Джон Никол сегодня и уехал со своим пилотом Джоном Питерсом, когда они были незабываемо выставлены на показ по иракскому телевидению после пыток.
Это были изображения, просматриваемые по всему миру. В январе 1991 года, через несколько дней после того, как они были сбиты и захвачены силами безопасности Саддама Хусейна, штурман Королевских ВВС Джон Никол и его пилот Джон Питерс, окровавленные и разбитые, были выставлены напоказ по иракскому телевидению.
Фотографии мужчин вызвали национальный излияние горя и отвращения. Запоминающийся заголовок Sun назвал мучителей «ублюдками Багдада». Но все, что сейчас 57-летний Николай чувствовал, было унизительным унижением: 30 лет спустя он признает, что никогда не мог пересмотреть отснятый материал.
«Это было источником стыда и унижения, потому что я чувствовал, что сдался и атака провалилась», — говорит он. «Я помню, как потом плакал в иракской темнице, руки были скованы наручниками за спиной, глаза были обмотаны повязкой, и слезы текли по моему лицу от стыда за это».
После почти двухмесячных физических и моральных пыток оба мужчины были освобождены по окончании войны в Персидском заливе. Особенно пострадали отряды RAF Tornado, в которые входил Никол и которым было поручено совершать опасные бомбардировки с малых высот на иракские авиабазы. В общей сложности 11 «Торнадо» были потеряны во время самого конфликта и в ходе интенсивных тренировок, необходимых для подготовки к нему. Двенадцать членов экипажа были убиты, трое тяжело ранены, семеро попали в плен.
Но как только война подошла к концу, Никол, который оставался в RAF до 1996 года, говорит, что мужчины почти не рассказывали о своем опыте или влиянии на их семьи.
Его родители, набожные католики, воспитавшие его недалеко от Ньюкасла, вылетели на Кипр, чтобы встретиться с ним после того, как он был освобожден, но даже тогда они не обсуждали влияние его опыта. По его словам, как и после Второй мировой войны, ветераны и их семьи стремились уехать.
Отец Николая, Джон, умер несколько лет назад, а его мать Екатерина скончалась три месяца назад. Он, к своему сожалению, никогда не обсуждал ни с одним из них, какое влияние оказал вид их сына по телевизору и мучительные недели, проведенные в незнании, жив он или мертв.
Джон Никол и Джон Питерс во время своего первого полета в 1991 г. Фото: Shutterstock
Расчищая дом своей матери после ее смерти, он нашел коробку с тысячами писем и открыток, написанных доброжелателями во время его заключения. Он говорит, что не может прочитать их, не вздрогнув. «Это действительно показывает, что только потому, что вы воюете, дома ведется другая война», — говорит он.
В гражданской жизни Никол, который живет в Хартфордшире с женой Сюзанной и 16-летней дочерью, стал автором бестселлеров. В своих предыдущих книгах «Спитфайр» и «Ланкастер» Никол рассказывает историю культового самолета и экипажей Королевских ВВС, которые на них управляли.
Его последний «Торнадо» — это в целом более личное дело, в котором подробно рассказывается об опыте войны в Персидском заливе у некоторых из почти 200 членов экипажа, которые служили в быстром реактивном самолете во время конфликта, и о последствиях для их семей на родине.
Среди тех, у кого он брал интервью, была Кирсти Мерфи, чей отец Робби Стюарт был еще одним пилотом Торнадо, взятым в плен в качестве военнопленного. Затем, в 13 лет, она вспомнила, как толпы журналистов разбили лагерь на траве напротив их дома, и постоянно звонил телефон. Его собственные родители, как он обнаружил после того, как он вернулся домой, были настолько захвачены прессой, что им потребовалась полицейская охрана на пороге их дома.
Изучая свою книгу, Никол также поговорил с женами экипажа, которые были взяты в плен в качестве военнопленных. Некоторые из них сказали ему, что, хотя их мужья томились в иракской темнице, не зная, живы они или мертвые, они получили уведомление о том, что их зарплата сокращается, потому что, согласно старым правилам Второй мировой войны, мужчины теперь считаются военнопленные и не состоящие на действительной службе. «Это было действительно тяжело для всех семей», — говорит он.
