По словам одного из самых богатых бизнесменов Шотландии, независимое публичное расследование того, как Никола Стерджен «конфисковал» верфь в Порт-Глазго, могло привести к свержению администрации SNP.
Инженерный магнат-миллиардер Джим МакКолл обвинил шотландских министров в «согласованных усилиях по сокрытию» того, как 118-летняя верфь Ferguson Marine была национализирована почти два года назад.
В прошлом году парламентское расследование, проведенное под руководством консервативного MSP сэра Эдварда Маунтэна, пришло к выводу, что закупка двух паромов на 106 миллионов фунтов стерлингов государственной организацией из Фергюсона была «катастрофической неудачей». Сэр Эдвард и Колин Смит, официальный представитель экономики Шотландии, вчера вечером поддержали требования Макколла о проведении общественного расследования.
Г-н Макколл говорит, что «полная правда» может быть раскрыта только в том случае, если общественное расследование под председательством судьи убедится в обязательных доказательствах, данных под присягой. Он сказал: «Я думаю, что если бы было проведено надлежащее общественное расследование, оно бы свергло их [шотландское правительство]».
По оценкам МакКолла, это здание, которое сейчас строится под контролем государства, обойдется налогоплательщику почти до 300 миллионов фунтов стерлингов.
Он сказал: «Дело не только в сумме. Не то чтобы они просто ошиблись и подняли руки. Я думаю, что были предприняты согласованные усилия, чтобы скрыть то, что на самом деле здесь происходит ».
Джим Макколл обвинил Николу Стерджена в « конфискации '' его верфи в Глазго в 2019 году Фото: Getty
Г-н Макколл утверждает, что боссы Caledonian Maritime Assets Limited (CMAL), входящая в состав Holyrood quango, отказались вести переговоры о повышении затрат на изменение конструкции.
Его претензии были названы «необоснованными» со стороны CMAL, заявившей, что посредник был назначен, но переговоры не состоялись, потому что боссы Фергюсона «не смогли изложить им юридические причины для выплаты, помимо« непредвиденных сложностей »».
Правительство Шотландии заявило, что спор относится к компетенции CMAL и что эти вопросы были изучены в ходе парламентского расследования.
Сэр Эдвард сказал: «Фиаско парома является национальным позором и связано с« катастрофической бесхозяйственностью », как определил комитет RECC.
«Поскольку я был организатором расследования, я убежден, что вся история не раскрылась.
«Я бы поддержал независимое расследование под руководством судьи, которое вряд ли произойдет, поскольку я подозреваю, что будут более неприятные истины, с которыми правительство, возможно, не пожелает сталкиваться».
Г-н Смит сказал: «Спустя шесть лет после присуждения этого контракта ни один министр не взял на себя никакой ответственности за этот катастрофический провал, но счет налогоплательщиков продолжает расти.
Аэрофотоснимок парома CalMac MV Glen Sannox, строящегося на верфи Ferguson Marine в порту Глазго Фото: Alamy
«В отчете Комитета по сельской экономике и подключению четко указано, что вопросы остались без ответа, и содержится призыв к Audit Scotland провести расследование.
«Наши островные сообщества и шотландские налогоплательщики заслуживают большего, и если независимое расследование — это то, что требуется, чтобы разобраться в этом продолжающемся беспорядке, то пусть так и будет».
Между тем острова все еще ждут доставки двух судов. Гэвин Фултон из Arran Ferry Action Group сказал: «Мы во всем зависим от лодок. Наша жизнь и средства к существованию контролируются лодками. Все, что нам нужно, прибывает на этой лодке. Итак, теперь у нас есть лодки, которые очень старые, очень ненадежные и ломаются ».
Интервью: шотландский миллиардер обвиняет Sturgeon в сокрытии верфи
Джим Макколл, бывший экономический советник Никола Стерджена, рассказывает Оливеру Гиллу о захвате власти государством
Джим МакКолл, чья компания Ferguson Marine выиграла контракт на паромы для маршрутов CalMac, находится в ожесточенном ссоре со своим бывшим союзником Никола Стердженом Фото: Крис Ватт
Несмотря на свою предыдущую поддержку независимости Шотландии, Джим МакКолл не боится хвалить старого врага за их футбольные подвиги. «Мне действительно понравилось», — говорит шотландец через два дня после знаменательной победы Англии над Германией. И он признал, что надеется, что Три Льва пройдут весь путь. «Я хочу увидеть, как они побеждают… чтобы засунуть это европейцам».
Выступая из нервного центра своей инженерной и инвестиционной империи в Глазго, Clyde Blower Capital, 69-летний мужчина сжимает банку диетической колы, когда разговор уходит от футбола к политике и бизнесу.
Макколл, который поддержал голосование «да» во время референдума о независимости 2014 года, но позже принял его результат, теперь зажат в ожесточенном ссоре со своим бывшим союзником Никола Стердженом.
В центре спора находится Ferguson Marine, 118-летняя верфь, когда-то принадлежавшая Макколлу, которую лидер Шотландской национальной партии (ШНП) национализировал в 2019 году.
Он последовал за длительным ссором из-за контракта с верфью на поставку двух паромов для использования на маршрутах западного побережья CalMac к 2018 году. Контракт страдает от изменений конструкции, задержек и споров по поводу стоимости.
Ferguson Marine, последняя оставшаяся верфь на нижнем Клайде, была национализирована SNP в 2019 году.
Британцы к югу от границы остались ломать голову над тем, как такой контракт мог обернуться одним из крупнейших политических скандалов Шотландии. Но для многих шотландцев, не в последнюю очередь для критиков Стерджена, кризис является символом гнили, заложенной в экономической политике Холируд.
