Когда к международным путешествиям наконец вернется нормальное состояние, туристы с двойным уколом, скорее всего, обнаружат, что поездки на испанское побережье и греческие острова немного сильнее ударили по их кошелькам.
Мало того, что поспандемический наплыв на пляж приведет к резкому падению цен на отели и виллы, но и затраты на эскалацию борьбы с изменением климата начинают кусаться.
«Внутриевропейский рейс, такой как Лондон-Рим, производит четверть тонны выбросов CO2 на пассажира, что при текущих ценах будет стоить 13 евро (11,17 фунтов стерлингов) и, следовательно, потенциально 10% от стоимости полета», — поясняет экономист Кристиан Шульц. в Citi.
По оценкам банка, схема торговли квотами на выбросы в ЕС — вид ценообразования на выбросы углерода, при котором определенные предприятия платят за выбросы — уже повысила цены на авиабилеты примерно на 5% за последний год. Цены на углеродном рынке Европы за последний год выросли вдвое и достигли рекордного уровня, что привело к увеличению затрат на выбросы для крупных загрязнителей.
Кто платит за нулевой результат?
Экологичность может быть дорогостоящей для потребителей. Две большие проблемы для экономики после коронавируса — инфляция и переход к изменению климата — столкнутся в ближайшие годы, что может вызвать головную боль у Банка Англии и глобальных органов, устанавливающих ставки.
«[Это] будет большой политической проблемой и в будущем: готовы ли мы согласиться с увеличением инфляции, если инфляция должна ускорить наш экологический след?» — спросил Ларри Финк, босс инвестиционного центра BlackRock, в начале этого месяца.
«Если наше решение состоит исключительно в том, чтобы создать зеленый мир, у нас будет гораздо более высокая инфляция, потому что у нас пока нет технологий, чтобы сделать все это».
Рост стоимости жизни для семей в результате изменения климата будет обусловлен не только негативными последствиями потепления на планете, но также политикой и технологиями, применяемыми для борьбы с ним. Но кто возьмет на себя счет?
«Для достижения нулевого уровня чистой прибыли потребуется довольно много денег», — говорит Пол Джонсон, директор Института финансовых исследований.
«Есть вопрос, кто платит. Это правительство, потребители [или] промышленность? Это абсолютно важно … в той степени, в которой, если речь идет о потребителях, это явно поднимет цены, по крайней мере, в краткосрочной перспективе ».
Он говорит, что компаниям, которые сталкиваются с «большими расходами» из-за декарбонизации, придется компенсировать ущерб, «вероятно, за счет повышения цен», но в долгосрочной перспективе влияние инфляции может измениться.
Текущие выбросы по отраслям
В ближайшие годы климатический кризис может усугубить инфляционное давление, которое в настоящее время вызывает беспокойство на финансовых рынках. Переход требует огромных авансовых платежей, цены на выбросы углерода повысят расходы для крупнейших загрязнителей, а цены на продукты питания и энергоносители станут более неустойчивыми по мере учащения экстремальных погодных явлений.
Тем не менее, некоторые прогнозисты ожидают, что экологическая политика в конечном итоге приведет к снижению цен.
«Вероятно, в ближайшие пять-десять лет политика по продвижению методов работы, направленных на сохранение климата, приведет к инфляции», — говорит Каллум Пикеринг, экономист Berenberg UK.
«В краткосрочной перспективе мы будем вынуждать компании по существу использовать капитал и технологии, которые не обязательно являются наиболее рентабельными».
Инфляционная головная боль
Но не сейчас. После десятилетия благоприятной инфляции индекс потребительских цен в США в мае достиг 5%, что стало самым высоким показателем за 13 лет. Инфляция в Великобритании также резко выросла в прошлом месяце до 2,1%.
Инфляция превзошла целевые показатели центральных банков из-за ограничений предложения и резкого роста спроса после блокировки.
Центральные банки настаивают, что скачок цен будет временным, но опасения на рынке нарастают.
На этом фоне ускоряется проведение зеленой политики, такой как переход на электромобили и низкоуглеродное отопление.
«Некоторые вещи будут немного дешевле, а некоторые дороже, в зависимости от того, что происходит с общим уровнем инфляции», — говорит Пол Фишер, бывший установщик ставок Банка Англии.
«Произойдут изменения в относительных ценах, и это изменит структуру потребления, и это должно сместить потребление в сторону вещей с меньшим выбросом углерода».
Информационный бюллетень Economic Intelligence ПОДПИСЧИК (статья)
Однако другие видят в «зеленой» политике больше инфляционной угрозы.
«В краткосрочной перспективе эти ценовые эффекты могут быть значительными, потому что мы переживаем экономический подъем и большой спрос», — говорит Пикеринг.
«Так что, если вы получаете более высокие цены на углерод и другие вещи, потому что уровень жизни растет и у нас больше доходов, маловероятно, что мы будем меньше тратить на другие вещи».
Фишер добавляет, что «зеленый переход может принести много инвестиций».
