Ричард Демпси в роли Питера Певенси в сериале BBC «Лев, колдунья и волшебный шкаф» Автор: BBC
Для детей, смотрящих Телевидение в преддверии Рождества 1988 года — те из 10 миллионов человек, которые смотрели BBC One по воскресеньям — экранизация BBC «Лев, колдунья и волшебный шкаф» была особым видом магии. (Давайте не будем забывать, Рождество 88-го было волшебным для всех: «Назад в будущее» впервые по телевизору, лучший выпуск «Только дураки и лошади», а также Клифф на первом месте с «Омелой и вином».)
< p> Для актера-ребенка Ричарда Демпси просто попасть в «Лев, колдунью и платяной шкаф» было все равно, что попасть в мир Нарнии — отправиться из общеобразовательной школы Стивениджа в репетиционные залы Норт-Актона.
«Это было невероятное здание, где BBC все репетировала, — вспоминает сегодня Демпси. «Вы войдете и увидите людей из« Доктора Кто »и« Голубого Питера », а на следующем этаже -« Двух Ронни ». Столовая была бы заполнена всеми, кого вы видели по телевизору. Тогда вы войдете в лифт и будете окружены всеми этими значками ».
Действительно, сейчас кажется, что наступила золотая эра создания программ BBC. Лев, колдунья и платяной шкаф, первая из четырех историй о Нарнии, созданных BBC, была вехой для детской драмы — щедрый спектакль стоимостью более 1 миллиона фунтов стерлингов, в котором соединились аниматронный лев в натуральную величину, анимированные звери, размером с человека. бобры, эффекты синего экрана и горы снега (как настоящие, так и фальшивые).
«Это было действительно важно для нас», — говорит Анна Хоум, бывший руководитель отдела детских программ BBC. «Взрослые драматические факультеты всегда свысока смотрели на детские драмы, считая их ненастоящими. Но я не думаю, что после Нарнии они уже могли так поступить с нами ».
Сериал был спродюсирован Полом Стоуном и адаптирован Аланом Сеймуром, той же командой продюсеров и сценаристов, которая создавала «Коробку наслаждений», которая вышла в эфир несколькими годами ранее — в преддверии Рождества 1984 года.
Коробка наслаждений — столь же новаторская фантазия с тяжелыми костюмами и эффектами — казалось, проложила путь в Нарнию. Но BBC в течение многих лет боролась за истории К.С. Льюиса. «Некоторое время мы пытались получить права на рассказы о Нарнии, — говорит Анна Хоум. «Но это было невозможно. Мы составляли конкуренцию Диснею ».
К.С. Льюис, умерший в 1963 году, ненавидел идею «Нарнии» вживую. В письме к Лэнсу Сивекингу, писателю и продюсеру BBC, он написал: «Но я категорически против … телевизионной версии. Антропоморфные животные, когда они вынимаются из повествования и становятся видимыми, всегда превращаются в шутовство или кошмар. По крайней мере, с фотографией. Мультфильмы (если бы Дисней не сочетал столько пошлости со своей гениальностью!) Wd. другое дело. Человек, пантомима Aslan wd. будь для меня богохульством ».
Однако до версии BBC были и другие адаптации «Льва, ведьмы и платяного шкафа»: телеспектакль из 10 частей на ITV в 1967 году и странная, но получившая награду «Эмми» анимация на канале CBS в 1979 году (сейчас Netflix занимается продюсированием). франшизы Narnia.)
Анна Хоум работала на различных должностях в детских программах BBC, в том числе была исполнительным продюсером Jackanory, но покинула Beeb на несколько лет, чтобы работать с консорциумом ITV. Она вернулась на BBC в середине 1980-х, чтобы курировать детские программы.
К.С. Льюис в Колледже Магдалины, Оксфорд, в 1950 г. Кредит: Гетти
«Я вернулся к чудесному подарку — правам на Нарнию», — говорит Хоум. Сериал «Нарния» положил начало процессу «перестройки» детской драмы. «Но это будет стоить целое состояние», — говорит Хоум. «Это должен был быть большой бюджет на спецэффекты. В те дни мы изо всех сил пытались получить надлежащие бюджеты на драмы. Но когда меня попросили вернуться на BBC, у меня была сильная позиция ».
Хоум двинулся к контролеру BBC One Майклу Грейду:« Я сказал: «У нас есть права, это было долгая и упорная борьба, нужен бюджет. Не могли бы вы что-нибудь с этим сделать? »Он пошел в то, что в то время называлось BBC Enterprises [коммерческое подразделение BBC], и более или менее посоветовал им вложить в это большую сумму денег».
< p>Как и «Коробка наслаждений», «Лев, колдунья и платяной шкаф» были созданы совместно с американской компанией, хотя BBC контролировала производство.
