«Нееврей, плывущий по течению в еврейском мире»: Рэйчел Броснахан в роли чудесного Мейзела Авторы: Amazon
Должен ли нееврей играть еврея в театре, на телевидении и в кино? На этой неделе этот вопрос задала американо-еврейский комик Сара Сильверман. Она спросила, почему для евреев приемлемо, когда в них играют неевреи, когда для многих других меньшинств это сейчас запрещено?
Сильверман упомянул Кэтрин Хан, которая играет Джоан Риверс в предстоящем сериале «Возвращение девушки», и Фелисити Джонс в роли Рут Бейдер Гинзберг в фильме «На основе секса». Рэйчел Шеннотт в «Малышке Шива», Рэйчел Макадамс в «Неповиновении» и Агнес О'Кейси в Ридли-роуд, драме о битве на Кейбл-стрит. Затем есть Рэйчел Броснахан в «Удивительной миссис Мейзел».
«Существует давняя традиция, когда неевреи играют евреев, и не просто играют людей, которые оказались евреями, но людей, еврейство которых является всем их существом», — сказал Сильверман. «Можно, например, возразить, что язычник, правильно играющий Джоан Риверс, будет делать то, что на самом деле называется« еврейское лицо »».
Сильверман определяет это как «когда нееврей изображает еврея в центре внимания и еврейства». Имеет ли это значение, морально или художественно? Ответ таков: это зависит от дарований и чувствительности актера. То же самое, конечно же, и при написании художественной литературы. Вы освещаете, стираете или пародируете свой объект?
При выборе неевреев как евреев возникают две проблемы и две тенденции: никакого еврея или чрезмерного еврея. Первый — это стирание еврейских черт. Нет ничего еврейского в миссис Майзель Броснахана из Рэйчел, которая кажется всего лишь неевреем, плывущим по течению в «Еврейском мире» (здесь, в Нью-Йорке). Это то, что чувствует зритель? Это и есть цель ее присутствия? Будет ли еврейский актер слишком — ну, еврей — привлекать публику, и если да, то для кого это искусство на самом деле?
Агнес О'Кейси на Ридли-роуд Фото: BBC
Вторая тенденция — чрезмерное внимание к еврейским характеристикам: пародиям и стереотипам. Итак, есть «Трилогия Лемана», в которой Саймон Рассел Бил сыграл Хаима Лемана и упал на «еврейское колебание», или то, что Дэвид Баддиел называет «Небесное существо». Меня так тошнило, что я ушла из театра. Саймону Расселу Билу нечему научить меня еврейству, но это не для меня. Я не могу сказать, чему он должен учить неевреев.
В фильмах очень мало важных ролей евреев, изображенных евреями, хотя есть много блестящих второстепенных; Например, Ли Страсберг в роли Хаймана Рота во второй части «Крестного отца». В «Продюсерах» есть Зеро Мостел в роли Макса Биалистока, а также Джин Уайлдер в роли Лео Блума. «Продюсеры» — это кровавая и подрывная пародия на нацизм и шоу-бизнес, которую, как я полагаю, большинство неевреев сочли бы недоступной для просмотра.
Вы можете упомянуть Вуди Аллена, но он не актер, и его фильмы — не фантастика; Лучшее исполнение во всей его работе — Мартин Ландау в роли Иуды Розенталя в «Преступлениях и проступках». Помимо этого, спектакли существуют не для того, чтобы их можно было судить. Интересно, не хотели ли евреи, будучи так важны для создания Голливуда — их американской мечты в Новом Свете, смотреть внутрь себя или назад? Многие евреи в Золотом веке Голливуда избегали играть евреев — зачем напоминать людям? — и в любом случае роли были тонкими.
Еврейский комикс Джоан Риверс, которую сыграет (нееврейская) актриса Кэтрин Хан в предстоящем сериале Авторы: Джефф Рейнер / Коулман-Рейнер
Вместо этого ожидается, что в «Десяти заповедях» Сесила Б. де Милля мы поверим, что Чарльтон Хестон в роли Моисея — еврей бронзового века. (Нет еврея). Или, позже, что Джон Туртурро — раввин в «Заговоре против Америки» (сверхеврея), или что Аль Пачино, или все люди, — нацистский охотник в «Охотниках» (опять же сверхеврей. Что еще?)
В последнее время в «Макмафии» ожидается, что мы поверим, что Джеймс Нортон в роли Алекса Годмана — подлинное дитя русских евреев, хотя он и не намекает на это. (Опять же, нет еврея.) Это смотрибельный триллер, но в еврейской культуре он не имеет ничего общего, и я снова задаюсь вопросом, было ли это преднамеренным, и еврейство Бодмана не должно иметь большего значения, чем его кухня или его наручные часы, или его костюм.