«В таком случае это может повысить спрос и может поднять рост производства и помочь инфляции примерно до 2% в будущем».
Товарный кризис?
Правительства используют целый комплекс экологических политик, потенциально способствующих увеличению затрат, от более жестких схем ценообразования на выбросы углерода до запретов на двигатели внутреннего сгорания.
Эффект уже ощущается на товарных рынках. Планы по увеличению зеленых инвестиций после пандемии, особенно в экологически чистой энергии, привели к резкому росту цен на определенные виды сырья.
План Джо Байдена «Build Back Better» обещал огромные суммы для борьбы с климатическим кризисом, в то время как страны ЕС должны потратить не менее 37 процентов своих средств Фонда восстановления на зеленые расходы.
Между тем, ключевые ингредиенты зеленых технологий будут пользоваться большим спросом. Правительства, планирующие в будущем запреты на продажу бензина и дизельного топлива, вызвали опасения по поводу резкого роста спроса на компоненты аккумуляторных батарей электромобилей. Rystad Energy ожидает, что цена на литий, важнейший материал для батарей, к концу десятилетия вырастет втрое из-за острой нехватки.
Налоги на выбросы углерода являются еще одним потенциальным источником ценового давления, поскольку правительства вынуждают изменять спрос, увеличивая стоимость выбросов.
Цены на углеродных рынках Великобритании и Европы за последний год выросли вдвое и составили около 44 фунтов стерлингов за тонну, поскольку крупнейшие источники выбросов должны платить за загрязнение в соответствии с торговыми схемами. Между тем, по данным Commerzbank, в Германии ожидается, что налоги на выбросы углерода увеличат инфляцию более чем на один процентный пункт только в 2021 году.
ЕС продолжает оставаться важным источником выбросов углерода
По словам Шульца, рост потребительских цен, которым несут предприятия, пострадавшие от цен на выбросы углерода, «вероятен».
В связи с тем, что Великобритания и ЕС недавно сделали свои цели по сокращению выбросов более амбициозными, затраты на углеродные налоги могут продолжать стремительно расти. Сеть по озеленению финансовой системы (NGFS), глобальная группа центральных банков и регулирующих органов, предупреждает, что к концу десятилетия цены на углерод должны вырасти почти втрое до 160 долларов (115 фунтов стерлингов) за тонну, чтобы помочь странам достичь чистой прибыли к 2050 году. нулевые цели.
Великобритания делает медленный, но устойчивый прогресс
По оценкам группы, это повысит уровень инфляции в Европе чуть более чем на один процентный пункт ко второй половине этого десятилетия. Он предупреждает, что процентные ставки, вероятно, будут повышены «инфляционным давлением, создаваемым ценами на углерод, а также повышенным инвестиционным спросом, который стимулирует переходный период».
Делаем зеленую жизнь дешевле
Центральные банки, вероятно, отклонят любое изолированное повышение цен, например налоги на выбросы углерода. Но они не могут игнорировать продолжительный рост цен, особенно в случае скачка инфляционных ожиданий.
«Банк, вероятно, будет задумываться о масштабах государственных инвестиций и о том, выходит ли они за рамки масштаба», — говорит Джонсон. «Это само по себе может подтолкнуть к росту инфляции, потому что правительства так много заимствуют, [но] я не думаю, что мы попадем в такую ситуацию».
Если Банк сможет выдержать любое начальное ценовое давление, скорее всего, зеленая политика станет дезинфляционной (когда цены растут медленно), а не инфляционной. Переход к чистой нулевой экономике означает получение от планеты гораздо большего при гораздо меньших затратах.
«Экологическая политика — это повышение эффективности», — говорит Пол Донован, главный экономист UBS Wealth Management.
«Вы используете меньше ресурсов, чтобы получить тот же уровень жизни и ту же продукцию, что само по себе не вызывает инфляции», — говорит он.
«Вынуждая людей переходить на возобновляемые источники энергии, вы, вероятно, еще больше снизите стоимость из-за эффекта масштаба. Солнечные батареи — идеальный тому пример ».
Технологии станут ключом к тому, чтобы сделать новый, более зеленый мир более эффективным и дешевым, но для их развития требуется время. Возобновляемые источники энергии уже стали дешевле, чем многие источники энергии на ископаемом топливе. Электромобили также, вероятно, в конечном итоге будут иметь более низкие эксплуатационные расходы, чем автомобили с бензиновым двигателем, поскольку они будут дешевле в эксплуатации.
«Экономическая проблема — это проблема дефицита, и именно дефицит в конечном итоге приводит к инфляции», — говорит Пикеринг.
«По мере того, как мы совершенствуемся в переработке вторсырья и переходим к чистым возобновляемым источникам энергии, в определенных секторах мы, по сути, решаем проблему дефицита. Это должно быть дезинфляционным ».
Изменение климата может дорого обойтись потребителям. Но как только начальная ценовая боль пройдет, есть надежда, что зеленая политика может удешевить хорошую жизнь.
Свежие комментарии