут в тревожную сексуально заряженную игру в кошки-мышки после того, как ее изнасиловал злоумышленник в маске в ее доме.
Как директор «Основного инстинкта» и «Шоу девушки» Верховен не привыкать к глянцевым провокациям. Но когда он попытался сделать Elle в Соединенных Штатах, различные голливудские актрисы, к которым он обращался, — среди них Николь Кидман, Джулианна Мур и Шарлиз Терон — все отказались от этой роли.
Наконец, он повернулся к Хупперу. Ее не привлекает явно неприкасаемый статус роли среди ее сверстников из США — «Я не должен ничего об этом знать», — возмущается она, — но добавляет, что, когда Верховен сказал, что роль требует ее «аморальности», она восприняла это как высший комплимент.
«Фильмы не должны быть моральными», — заявляет она. «Искусство не место для морализаторства — иначе у нас не было бы ни живописи, ни книг, ничего. Здесь мы исследуем все мысли и поступки, в которых никогда не смогли бы признаться в нормальной жизни ».
Тем не менее, чувствовала ли она, что проект требует определенного бесстрашия?
«Я не думаю, что какая-то роль беспокоит сама по себе», — пожимает она плечами. «Это может беспокоить актера или мешать зрителям смотреть, но это две совершенно не связанные между собой вещи. Могу заверить вас, что с Полом Верховеном, Майклом Ханеке или кем-либо еще я никогда не чувствовал себя униженным или находящимся в опасности. Я не думаю, что когда-либо чувствовал: «Боже мой, я теряю свою душу, я теряю свое тело». Никогда. Я всегда чувствовал, что эти вещи сохранились ».
Ее последний фильм, «Фрэнки», — необычайно непринужденная запись в творчестве Хупперта, но это все же та, которую могла бы сделать только она. Нежный ансамбль, снятый в идеальном для открыток португальском городке Синтра, повествует об известной французской актрисе с безупречным статусом и непревзойденным высокомерием — звоните в какие-нибудь колокола? — которой приходится считаться со своей смертностью немного раньше, чем она надеялась.
Фрэнки вызывает свою семью в это идиллическое место, чтобы они могли решать свое будущее без нее: что неудивительно, Хупперт любил «полное отсутствие сентиментальности» в сценарии, написанном американским режиссером Айрой Сакс.
Сама Хупперт замужем за французским режиссером из Бейрута Рональдом Шаммах, от которого у нее есть 37-летняя дочь, актриса Лолита Чамма и два младших сына, Лоренцо и Анджело. Она отмечает, что она «надеюсь, никоим образом не близка к конкретной судьбе Фрэнки», но в остальном, в остальном, очевидно, что часть была написана с ее мыслями.
Типичный пиковый момент Хупперта происходит ближе к концу, когда Фрэнки наблюдает, как ее семья тащится к ней на холм, чтобы посмотреть на закат. (Это единственное групповое занятие, на котором она настаивала.) Выражение ее лица, кажется, выражает по крайней мере шесть противоречивых эмоций одновременно с необычайной тонкостью и точностью. О чем она думала в то время?
«А, уловка в том, чтобы подумать заранее», — говорит она. «Иначе было бы видно само мышление. К тому же, — возражает она, — это действительно очень легко, когда постановка, декорации и режиссура такого качества.
Пойдем, говорю я. Я думаю, вы себя недооцениваете.
«Боф!» — возражает она, закатывая глаза, я слышу трубку. «Вместо этого я бы сказал, что продаю кино по высоким ценам».
Кристофер Уокен и Изабель Юппер в фильме «Небесные врата», 1980 г. Кредит: TCD / Prod.DB / Alamy
Сакс — один из небольшого, но растущего круга англоязычных режиссеров, которые работали с Хуппертом: другие известные личности включают Хэла Хартли, Кертиса Хэнсона, Дэвида О Рассела, Нила Джордана и, что наиболее известно, Майкла Чимино, в эпическом вестерне «Небесные врата» которого она снялась вместе с Крисом Кристофферсоном и Кристофером Уокеном.
