Основатель SpaceX и генеральный директор Tesla Илон Маск наблюдает за тем, как он посещает строительную площадку гигафабрики Tesla в Грюнхайде, недалеко от Берлина, Германия, 17 мая 2021 г. Фото: REUTERS / Michele Tantussi
Раннее видение Илона Маска гигафабрики Tesla в Берлине было, как правило, диковинным.
Наполненный уверенностью, второй богатейший человек в мире пообещал построить «мега рейв-пещеру» под автомобильным заводом «с эпической аудиосистемой и низкочастотными динамиками размером с автомобиль».
Это будет первая гигафабрика Tesla в Европе и четвертая в целом после площадок, построенных в Неваде, Нью-Йорке и Шанхае.
Но прогресс на участке стоимостью 7 миллиардов долларов (5,8 миллиарда фунтов стерлингов) в немецком муниципалитете Грюнхайде до сих пор был болезненно медленным.
Его открытие изначально планировалось на этот четверг, 1 июля, но первый электрический кроссовер вряд ли сойдет с конвейера в Германии не раньше начала 2022 года.
«Маск часто цитировал, говоря, что у Tesla Model 3 были проблемы с производством», — говорит Матиас Шмидт, независимый автомобильный аналитик из Берлина.
«В Германии добро пожаловать в бюрократический ад».
Строительная площадка будущего завода Tesla Gigafactory в Грюнхайде Фото: REUTERS / Hannibal Hanschke
Хотя страну хвалят за эффективность, ее процессы планирования могут быть кафкианскими. Новый аэропорт в Берлине, всего в нескольких милях от завода Tesla, открылся с восьмилетним опозданием и через 29 лет после начала планирования и обошелся в 7 миллиардов евро.
Теперь Маск опасается, что его постигнет та же участь. До сих пор Tesla была вынуждена работать с предварительными разрешениями на строительство и ждала 20 месяцев, чтобы получить полное разрешение.
Миллиардер открыто заявлял о своем недовольстве процессом планирования. В мае он сказал репортерам, что правила планирования в Германии «бессмертны» и что они «просто накапливаются, пока в конце концов вы ничего не сможете сделать».
В апреле Tesla направила в немецкий суд письмо по поводу разрешений на строительство, в котором говорилось, что «из первых уст узнала, что препятствия в процессе утверждения в Германии замедляют необходимые промышленные преобразования».
Но разрешение на строительство и волокита были не единственными препятствиями. В ноябре 2019 года Маск удивил присутствующих на церемонии награждения, рассказав, что Берлин был выбран для строительства нового завода. «Берлин потрясающий», — сказал он, рассказывая Auto Express, что Tesla отказалась от строительства объекта в Великобритании. «Brexit сделал слишком рискованным открытие гигафабрики в Великобритании».
Местные жители проводят кампанию против гигафабрики, утверждая, что строительные работы наносят ущерб местной экосистеме Фото: REUTERS / Hannibal Hanschke
Когда местные политики праздновали в Берлине и Бранденберге, в деревнях, усеянных открытками в сосновых лесах, окружающих это место, местные жители были возмущены.
К январю возле деревни Грюнхайде выстроились ряды пикетов, обвиняющих Tesla в «краже нашей воды». Маск, возможно, ожидал, что экологические группы поддержат новый завод электромобилей, но сопротивление было сильным.
«Они мешали планам Tesla, заявляя, что она построена не по правильным экологическим стандартам», — говорит Шмидт.
Зеленые группы Набу, GruneLiga Brandenburg и местная оппозиция из Гражданской инициативы Grunheide жаловались на это место, которое частично перекрывает зону охраны питьевой воды и граничит с заповедником.
«Тысячи гектаров леса будут вырублены для создания необходимой инфраструктуры и жилья», — говорит Мануэла Хойер, которая является участницей местной кампании, выступающей против этого.
«Строительство такого завода в охраняемой зоне питьевой воды на самом деле является преступлением против окружающей среды».
Гигафабрики Tesla
В декабре прошлого года Tesla была вынуждена дважды остановить вырубку 205 акров сосен из-за опасений за благополучие зимующих гладких змей и песчаных ящериц, несмотря на усилия автопроизводителя по переселению диких животных.
16 июня группы представили новые судебные запреты на новые заявки на планирование Tesla.
Более тревожным, чем мирные протесты, был пожар, начатый радикальной левой группировкой. «Tesla не экологична, не экологична и не социальна», — написала группа в Интернете. «Наш огонь противостоит лжи зеленого автомобиля».
Филипп Ушуа, аналитик Jefferies, говорит, что Tesla, похоже, была застигнута врасплох уровнем сопротивления после своего успеха с гигафабрикой в Китае.