По сюжету, действие которого происходит во время Второй мировой войны, четверо братьев и сестер — Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси Певенси — отправляются в рамках общей эвакуации в загородную усадьбу, где они обнаруживают секретный дверной проем (через в задней части старого мотылькового гардероба в волшебный мир Нарнии. Они находят землю, проклятую Белой Ведьмой, в ледяных тисках вечной зимы (всегда зима, но никогда не Рождество). Затем дети Певенси присоединяются к Аслану — говорящему лев и всесторонний христоподобный царь среди царей — для борьбы с Белой Ведьмой.
Барбара Келлерман в фильме «The Лев, колдунья и волшебный шкаф Предоставлено: Imdb
Для продюсера Пола Стоуна и режиссера Мэрилин Фокс сокращение числа детей-актеров до четырех было само по себе битвой — процессом прослушиваний, семинаров и микширования. сопоставление потенциальных братьев и сестер.
Ричард Демпси был обычным школьником, когда его выбрали на роль старшего брата Питера — ответственного типа парня, которому суждено было стать владеющим мечом Верховным королем Нарнии. Демпси сыграл вместе с Софи Кук, Джонатаном Р. Скоттом и Софи Уилкокс.
Сериал снимался в течение шести месяцев, путешествуя из телецентра BBC в места в Шотландии, Уэльсе и на западе страны. Дети, в основном одетые в короткие брюки и юбки военного времени, были вынуждены носить длинные брюки, чтобы идти по ледяному снегу. Между тем актеры, играющие мистера и миссис Бивер, — Керри Шейл и Лесли Никол в разноцветных костюмах с ластами на ногах — падали, и съемочная группа должна была их поднять.
Ричард Демпси вспоминает, как находился там. трепет перед Барбарой Келлерман, сыгравшей Белую Ведьму с раздражительным, стремительным удовольствием. «Совершенно злое, никаких искупительных качеств», — сказал Келлерман о роли. «Это было замечательно».
Всегда забавно, что младший брат Эдмунд (Джонатан Р. Скотт) — хныкающий гнильщик в ранних эпизодах — объединяет усилия с Белой Ведьмой, продавая своих братьев и сестер и приступая к потенциальному падению Нарнии, просто чтобы заполучить Белую Ведьму. Пожизненный запас рахат-лукума.
С ледяной короной на голове она мчится по Нарнии в запряженных лошадьми санях, превращая множество существ Нарнии в камень, что равносильно нескончаемой истерике. . «Я помню, как был очарован ею», — смеется Демпси. «Она действительно заботилась о нас».
Настоящей звездой — особенно если вам тогда было семь лет — был Аслан, которого озвучил Рональд Пикап. Другие фантастические звери Нарнии, ожившие благодаря анимации или мужчинам в меховых брюках из козьих ног, как и ожидалось, датируются 30 с лишним лет, но Аслан все еще рычит — что-то вроде этого.
Софи Кук и Софи Уилкокс в фильме» Лев, колдунья и волшебный шкаф «Автор: YouTube
«Аслан был просто необычным творением», — говорит Хоум. «Очень впечатляюще для своего времени. Это стоило целое состояние и требовало большого количества людей, чтобы управлять им. Это сильно замедлило съемку ».
Созданный дизайнером костюмов и кукол Вином Бернхэмом, глаза и черты лица Аслана управлялись дистанционно, в то время как два художника движения были втиснуты в тело льва (это могло быть ностальгическим разговором, но дайте мне это через льва компьютерной графики в любой день выставки. Нарнийская неделя). «В первый день появления этого льва мы не могли поверить в это», — говорит Ричард Демпси. «Это было просто волшебно. У нас были маленькие наушники с его голосом, Рональдом Пикапом, говорящим с нами. Это было совершенно реально ».
Имея за плечами и «Коробку наслаждений», и «Нарнию», Пол Стоун был продюсером фантастического детского телевидения, хотя за творческое замысел Хоум кредиты режиссера Мэрилин Фокс, которая умерла вскоре после этого, была. «Мэрилин была фантастическим режиссером, но работать с ней было кошмаром — невероятно нервным и нервным», — говорит Хоум. «Все время ее нужно было успокаивать. Она все время недооценивала себя ».
« Я могла представить себя женщиной-режиссером в то время, чтобы иметь такую ответственность, это, должно быть, было стрессом », — говорит Демпси. «Но с нами она была великолепна».
«Лев, колдунья и волшебный шкаф» в течение шести недель транслировались с 13 ноября по 18 декабря 1988 года. Спустя более 30 лет его все еще безумно смотрят, хотя по современным меркам это выглядит забавно. «Это было невероятно амбициозно для своего времени», — говорит Хоум. «Сейчас это не выглядит так впечатляюще, но тогда это было так».