Это была ее первая голливудская роль, и, должно быть, она ощущалась как последняя: после выхода в 1980 году Heaven’s Gate стоила так дорого и так мало приносила, что почти уничтожила United Artists, почтенную студию, которая финансировала ее, и положила конец. к творческим свободам 1970-х, по крайней мере, в Америке. Для Чимино этот опыт был шрамом — по крайней мере, до тех пор, пока он не смог закончить гораздо более тепло принятую режиссерскую версию незадолго до своей смерти в 2016 году. Но Хупперт невозмутимо рассказывает об этом легендарном фиаско, изменившем отрасль, как будто вспоминает время Однажды она заглянула в развлекательный центр, где детский праздник сильно разошелся.
«С самого начала это было известно как большой провал», — говорит она. «Это было воспринято как катастрофа в Нью-Йорке, а затем снова в Каннах, что стало источником огромных страданий для Майкла». Что насчет нее? «Это была просто идентичность фильма. Его отказ был частью того, чем он был ».
Изабель Юппер в роли невинной молчаливой молодой героини «Кружевницы» Клода Горетты, 1977 г. Предоставлено: Коллекция Christophel / Alamy.
Великие режиссеры — или, скорее, великие творческие союзники — это нити, которые проходят через выдающуюся 50-летнюю карьеру Юппер, которая началась на парижской сцене в подростковом возрасте, а затем быстро расширилась на телевидение и кино. Ее революционная роль в 18 лет заключалась в роли невинной, молчаливой молодой героини в «Кружевнице» Клода Горетты, а через год она сыграла наемную проститутку-подростка в «Виолетте Нозьер»; первый из ее семи фильмов с Клодом Шабролом, пионером «Новой волны», превратившимся в мастера морального триллера, которого часто называют французским Хичкоком. По ее словам, эти двое сошлись во мнении, «потому что ему нравилось изображать людей не хорошими или плохими, а такими, какие они есть — и мой образ действий, мой образ жизни соответствовали этому видению».
Есть болезненные нотки фильмов Шаброля-Юппера — не в последнюю очередь их в высшей степени тревожащая «Церемония», в которой Юппер играла почтальонку-социопата — в работе Майкла Ханеке, еще одного из ее любимых соавторов.
Первоначально устрашающий австриец разыскивал ее для своего фильма 1997 года «Веселые игры» о семье отдыхающих, которых безжалостно терроризируют два чопорных молодых человека в белых костюмах для тенниса. Хупперт прочитала сценарий во время отпуска в Аллапуле в Шотландском нагорье и в конце концов позвонила Ханеке из телефонной будки на берегу моря в стиле местного героя, чтобы сказать, что это было слишком сложно для нее, чтобы думать.
«Идея использования такого насилия как механизма воздействия на аудиторию — брр», — вздрагивает она. «По сравнению с этим фильм, который мы сняли вместе несколько лет спустя, был прекрасной романтической историей». Этот фильм назывался «Учитель фортепиано»: «красивая романтическая история» расчетливого, сексуально дисфункционального наставника венской консерватории, который вступает в разрушительные отношения с одаренным молодым учеником.
«Майкл сказал мне:« Это последний раз — если ты скажешь «нет», я не буду делать этого ни с кем », — вспоминает она. «Я только бегло просмотрел сценарий, но сказал ему:« Майкл, конечно, я сделаю это ». Затем я прочитал его более точно и подумал:« Боже мой »».
Это реакция, которую многие поддержали за 20 лет, прошедших с момента его выпуска. Я рассказываю Хупперт о своей первой встрече с фильмом на свидании с женой, и особенно о том моменте во время особенно суровой сцены калечащих операций на половых органах, когда ей пришлось покинуть кинотеатр, потому что она боялась, что заболеет.
«Вы можете сказать своей жене, что для меня было очаровательно играть эти сцены», — смеется она. «Я не хочу преуменьшать значение фильма, но мы все прекрасно провели время. Все дело в гении Ханеке — он мастер, чтобы проецировать такой ужас на экране. Но »- и здесь вздох легчайшего раздражения -« в то время часто бывает трудно понять, насколько пугающим вы собираетесь быть ».
Фрэнки сейчас в кинотеатрах
Свежие комментарии