Дэвид Боуи и Дженнифер Коннелли в Лабиринте Джима Хенсона Кредит: Moviepix / Getty
Жаркой летней ночью 1985 года в студии Atlantic Records на Манхэттене Дэвид Боуи пытался издать детское бульканье.
«Он не мог собрать все вместе, — сетовал Боуи, который, сотрудничая с Лу Ридом, Фредди Меркьюри и Миком Джаггером, кое-что знал о работе с неудобными клиентами. «Он действительно сжал губы. В итоге я булькал ».
Младенец был там со своей матерью, бэк-вокалисткой, работающей с Боуи над его новой песней Magic Dance. Выйдя из левого поля, по обыкновению Боуи, мелодия была данью уважения к эксцентричной комедии Кэри Гранта и Ширли Темпл 1947 года «Холостяк и Бобби-Соксер» о влюбленности подростка в пожилого человека.
«Вы напоминаете мне этого человека», — говорит Грант (42) Темпл (18) в одной сцене. «Какой мужчина?» она спрашивает. «Человек с властью», — отвечает он, добавляя: «Сила хулиганства». «Худу…?» «Ты сделаешь!»
Боуи, будучи Боуи, смешал это и бросил на них горсть блесток. «Ты напоминаешь мне ребенка», — поет он. «Малышка с силой … силой вуду». А в видео, сопровождающем законченную песню, Боуи поет серенаду в комнате латексных гоблинов, созданной магистром Маппетов Джимом Хенсоном. Певец даже пинает одного, заставляя его лететь по комнате.
«Я сделал смеющихся гномов», — размышлял он позже в своей гримерке в Elstree Studios. «Я никогда не думал, что 20 лет спустя вернусь к работе с гномами».
Если быть точным, то в фильме, для которого была сделана эта песня, не было никаких гномов, фантастического приключенческого фильма Джима Хенсона «Лабиринт», которому на этой неделе исполняется 35 лет. Однако резиновых гоблинов было много. 38-летний Боуи, втиснувшийся в самые узкие брюки поп-музыки, играл Джарета, их злого короля. Его вызывает Сара, избалованный подросток (14-летняя Дженнифер Коннелли), которая хочет, чтобы ее младший сводный брат Тоби был забран «гоблинами».
Она сразу же сожалеет о своем решении. Будучи порядочным человеком, Джарет дает Саре 13 часов, чтобы решить его магический лабиринт и добраться до Тоби. Если она потерпит неудачу, кукла навсегда превратится в гоблина. «Возвращайся, Сара. Поверни назад, пока не стало слишком поздно, — говорит ей Джарет, исчезая из поля зрения. (Возможно, это была метафора того, куда шла карьера Боуи в 1980-х.)
Саундтрек «Лабиринта» не был хорошо принят фанатами Боуи. Они сочли это глупым и незначительным — песни для детей. Другими словами, это именно тот рекорд, который намеревался поставить Боуи.
Однако Боуи отделался легко по сравнению с Хенсоном. Лабиринт был охарактеризован критиками как «слишком сложный», «некрасивый» и даже «неряшливый». Публика согласилась. Фильм был выпущен 27 июня 1986 года и заработал менее половины своего бюджета в 26 миллионов долларов (21 миллион фунтов стерлингов). Это была такая катастрофа, что TriStar убрал ее из американских кинотеатров всего через три недели.
Воздействие на Хенсона было разрушительным. Он давно жаждал признания как серьезный художник, а не просто создатель кукол и персонажей «Улицы Сезам», таких как Cookie Monster и Граф. Но Лабиринт рухнул и сгорел всего через несколько лет после очередного мега-провала, «Темного кристалла» 1982 года. «Джим Хенсон» и «серьезное кино» становились терминологическим противоречием.
Хенсон внезапно скончался четыре года спустя, ему было всего 53 года. Лабиринт был его последним фильмом. Поэтому у него никогда не было возможности стать свидетелем его замечательной критической реабилитации или увидеть, как оно с запозданием приносит прибыль. Несмотря на то, что «Лабиринт» стал кассовой бомбой в прокате, он стал огромным источником дохода на VHS и, особенно, на DVD, так как его приняли миллениалы, у которых не было возможности увидеть его в первый раз. После долгих лет спекуляций, в прошлом году фанатам было дано официальное подтверждение продолжения, которое будет снимать Скотт Дерриксон из Доктора Стрэнджа.
Создатель кукол Джим Хенсон был опустошен неудачей Лабиринта Фото: PA
Лабиринт также внес свой вклад в мифологию Боуи, известного многим молодым людям не столько как Тонкий Белый Герцог, сколько как сверхъестественного чудака, который крадет младенца Тоби для орд гоблинов. После его смерти в 2016 году фанаты отдали дань уважения, посетив показы «Лабиринта».
