Новый продукт Mobil™ на российском рынке – трансмиссионная жидкость для вариаторов. Этот тип автоматических трансмиссий в нашей стране уже перестал быть экзотикой, вариаторы ставят на многие модели, и сейчас около 15 процентов автомобилей в мире оснащаются бесступенчатой трансмиссией. Особенно любят вариаторы в Азии – их применяют практически все японские и многие китайские автопроизводители. Чем же вариатор так привлекателен?
Идеал без ступеней
Коробки передач на автомобилях появились из-за особенностей двигателей внутреннего сгорания: они развивают максимальный крутящий момент на средних оборотах, а максимальную мощность на высоких. А для трогания с места и разгона нужен высокий крутящий момент на самых низких оборотах. Коробка передач за счет изменения передаточных чисел позволяет передать на колеса высокий момент при трогании, и затем переключением передач подбирает необходимое сочетание оборотов двигателя, крутящего момента и мощности.
В обычных коробках передач изменение передаточного отношения обеспечивает включение зубчатых пар с разными диаметрами. Каждая из них называется передачей или ступенью. Но идеальное решение – плавное изменение передаточного отношения. Именно его и обеспечивает вариатор – по-английски он называется Continuously variable transmission (CVT).
Идея плавного бесступенчатого изменения передаточного отношения давно занимала всех, кто связан с техникой. Наброски вариатора были обнаружены в записях Леонардо да Винчи в 1490 году, различные его разновидности запатентовали еще в XIX веке. Первые автомобили с вариатором оригинальной конструкции начала выпускать в 1905 году американская компания Cartercar. Она не была единственным производителем автомобилей с такой трансмиссией. Но в итоге вариаторы проиграли конкуренцию механическим коробкам передач. Вариаторы использовались в сельскохозяйственной технике и на скутерах, но для автомобилей считались слишком слабыми.
Современная эпоха вариаторов началась в 1958 году, когда Хуберт ван Дорн стал выпускать в Нидерландах первый серийный легковой автомобиль с вариатором собственной конструкции DAF-600. Позже легковое подразделение DAF купила шведская Volvo, а производство вариаторов было передано независимой компании Van Doorne’s transmissie (VDT). Она было единственным производителем вариаторов. В 1976 году VDT представила новый тип вариатора, где резиновый ремень был заменен на стальной, с толкающими звеньями. Эта схема используется и в наши дни.
Как это работает
Принцип действия большинства вариаторов основан на использовании конусообразных полушкивов, которые могут сдвигаться и раздвигаться. При этом ремень с клинообразным сечением огибает шкив по большему или меньшему радиусу. Если на шкиве конусы сдвинуты, то ремень огибает его по большому радиусу, а когда раздвинуты, то ремень находится близко к оси.
Вместо ремня с толкающими звеньями можно использовать цепь. Оба решения имеют свои достоинства и недостатки, поэтому успешно сосуществуют друг с другом – например, компания JATCO выпускает вариаторы обоих типов.
Конструкция современных вариаторов включает не только собственно вариатор. Практически все вариаторы сейчас имеют гидротрансформатор, который обеспечивает плавность при трогании с места. Поскольку гидротрансформатор может менять передаточное отношение в небольшом диапазоне, его применение позволяет уменьшить необходимый диапазон изменения передаточных чисел в самом вариаторе. А это помогает сделать вариатор компактнее и легче. Некоторые CVT также с целью снижения диапазона «вариаторной» части дополнены редуктором.
Много разных требований
Сложная конструкция трансмиссии означает, что жидкость в ней выполняет множество различных функций – это и смазка, и охлаждение деталей, передача крутящего момента в гидротрансформаторе, а также управление положением шкивов и включение или выключение различных систем.
Поскольку в вариатор крутящий момент передается за счет трения цепи или ремня о шкив, они работают в очень сложных условиях. Жидкость для вариаторов должна быть особенно устойчивой против окисления и хорошо переносить холод зимой.
Mobil™ CVTF Multi-Vehicle полностью синтетическая жидкость премиум-класса, изготавливаемая из специально подобранных высококачественных синтетических базовых масел с современной системой присадок, и предназначенная для обслуживания бесступенчатых трансмиссий автомобилей европейских и азиатских производителей.
Эта трансмиссионная жидкость удовлетворяет требования большинства производителей автомобилей и вариаторов, и подходит для значительной части эксплуатируемых сейчас вариаторов. Универсальность дает преимущества предприятиям, стремящимся обеспечить обслуживание широкого круга клиентов, и упростить логистику путем сужения ассортимента расходных материалов.
При подборе трансмиссионной жидкости следуйте рекомендациям производителя автомобиля. Mobil™ CVTF Multi-Vehicle не предназначена для ступенчатых трансмиссий, как c двойным сцеплением (DCT), так и гидромеханических.
Свежие комментарии