Брайан Карнелл, менеджер Narniaweb и ведущий подкаста Talking Beasts, смеется, когда изо всех сил пытается заглянуть сквозь костюмы бобра. Он также верит в чувство нарнийской принадлежности Би-би-си. «Некоторые из ранних сцен — Люси входит в Нарнию и открывает для себя ее — имеют действительно приятную атмосферу», — говорит Карнелл. «Это говорит о простоте видения Льюиса».
Сериал кажется наиболее интересным, когда он выходит на более темную, почти недружелюбную к детям территорию. В 1988 году волк Маугрим — глава тайной полиции Белой Ведьмы — был страшным делом. Даже сейчас актеру Мартину Стоуну все еще удается прорычать некоторую угрозу из-под своего мехового комбинезона. «Не имеет значения, что костюм дрянной, — говорит Брайан Карнелл. «Дело не только в бюджете, есть способы заставить вас во что-то поверить. Им удалось осуществить волшебство ».
В одном эпизоде, который становится буквально темным, молодой герой Ричарда Демпси сражается с волком и пронзает его мечом — тяжелая штука для воскресного чаепития. «Я тогда и сам думал, что это страшно!» смеется Демпси.
Но не все были фанатами. В журнале «Точки зрения» Би-би-си зачитываются письма, высмеивающие вес 13-летней Софи Уилкокс и критикующие Демпси. «Кто-то написал и сказал:« Почему Би-би-си не может заставить настоящего ребенка сыграть Питера, а не помпезного карлика-переростка яппи? »- вспоминает Демпси. Критики газет тоже были резкими. Рецензент The Independent назвал их «ужасными маленькими шутниками» и хотел, чтобы один из мальчиков «получил быстрый удар в скобки».
Пол Стоун оградил детей от критики и написал им письмо в поддержку. «Я хотел бы, чтобы вы знали, что мы полностью уверены в ваших способностях, и я знаю, что вы воспримете как похвалу, так и критику с равным хладнокровием», — написал он.
Зрители собрали около 10 миллионов зрителей, а шоу было номинировано на четыре премии Baftas. «Это действительно возродило детскую драму в больших костюмах как нечто, чем BBC гордится и готовится инвестировать», — говорит Хоум. «Это дало нам большой престиж». В следующем году BBC выделила 20 миллионов фунтов стерлингов на детские программы.
«Лев, колдунья и платяной шкаф» также стал мировым хитом. «Я вернулся в свою общеобразовательную школу в Стивенэйдже, — говорит Демпси. «Я не знал, насколько это популярно, пока мы не начали получать письма. Когда его начали показывать по всему миру, мы получили письма из Америки ». Софи Уилкокс, которая играла Люси, получила копии Библии от фанатов. Даже сейчас Демпси получает письма от фанатов. «На прошлой неделе я получил письмо от кого-то из Ирана, в котором говорилось, что им это нравится», — говорит он.
Затем последовали еще три сериала BBC о Нарнии, все режиссер Алекс Кирби: «Принц Каспиан» и «Путешествие рассвета». «Treader», который транслировался последовательно за несколько недель до Рождества 1989 г., и «Серебряное кресло» 1990 г.
Справедливо сказать, что «Лев, колдунья и волшебный шкаф» вспоминают больше всего. Но Брайан Карнелл говорит, что среди приверженцев Нарнии «Серебряное кресло», в котором снялся Том Бейкер, является фаворитом фанатов. «Одно объяснение может быть простым, — говорит он. «В« Серебряном кресле »не так много говорящих животных!»
«Я думаю, что одним из разочарований было то, что им не удалось написать последние книги», — говорит Демпси. Действительно, последние три книги о Нарнии остались нетронутыми BBC: «Лошадь и его мальчик», «Племянник волшебника» и «Последняя битва». «Они определенно планировали это сделать», — говорит Демпси. «Но они были настолько дорогими в изготовлении».
Такое ощущение, что сейчас в детском программировании BBC сильно не хватает продукции. «Детское программирование, как правило, заставляет немного усидеть», — говорит Хоум. «За исключением тех случаев, когда BBC нуждается в этом политически».
Для некоторых кругов фандома Нарнии версии BBC вызывают разногласия — возможно, немного устаревшие и затхлые. Некоторые фанаты больше склоняются к фильму 2005 года «Лев, колдунья и платяной шкаф», снятому Disney. «Я видел это, — говорит Хоум, — но ничего об этом не помню!». Для других адаптация 1980-х годов остается волшебным кусочком детства.
«Люди, обожающие книги о Нарнии, относятся к разным людям», — говорит Карнелл о сериале BBC. «Я думаю, что одним из факторов является ностальгия. Многие фанаты были молоды, когда впервые увидели их.
«Версия BBC возвращает их в более простые времена, когда люди в костюмах животных все еще чувствовали себя настоящими. Люди в костюмах животных и немного тумана… это все, что нужно, чтобы почувствовать себя перемещенным ».
Свежие комментарии