Так что это иронично, если бы Хенсон добился своего, могучая треска Джарета не досталась бы даже Боуи. Кукольник был непреклонен, он хотел Майкла Джексона или Стинга на эту роль. Это его сын Брайан, более модный, чем его отец, говорил с ним.
«Когда мы только начали писать фильм, у нас был злой король гоблинов», — вспоминал Джим Хенсон. «Довольно рано мы сказали, а что, если бы он был рок-певцом? Современная фигура … Кто? Майкл Джексон, Стинг, Дэвид Боуи — вы можете подумать только о нескольких людях ».
Стинг был изюминкой часа. Но Боуи, утверждал Брайан Хенсон, вечен. Убежденный своим сыном, Джим разыскал Боуи и встретился с ним за кулисами во время американского тура 1983 года «Serious Moonlight Tour».
«Они принесли мне концепцию», — сказал Боуи. «[Хенсон] показал мне« Темный кристалл », который я нашел увлекательной работой. И я мог видеть потенциал создания такого фильма с людьми, песнями и более легкой комедией ».
Для Боуи «Лабиринт» был возможностью развлечься своей театральной стороной — пульсацией панто, которая пронизывала так много его работ. Он всегда хотел сделать пластинку для детей. Теперь у него наконец-то появился шанс. Но для Хенсона фильм был выстрелом в искупление.
Он поставил свою репутацию на «Темный кристалл», плотную и странную фантасмагорию, которая едва принесла прибыль и была отвергнута рецензентами как скучная и сбивающая с толку. Хенсон годами добивался его создания. Он лично воспринял ее неудачу.
Боуи в 1983 году во время тура Serious Moonlight; он стремился к массовому успеху Фото: Getty
Увы, Хенсон продолжил прислушиваться к своим критикам. Жалоба на «Темный кристалл» заключалась в том, что ему не хватало удовольствия от кукол. Не было ни песен, ни юмора; люди не могли осмыслить это. Лабиринт, решил он, вернет ребенка в ванну. Плюс к этому Дэвид Боуи был в обтягивающих шароварах. Что возможно могло пойти не так?
Оказалось, очень много. Роковой недостаток «Лабиринта» состоял в том, что, хотя дизайн и актеры были на высшем уровне, сценарий был изношенным. На самом деле, это была просто идея — Боуи в роли Короля гоблинов, с историей и диалогами в последнюю очередь.
«У меня было мгновенное видение младенца в окружении гоблинов, и я подумал, что это будет выглядеть потрясающе», — вспоминал Брайан Фрауд, художник-фантаст, с которым Хенсон придумал концепцию. (18-месячный сын Фрауда, Тоби, сыграл младенца, которого Джарет похищает и игриво подбрасывает в воздух во время Magic Dance.)
«В европейских сказках гоблины так и поступают — крадут младенцев. Я нарисовал ребенка в окружении гоблинов, а затем продолжил рисовать другие концептуальные вещи, просто идеи для персонажей. И история развивалась оттуда ».
Отталкиваясь от этой первоначальной идеи, Фрауд и Хенсон передали задачу придать сценарию плоть и кости Деннису Ли, поэту и детскому автору. Но после того, как Ли представил свой черновик, Хенсон почувствовал, что нужно еще поработать. Поэтому он обратился к Терри Джонсу, известному как Монти Пайтон. По совпадению, Джонс пытался заполучить Хенсона с целью совместной работы над версией большого экрана его детской сказки «Эрик Викинг».
«Я адаптировал свою книгу« Викинг Эрик »в фильм и подумал, что позвоню в офис Джима Хенсона, чтобы узнать, не хотят ли они снимать монстров», — сказал Джонс журналу Empire.
«И они сказали, что просто пытались схватить меня накануне! Дочь Джима Лиза прочитала Эрика и сказала, что я могу хорошо подойти для Лабиринта. Джим пришел ко мне в дом в Камберуэлле, и я помню, что он не мог отвести глаз от нашей собаки, длинношерстного джек-рассел-терьера. В конечном итоге он стал основой для рыцаря сэра Дидимуса. Сука Митч была увековечена в форме Маппет! »
Джонс был привлечен к работе над сценарием Ли. Он был удивлен, обнаружив, что это была, по сути, «поэтическая новелла». Большая часть этого была выброшена Джонс, который считал, что фильм несет экологическое послание. Он также стремился держать Короля гоблинов за кадром на протяжении большей части фильма. Это оставило бы Дэвида Боуи и его брюки в некотором роде свободным. Хенсон не пришел в восторг.
«Джим сказал, что хотел бы, чтобы это была больше история о взрослении молодой девушки, — вспоминал Джонс для Empire, — и он хотел показать центр лабиринта раньше, потому что он хотел много поиграть там. Я правда думал, что нам не стоит видеть центр лабиринта раньше девушки, иначе в чем прикол для публики?
