& # 39; Его место в популярной культуре гарантировано: Майкл Муркок в 2010 г. Фото: Гетти
Подбросьте монетку абсолютному антигерою фэнтези, который вот-вот вернется после долгого отсутствия. Этот персонаж с его волосами-альбиносом, полупрозрачной кожей и сияющими глазами — ну а кто еще? — Элрик из Мелнибонэ, знаменитый «Белый волк» в жанре меча и колдовства.
Шведский разработчик Runatyr объявил Элрика звездой новой видеоигры, которая обещает развить яркую историю, восходящую к 1961 году. Это был год, когда начинающий анархист, иногда рок-музыкант и постоянный скептик Толкиена, Майкл Муркок. опубликовал свой первый рассказ об Элрике «Город грез».
Элрик — настоящий плохой парень в фэнтези. Болезненно бледный, владеющий мечом, Stormbringer, обладающий собственным разумом и полагающийся на наркотики для поддержания своей силы, он является оригинальной рок-звездой жанра.
Он тоже оказался очень влиятельным. Отголоски его присутствуют в персонаже Кровавого ворона в романах Джорджа Р.Р. Мартина «Игра престолов»: «альбинос…. молочно-белая кожа, длинные белые волосы и красные глаза ». Следы Элрика также, очевидно, можно увидеть в «Ведьмаке», который возвращается на Netflix во второй сезон на этой неделе. Как и у Элрика, у охотника за монстрами Геральта из Ривии бесцветные локоны и светящиеся глаза. Геральта даже называют «Белым волком».
Каким бы случайным ни было совпадение, это кажущееся сходство долгое время было источником разногласий. Сам Муркок, как известно, принял участие, когда читатель поднял эту тему на его веб-сайте.
«Ублюдки. Вы пытаетесь создать что-то оригинальное, а группа людей срывает это и зарабатывает миллионы », — писал он в 2008 году.« Я рад, что Толкин никогда не дожил до того, что породил ОН. Я связалась со своим адвокатом, но пока не получила ответа. Это скорее «выдумка», чем ситуация с авторским правом. «
Из этого взрыва ничего не вышло, и Муркок не особо хотел поднимать этот вопрос снова, когда его об этом спросили. «Не было судебного процесса», — писал он в 2014 году. «Эти рассказы тратят время впустую… Для меня эльф — это что-то вроде пикси»
Создатель Ведьмака Анджей Сапковский всегда признавал свой долг Муркоку, указывая при этом, что он был лишь одним из многих авторов, сформировавших Геральта. «Я помню, как впервые прочитал Толкина в шестидесятые годы», — сказал польский автор интервьюеру в 2015 году. «Я был совершенно очарован. Затем Урсула Ле Гуин с Земноморьем, Роджер Желязни с Эмбер, Майкл Муркок с Элриком из Мелнибонэ, Джек Вэнс с Лионнессом, Стивен Р. Дональдсон с Томасом Ковенантом, Мэрион Зиммер Брэдли с Туманами Авалона ».
Геральт — совершенно оригинальное создание, и его сходство с Элриком в лучшем случае поверхностно. Тем не менее, нет никаких сомнений в том, что Элрик является культовым в среде и что он представляет архетип, знакомый даже фанатам, не относящимся к фэнтези: элегантно расточительный аутсайдер, с волосами рок-звезды и безумным взглядом. Дэвид Боуи, который в начале семидесятых оказался в пике кокаина, был бы идеальным кандидатом, чтобы сыграть его на экране.
«Элрик Муркока имеет огромное влияние на современное фэнтези», — говорит Джонатан Торнтон из веб-сайта Fantasy Hive. «Через Элрика Муркок показал, что есть способ приблизиться к фэнтези, отличный от прямого героизма Толкина и более умный, чем рассказы Роберта Э. Ховарда о Конане. Элрик — абсолютный антигерой, предательский обреченный слабак-колдун, заменивший прежде сильных, праведных и добродетельных героев этого жанра.
Вечный чемпион: Элрик из Мелнибонэ из Майкла Муркока
Его книги открыли пространство для морально неоднозначных персонажей и историй современного фэнтези, которые цинично деконструируют героические архетипы, такие как «Игра престолов» Джорджа Р. Р. Мартина. Жестокие, врожденные и бледные Таргариены многим обязаны Элрику и мелнибонийцам, а привлекательность его ужасного и жестокого владения мечом и колдовством отражена в «Ведьмаке» Сапковского ».
Город Грез начинается с того, что Элрик, Император Мелнибонэ, возвращается домой во главе наемного флота, надеясь победить своего кузена Йиркуна в попытке вернуть свою любовь Симорил. Обмениваются резкими словами, вызывают драконов и уничтожают Мелнибонэ. К концу сказки Элрик наладил психологическую связь с клинком Грозовой. «У людей будет причина дрожать и бежать, когда они услышат имена Элрика из Мелнибонэ и Stormbringer, его меча», — говорит Элрик строчкой, которая могла быть взята из нот на конверте раннего LP Led Zeppelin.
«Элрик из Мелнибонэ — интересный и дальновидный персонаж в фэнтези», — написал в электронном письме доктор Аллен Страуд, председатель Британской ассоциации научной фантастики.
«Характеристика и история Элрика Муркоком — это история, которая преуспевает, не преодолевая по-настоящему его недостатки и физические проблемы, что делает его важным прототипом для современных писателей. Изображение не идеально, и все же для своего времени, но это то, из чего мы можем извлечь. Читателям необходимо увидеть что-то свое в современных героях и героинях. Часто в жизни мы живем с нашими повреждениями, нашими болезнями, нашими недостатками. Это часть того, кем мы являемся. Мы добиваемся успеха с этими недостатками, не вопреки им и не устраняя их ».