Сам Торнадо был разработан для совершенно иной цели, нежели сражение в пустыне. Этот современный самолет, поступивший на вооружение в 1979 году, изначально был спроектирован для перевозки ядерного оружия, содержащего взрывную силу нескольких Хиросим, на случай нападения Советского Союза.
Никол, который после окончания школы был зачислен в Королевские ВВС, описывает свои тренировки «почти исключительно для уничтожения советских аэродромов в течение 24 часов войны». Его задача была проста: нанести тактические ядерные удары, поскольку мир, каким они его знали, испарился под ними.
«У всех нас была цель, и все знали, что будем делать», — говорит он. «Если бы мы когда-нибудь взлетели на так называемый« массовый запуск », мы знали, что возвращаться домой не к чему».
Но затем рухнул железный занавес, и в 1991 году Саддам Хусейн вторгся в Кувейт. Никол сравнивает себя и своих товарищей-летчиков «Торнадо» с «пожарными, которые никогда не участвовали в пожарах».
Это ознаменовало начало нового типа конфликта, далекого от тотальной войны их обучения и того, который определит следующие три десятилетия британского военного вмешательства, в котором Торнадо был вездесущим элементом. Самолет был окончательно списан в 2019 году после четырех десятилетий активной службы, от Первой войны в Персидском заливе до бомбардировок укрытий ИГИЛ в Сирии и Ираке.
Никол был сбит во время своей первой миссии 17 января 1991 года. Ему и Петерсу было поручено атаковать аэродром на юго-востоке Ирака. Это был первый дневной налет «Торнадо» во время войны, и самолет, который мог летать в полной темноте со скоростью почти 700 миль в час всего на 200 футов над пустыней, был в результате гораздо более уязвим.
Они были вынуждены повернуть назад после того, как были поражены вражеской зенитной артиллерией, а затем над иракской пустыней они были поражены тепловозной ракетой «земля-воздух». «Это было похоже на то, что меня сбил экспресс», — вспоминает Никол. Когда реактивный самолет вот-вот взорвется, им ничего не оставалось, кроме как катапультироваться.
После задержания иракскими войсками они были переданы тайной полиции и подверглись насилию и пыткам, которые продолжались до их освобождения.
Джон со своими родителями — они никогда не обсуждали влияние его опыта, поскольку все стремились двигаться дальше.
Их держали в изоляции, и иногда они могли узнать друг друга только по крикам из разных камер. Пытки включали в себя избиение бейсбольными битами и резиновыми дубинками, порку из пистолета, опускание воротников горящей папиросной бумагой и тушение сигарет на коже.
Никол говорит, что в двух точках он был уверен, что умрет. Один был в тюрьме Абу-Грейб, где охранник приставил пистолет к его голове и нажал на спусковой крючок (только для того, чтобы тайно вынуть пули). «Я помню, как подумал:« Интересно, увижу ли я кровь перед смертью? »- вспоминает Никол.
Другой случай произошел, когда их держали в казармах секретной полиции в Багдаде, которые были разрушены в результате воздушного налета американского бомбардировщика-невидимки.
По словам Николая, несмотря на их общий опыт, только на недавних встречах, таких как 25-летняя годовщина в клубе RAF на Пикадилли, экипажи самолетов Tornado, которые служили в Персидском заливе, начали должным образом открываться друг другу по поводу мучительные переживания, с которыми столкнулись они и их семьи.
«Когда я сел с друзьями, которые смело завершили 25-30 операций, зная, что с ними случится, увидев нас, это интервью стало по-настоящему эмоциональным», — говорит он. «Они никогда не говорили об этом, и особенно с родственниками, мы сидели и плакали».
Помимо подробного описания выдающегося вклада самих Торнадо, он прежде всего говорит, что его книга закрепила за ним неукротимый характер всех тех, кто в них служил. «Это научило меня, что человеческий дух необычайно силен», — говорит он.
«Торнадо» от Джона Николая (Simon & Schuster UK) теперь доступен во всех форматах по цене 20 фунтов стерлингов. Чтобы сделать заказ, посетите books.telegraph.co.uk или позвоните по телефону 0844 871 1514.
Свежие комментарии