«Еще одной вещью, конечно же, было то, что Джим хотел подойти к Майклу Джексону или Дэвиду Боуи, чтобы они сыграли Джарета, чтобы он пел и появлялся на протяжении всего выступления».
Джонс и Хенсон согласились не соглашаться и разошлись. Джордж Лукас, создатель «Звездных войн» и «Индианы Джонса», был со-продюсером «Лабиринта» и внес свой вклад в сценарий. Они были включены в одну из нескольких переделок, которые приблизили сюжет к первоначальному видению Хенсона.
Проблема заключалась в том, что после всего этого история потеряла всякое веселье. Хенсон слишком хорошо помнил, что «Темный кристалл» был повешен критиками за то, что он слишком серьезен. Поэтому он снова позвонил Терри Джонсу и поинтересовался, может ли он быть заинтересован в дальнейшем переписывании. Может быть, ему удастся добавить несколько шуток, которые впоследствии были исключены. Он даже дал бы человеку Монти Пайтон единоличное право написания сценария.
Джонс согласился, хотя быстро понял, что он может сделать очень многое. «Он как бы упал между двух стульев», — сказал он Empire. «На самом деле это не закончилось той историей, которую я хотел рассказать, но я не знаю, была ли это именно та история, которую воображал Джим. Думаю, я немного нервничал из-за того, что из того, что я написал, окажется в фильме, но он больше всего напоминает мой второй набросок… Болото вечного зловония? Да, это похоже на меня! «
Хенсон был увереннее в технических аспектах «Лабиринта», снятого на огромной шестой сцене Elstree Studios, где Лукас всего несколько лет назад руководил «Империей наносит ответный удар». В сцене Magic Dance Боуи выступает против 50 марионеток. Песня смехотворна, но фантастична; кукла предполагает галлюцинационное смешение «Улицы Сезам» и Иеронима Босха.
«Настоящее безумие», — сказал тогда Брайан Хенсон. «Когда вы вынимаете марионеток из декораций, они выглядят как швейцарский сыр. Везде дыры ». Сам Хенсон-младший озвучил Хоггла, доброго карлика, который помогает Саре. Всего для управления этим существом требовалось восемь кукловодов.
Персонажу Брайана Хенсона Хоггла потребовалось восемь кукловодов для работы.
Вот те вызовы, которые привлекли всех к проекту. «Реальность искусства и науки марионеток и попытки создать реалистичных, а не абстрактных марионеток — это действительно то, над чем мы с Джимом работали с самого начала», — сказал Джордж Лукас в то время.
«Как мы можем сделать их похожими на настоящих существ? Это борьба, потому что это технологическое упражнение больше, чем что-либо еще. Способность Джима сочетать старые кукольные техники с современными [методами] была его гениальностью. Он действительно понимал, как притвориться, а затем сделать это реальностью ».
По сути, Фрауд и Хенсон считали, что «Лабиринт» — это фильм о взрослении девочки. В каком-то смысле Сара Коннелли является зеркальным отражением Джарета: оба они незрелые, темпераментные и сварливые. В конце концов, Джарет забирает ребенка Тоби только потому, что Сара очень хочет, чтобы он ушел.
Более того, подразумевается, что все персонажи, которых мы встречаем в Лабиринте, происходят из воображения Сары. Мы видим их мягкие игрушки в детской спальне, которые она начинает перерастать. В сцене бала-маскарада, в которой она танцует с Королем гоблинов, Лабиринт недвусмысленно говорит о том, что она — подросток, попавший во взрослый мир, которого она не понимает.
Боуи, как всегда, был более модным, чем кто-либо другой, поэтому он проскользнул отсылкой к «Холостяку» и «Бобби-Соксеру». И, возможно, поэтому «Лабиринт» выжил: это редкий голливудский фильм, в котором серьезно воспринимается опыт молодой женщины, находящей свой путь в этом мире.
«Мы не смотрим на реальность, мы в голове этой девушки», — сказал Фрауд, задав вопрос об аэродинамических джодхпурах Боуи. «В его костюме есть ссылки на самые разные вещи. Есть опасность кожаного мальчика в его кожаной куртке, в которой также есть отсылка к доспехам определенного типа немецкого рыцаря в нем; есть упоминания о Хитклифе из «Грозового перевала»; а узкие брюки — отсылка к артистам балета.
«Он — смесь внутренних фантазий этой девушки. Все всегда говорят о извращенных штанах Боуи, но для всего этого была причина! У него довольно светлая поверхность, но иногда ты говоришь: «Боже мой! Как нам это сошло с рук? »
Свежие комментарии