Майкл Муркок, 1978 г. Фото: Getty
Элрик также является чем-то вроде анти-Бильбо Бэггинса. Если Хоббиты Толкина были, по сути, героическим фэнтези «Мамфорд и сыновья», весело дергавшим свои жилетки на пути в Мордор, то Элрик был психоделическим гитарным соло в (почти) человеческой форме. Его мучили и постоянно беспокоили. И его приключения переносили его во времени и пространстве, когда он сражался не с силами зла, а с хаосом.
Муркоку никогда не нравился Толкин, и он не мог настроиться на то, что он считал фальшивым христианским мировоззрением Властелина Кольца. Предвещая моральную амбивалентность Игры престолов, он отверг идею четкого разделения между героями и злодеями.
Вместо этого вселенная, как он ее видел, была заперта в постоянной борьбе между хаосом и законом — между инстинктом разрушения и желанием навести порядок. И это был конфликт, который стал движущей силой его «Вечного чемпиона» — персонажа, который повторялся в его книгах в различных воплощениях, включая Элрика, а также героических фигур, таких как Корум и Дориан Хокмун.
«Винни-Пух, изображающий из себя эпоса», — так Муркок описал «Властелина колец» в знаменитом и печально известном эссе 1978 года «Эпический Пух». Его проблема с Толкином началась с ретроактивной британскости автора и его классовой одержимости. Муркок, родившийся в Лондоне в 1939 году, противопоставлял «мелкобуржуазных» хоббитов злым «оркам-промышленникам».
«Это сентиментальный британский характер, иллюзия приличия, вся эта чепуха о том, что« ни один британский мальчик не стал бы делать такие вещи », — писал он. «Это был также тон BBC, когда я рос. Я ненавидел это ».
Он также сравнил Саурона и его армию с футбольными хулиганами. «Если Шир — это пригородный сад, то Саурон и его приспешники — это старая буржуазная тупица, мафия: бездумные футбольные болельщики, бросающие пивные бутылки через забор».
Таргариены из« Игры престолов »находились под сильным влиянием Муркока Кредит: HBO
Что бы ни касалось Бильбо и Элрика, Толкин и Муркок были из разных вселенных. Толкин был джентльменом, пришедшим в ужас от стремительного технического прогресса 21 века.
Муркок, достигший совершеннолетия в шестидесятых, был анархистом, который сам себя назвал, написал тексты для «Хоквинда» и однажды был осужден в здании парламента за публикацию откровенно сексуального научно-фантастического романа Нормана Спинрада «Джек Бэррон». С 1964 по 1970 год он также редактировал New Worlds, прогрессивный научно-фантастический журнал, в котором писали об авторах «новой волны», таких как Брайан Олдисс и Дж. Дж. Баллард.
«Муркок ворвался на сцену в шестидесятых с историями, которые — дань уважения Эдгару Райсу Берроузу, но он разрушил этот жанр своим чудесным антигероем Элриком », — говорит Саймон Госден из компании« Фантастическая литература », которая занимается поиском редких и давно не издававшихся книг в жанрах фэнтези, ужасы и научная фантастика.
«Он плодовитый писатель, владеющий многими жанрами. Его место в массовой культуре гарантировано. Я думаю, что его всегда считали чем-то вроде подпольного бунтаря, и его связь с «Новыми мирами» и «Новой волной научной фантастики» подтвердила это в глазах многих читателей ».
Он никогда не был карьеристом, — говорит Госден. Муркок всегда стремился изменить статус-кво, а не стать именем нарицательным.
«Его нарушение закона в связи с публикацией« Ошибки Джека Бэррона »является тому примером. Может быть, поэтому он никогда не «взорвался». Он пишет фантастику высокого качества, но его не интересуют слава, богатство и все, что с ними связано. Как продавец жанровых книг, я считаю, что его коллекционеры и поклонники многочисленны и состоятельны. Несомненно, он гений ».
Он может быть гением. Но Муркок, которому 81 год, все еще жив и живет в Техасе, не всегда получал свои взносы. Примерно до последних 20 лет он считался одним из главных авторов фэнтези. После того, как вы прочитали Толкина, К.С. Льюиса и Мервина Пика, вашим следующим пунктом назначения были книги Муркока и Вечного чемпиона.
Но затем профиль Толкина взлетел благодаря фильмам Питера Джексона «Властелин колец», а фанаты «Игры престолов» и Роберта Джордана «Колесо времени» стали сверхновыми. На этом фоне Муркок немного отстал, до такой степени, что некоторые из его книг о Вечных чемпионах — например, замечательная серия Corum — теперь перестают печататься. Хорошая новость заключается в том, что рассказы Элрика, написанные между 1961 и 2010 годами, все еще доступны, в то время как Saga Press занимается публикацией трехтомного сборника из 11 отдельных романов Элрика
И с новая видеоигра выйдет в 2024 году, возможно, возвращение Элрика набирает обороты. Рассказы захватывают каждую минуту, пульсируют странными образами, эпическими битвами и умопомрачительными пейзажами. Его затмили те, кто строил на том, чего он достиг, это было бы не более чем заслугой Муркока. В мире, который безумно любят ведьмаков и матерей-драконов, Stormbringer заслуживает возможности вернуться к любви поклонников фэнтези.
Свежие комментарии