Иногда это ужасно с художественной точки зрения: посмотрите, как Кеннет Брана играет персонажа Вуди Аллена (сверх-еврея, хотя он был достаточно самосознательным, чтобы передернуться) в «Знаменитости». Лоуренс Оливер играл евреев в «Джазовом певце» и «Мальчики из Бразилии». Затем он сыграл нацистского дантиста в Marathon Man, не изменив своего акцента. Но самый печальный недавний пример — это Манк: фильм о Германе Дж. Манкевиче, написавшем «Гражданин Кейн» в соавторстве с Орсоном Уэллсом, в котором Манка играет Гэри Олдман.
Гэри Ойдман в фильме «Манк» Кредит: Netflix
Не говоря уже о том, что Олдман ясно выразил свои чувства к еврейскому народу, когда защищал пресловутую антисемитскую тираду Мела Гибсона в 2002 году перед офицером полиции. «Мел Гибсон находится в городе, которым управляют евреи, и он сказал неправильную вещь, потому что на самом деле укусил руку, которая, я думаю, кормила его, и ему больше не нужно кормить его, потому что у него достаточно теста», — сказал он. Но он не понимает Германа Манкевича.
Манк был еврейским иммигрантом во втором поколении, чужаком по инстинктам и ситуации, человеком из двух культур, который пытался ориентироваться в обеих культурах, но безуспешно. (Хотя он действительно в своих страданиях помог изобрести кино. Если вы страдаете в своем собственном мире, у вас есть хорошие возможности для создания другого). Я уверен, что актер-нееврей с сочувствием и искренностью мог бы блестяще сыграть Мэнка, но Олдман этого не сделал. Его Манк был местом, где не было внутренних районов. (Фактически, Мэнк был одержим тем, чтобы получить одобрение своего отца. Может ли Олдман не взять книгу, как это сделал бы Мэнк?) Фильм был неудачным. Орсон Уэллс (Том Берк) кажется более правдоподобным евреем, и это абсурдно.
Еще есть «Чудесная миссис Мейзел», история женского еврейского комика — вроде Джоан Риверс, но так непохожего на Джоан Риверс — прославившегося в 1950-х и 1960-х годах. Это приятно, но отчаянно, морально несовершенно: правда в том, что ни одна женщина, столь прекрасная, как Рэйчел Броснахан, или такая счастливая, как миссис Мейзел, никогда не станет комиком, потому что комик идет к микрофону в темноте, чтобы принять себя.
Миссис Майзел и есть та странная и полностью выдуманная вещь: веселая и веселая еврейская комическая женщина. В ней так же мало смысла, как и в Мэнке, хотя Тони Шалхуб, как ее еврейский отец, великолепен. У Шалхуба легкость и беспокойство сосуществуют вместе; у него есть ирония. Род Стайгер тоже был великолепен в «Ростовщиках» и «Избранных»; он, вероятно, является ведущим интерпретатором еврейской трагедии в кино, и он не был евреем. Бен Кингсли также идеально подходил в роли бухгалтера Ицхака Стерна в «Списке Шиндлера».
Я не могу представить, чтобы кто-то продемонстрировал лучшую эффективность в условиях террора, но Кингсли имеет еврейские и индийские корни. Возможно, у Штайгера просто было особое сочувствие. Между тем Шалхуб имеет ливанское происхождение. Я подозреваю, что никому не нужно говорить, что такое посторонний; что такое страх. Ответ на вопрос Сары Сильверман — да. Неевреи могут играть еврейские роли, и они должны это делать, если у них есть порядочность и благодать.
Но это случается нечасто. Помимо Шалхуба, миссис Мейзел — сказка, и я уверен, что это сделано намеренно. Это подводит меня к последней проблеме еврейской репрезентации в театре и кино: ее существенной нереальности. Это еврейская культура как сказка. Сказки теоретические. Они существуют для комфорта.
Европейская еврейская культура почти не существует. Мы знаем это и, возможно, тоже знаем, где пропавшие еврейские актеры и их шедевры. Существует масса работ о Холокосте, который все больше кажется единственной еврейской культурой, в которой евреи всегда приветствуются.
Пусть говорят мертвые, но живые. Давайте иметь еврейский юмор без евреев. Но это не дань уважения и не воспоминание. Это желание знать евреев только на своих условиях: немного хуже, чем евреев. Это лениво, но, как сказал бы Хайман Рот, это бизнес.
Свежие комментарии