«В Германии реальность более сложная. Это демократия, в которой люди могут выступать против планирования ».
Tesla также не помогла себе, внеся несколько изменений в свои предложения по планированию. Его строительные планы должны были быть полностью повторно представлены в начале этого месяца, чтобы отразить добавление на объект производства аккумуляторных элементов, что стоило ценные месяцы.
Завод в Грюнхайде состоит из нескольких подразделений по производству компонентов и окончательной сборки автомобилей, включая прессовый цех, литейный цех и производство кузовов.
Он также включает в себя предприятие по переработке воды, местную пожарную команду, а также склад для обеспечения более эффективной транспортировки компонентов и других товаров. Согласно планам, потребности площадки в электроэнергии будут удовлетворяться за счет местных возобновляемых источников энергии.
Но добавление производства аккумуляторных элементов означало, что компании пришлось настроить и перекомпилировать все приложение. Согласно последней версии, завод будет способен производить 500 миллионов ячеек общей мощностью 50 гигаватт-часов (ГВт-ч) в год.
Гигафабрика Tesla в Шанхае, Китай. Предоставлено: Цилай Шен / Bloomberg.
Несмотря на задержки, государственный министр Бранденбурга Йорг Штайнбах сказал, что надеется на «самый большой рождественский подарок» от завершения строительства завода в этом году.
Аналитики не столь оптимистичны. По словам Сэнди Фицпатрик из аналитической компании Canalys, Tesla до сих пор не получила окончательного одобрения для своего аккумуляторного завода, «это означает, что дальнейшая отсрочка, вероятно, продлится до 2022 года или даже в начале 2023 года». Tesla не ответила на запросы о комментариях.
Даже после того, как он получит одобрение, Маск будет вынужден столкнуться с другой ненавистью, которую он ненавидит: профсоюзами.
Крупнейший профсоюз рабочих Германии IG Metall планирует создать 12 000 рабочих на своей фабрике Gigafactory.
В Великобритании региональные лидеры использовали борьбу берлинской гигафабрики как проблему, чтобы заявить о преимуществах, которые, по их мнению, могут предложить их регионы по сравнению с площадкой Берлин-Бранденбург.
В декабре мэр долины Тис Бен Хоучен написал Tesla, чтобы призвать компанию к северо-востоку, и пошутил в Twitter по поводу задержек в Германии.
«Когда дело доходит до строительства завода по производству электромобилей и связанного с ним завода по производству аккумуляторов, нет лучшего места, чем Тисайд, — говорит Хоучен.
«Если кому-то нужны доказательства этого, мы недавно без единого возражения получили разрешение на строительство современного производственного помещения площадью 4,5 миллиона квадратных футов — крупнейшего приложения для планирования на севере Англии — всего за четыре месяца».
Министры правительства Великобритании и местные политики обращаются к боссу Tesla с просьбой построить новый гигантский завод в Великобритании. Фото: REUTERS / Michele Tantussi
Несмотря на положительный шум с северо-востока, Tesla еще не подтвердила местонахождение своего следующего гигафабрики.
До сих пор казалось, что он доволен расширением своих текущих мощностей и повышением их эффективности для увеличения объемов производства, хотя недавно он прекратил скупку новых земель в Шанхае. Gigafactory 5 уже находится в разработке в Техасе.
Хушуа из Jefferies считает, что Европа все еще может быть логическим местом для расширения Tesla после Техаса. «Им необходимо увеличить долю рынка в Европе, а именно там находится большая часть рынка», — говорит он.
Маск недавно дразнил возможность создания в России гигафабрики, но эта перспектива кажется далекой на рынке с всего лишь 10 000 электромобилей по всей стране.
Шмидт считает, что Великобритании будет сложно убедить Tesla выбрать Великобританию, утверждая, что она, возможно, упустила свой шанс. «Великобритания была бы лучше всего подходила для Tesla перед Brexit, — говорит он, — я думаю, что Brexit торпедировал это. Правительство Великобритании предложило бы благоприятные условия, но это было как раз в неподходящее время ».
Хотя Маск негодовал по поводу процесса подачи заявки, он также использовал Twitter, чтобы попытаться сохранить хорошие отношения с немецкими официальными лицами. В ответ Штайнбаху, министру Бранденбурга, он сказал: «Я знаю, что это большой и сложный проект… когда будут выполнены все последние штрихи, я надеюсь, что он будет считаться жемчужиной Бранденбурга».
Но вряд ли миллиардер в ближайшее время забудет свой бюст в Берлине.
Свежие комментарии