Для Макколла, у которого Холируд «конфисковал» бизнес, фиаско заставило его превратиться из одного из ближайших экономических советников Стерджена в политического врага, решившего наблюдать за ее падением.
Ferguson Marine — последний оставшийся двор на нижнем Клайде; это пережиток ушедшей эпохи, когда тысячи людей работали на берегу Ферта, отправляя корабли клиентам по всему миру.
Макколл, выкупивший бизнес в 2014 году, вспоминает свои первые впечатления. «Он разваливался. В него не инвестировали столько лет », — объясняет он. «Вы не могли пригласить клиентов на верфь, как это было, и продать им свою способность построить им корабль, потому что это было просто невозможно. Все рушилось ».
Однако вызов не остановил Макколла. Сын мясника, он проучился в школе, пока ему не исполнилось 16 лет, а затем в конце 1960-х пошел учиться в Weir Pumps. После получения инженерной квалификации он получил степень в области бизнеса и бухгалтерского учета, прежде чем был принят на работу в Coopers & Lybrand.
Его решающий шаг произошел в 1992 году, когда он заплатил 1 миллион фунтов стерлингов за 29,9 процента акций инженерной фирмы Clyde Blowers, зарегистрированной на бирже. Компания приступила к активному приобретению, в том числе к покупке Weir Pumps в 2007 году. Сейчас у нее более 100 портфельных компаний, и в ней работает 5000 человек. Макколл владеет десятым по величине состоянием Шотландии, его состояние оценивается в 1 миллиард фунтов стерлингов.
Судьбоносный контракт
Судьба Фергюсона была связана со строительством двух судов, которые обеспечили жизненно важную связь между частями Клайда, Гебридских островов и материковой Шотландией. Заказчиком была компания Caledonian Maritime Assets Limited, известная как CMAL, Holyrood quango.
Стоимость парома, включая непредвиденные расходы, составила 106 миллионов фунтов стерлингов. Однако вопрос о том, была ли это фиксированная цена или нет, остается яблоком раздора. «Это не был стандартный контракт, — говорит Макколл. «Это фиксированная цена, такая же, как и в представленной спецификации.
«В течение первого года или 15 месяцев нам было очень ясно, что количество изменений, которые происходили, было намного больше, чем вы ожидаете в рамках стандартного контракта на строительство нового здания».
Не добившись больших успехов в попытках поговорить с CMAL, Макколл прямо обратился к Sturgeon в 2017 году. «Они сказали:« Продолжайте работать, здесь мы получим какое-то посредничество или решение », — говорит он.
Ухудшение отношений
Макколл утверждает, что Эрик Остергаард, председатель CMAL, в первую очередь возражал против присуждения контракта Фергюсону. В последующие месяцы и годы отношения постепенно ухудшались, как выяснилось позже в ходе парламентского расследования.
Макколл говорит, что была только одна встреча за круглым столом с CMAL. Он утверждает, что не менее 14 раз просил Остергаарда согласиться на назначение независимого эксперта для оценки того, имеет ли Фергюсон право выставлять счет за перерасход средств.
CMAL не согласен. Представитель заявил, что утверждения МакКолла «безосновательны» и что посредник был выбран. Переговоры зашли в тупик только потому, что боссы в Ferguson «не смогли объяснить им юридических причин для выплаты, помимо« непредвиденных сложностей »».
В 2017 году Макколл обратился к Sturgeon с прямым призывом вмешаться в надежде, что подход первого министра заставит CMAL сесть за стол переговоров Фото: AFP
К 2019 году Sturgeon подписал два займа для Фергюсона на общую сумму 45 миллионов фунтов стерлингов. Макколл говорит, что предполагалось, что это были краткосрочные промежуточные ссуды, чтобы поддержать бизнес до тех пор, пока не будет достигнуто урегулирование с CMAL.
«Если бы были ссуды на длительный срок, руководство не взяло бы их, потому что это не имело бы экономического смысла».
Лишь примерно за две недели до того, как правительство взяло под свой контроль Фергюсон в августе 2019 года, боссы подозревали, что на горизонте не за горами сценарий конца света.
«Оглядываясь назад, я думаю, что они были очень милы с тем, как преподносили нам вещи».
'Я думаю, что было прикрытие'
В декабре завершилось парламентское расследование решения правительства передать Фергюсона в руки общественности. Приобретение двух паромов было названо «катастрофическим провалом».
CMAL критиковали за неспособность должным образом контролировать проект. Транспортная Шотландия не смогла вмешаться, и подход шотландского правительства в целом был «краткосрочным, частичным и лишенным стратегического направления». Представитель CMAL сказал, что отчет «критически относится ко всем вовлеченным сторонам». Мы извлекли уроки из отчета ».
Макколл выкупил Ferguson Marine из-под управления в 2014 году, но потерял компанию после заключения злополучного контракта с CMAL Фото: Крис Ватт
Расследование показало, что стоимость переправы для налогоплательщиков увеличилась вдвое и составила 200 миллионов фунтов стерлингов. Макколл считает, что счет может превысить 300 миллионов фунтов стерлингов. Но, по словам Макколла, расследование не зашло достаточно далеко, и теперь он призывает к публичному расследованию.
Представитель правительства сказал: «Парламент Шотландии независимо от правительства Шотландии решил, что Комитет по сельской экономике и подключению (RECC) проведет расследование. RECC завершил детальное изучение этих вопросов, и министры рассмотрели выводы комитета и отреагировали на них ».
Макколл говорит: «Я думаю, что если бы было проведено надлежащее общественное расследование, оно бы обрушило [шотландское правительство]. Дело не только в сумме. Не то чтобы они просто ошиблись и подняли руки. Я думаю, что были приложены согласованные усилия, чтобы скрыть то, что на самом деле здесь происходит ».
Свежие комментарии