Дистрибьютор из Казахстана Kulan Oil не просто продает продукцию Mobil, но и внедряет во все бизнес-процессы самые современные тренды. О цифровизации рынка Казахстана и как это помогает в работе рассказывают Бишибеков Алибек, Вице-президент компании и Мусина Айгуль, Начальник отдела Маркетинга.
Расскажите подробнее про историю вашей компании.
Компания Kulan Oil была создана в 1997 и в этом же году был подписан контракт на дистрибуцию продукции ESSO, а уже позже компания стала заниматься развитием и популяризацией бренда Mobil на территории Казахстана.
В следующем году Kulan Oil будет 25 лет, у нас 16 филиалов, более 500 сотрудников по всей стране. Компания сама занимается всей дистрибьюцией: имеет свои складские помещения, оборудование, грузчиков, водителей, торговую команду. Все, что делается в компании, делается in house, включая маркетинг.
25 лет — впечатляюще большой срок. Как изменилась компания за это время?
Мы следим за трендами и стараемся адаптироваться под них, оптимизировать бизнес и сделать его более эффективным. Мы используем современные технологии для улучшения и ускорения бизнес-процессов в компании. Стремимся к автоматизации процессов по примеру крупных мировых компаний. Так сказать, кто быстрее двигается, тот и занимает лидирующие места.
И что сейчас в тренде?
Если на рынке все переходят в онлайн, мы тоже стараемся. Более 7 лет мы осуществляем продажи через наш B2B портал, но сейчас этого становится недостаточно. Мы видим, что есть тренд на продажи в 1 клик, и тоже стремимся к упрощению процесса покупки для нашего клиента. Локдаун развил уже растущий тренд на диджитализацию, и мы также не отстаем — активно работаем не только над быстрой покупкой, но и ускоренной доставкой, чтобы клиент мог получить свой товар уже через 1-2 часа. У нас есть разработанные механизмы, которые мы тестируем, планируем развивать, чтобы не зацикливаться только на B2B и больше уделять внимание B2C-сегменту.
Цифровизация касается и других процессов. Например, если раньше наши водители собирали деньги наличными, сейчас они используют QR-коды для оплаты. Мы все меньше получаем наличных платежей и постепенно от них отходим. Кроме этого, разрабатываем приложение для каждого сотрудника, в котором будет отражена вся важная для него информация: зарплата, персональные бонусы, рабочее место и компьютер, даже карьерная лестница, по которой он поднимается в нашей компании. Кажется, это очень необычный способ отслеживать успехи наших работников.
Какие вызовы стоят сегодня перед дистрибьюторским бизнесом?
Много вызовов в маркетинге. Например, если раньше миллениалы, которые не сильно отличались от беби-бумеров, много времени посвящали выбору, изучению, анализу покупки, то у современного поколения-Z другое мышление, которое не способствует тому, чтобы подолгу вдумываться или вчитываться. Маркетингу необходимо перестраиваться, делать яркую, цепляющую рекламу, в которой минимум слов и максимум сообщения доносится через визуал. Кроме этого, важно не только привлечь новых молодых покупателей, но и сохранить имидж продукта для уже лояльных бренду Mobil.
Еще среди сложностей – высокая конкуренция между дистрибьюторами. Клиенты, покупающие у нас товар, и конечные потребители сейчас очень требовательны, им важен высокий сервис, обслуживание и при этом разумные цены.
Дружелюбность и открытость к инновациям часто выделяют как особенность ведения бизнеса в Казахстане. Согласны с этими наблюдениями?
Это действительно так и подтверждается разными исследованиями. Например, по результатам одного из исследований в 2020 году выяснилось, что у нас 89% молодежи считают себя счастливыми, не имея ни личного автомобиля, ни отпусков за границей. Поколение растет очень позитивное и в целом население Казахстана умеет радоваться жизни, ощущает себя довольными. Поэтому, если продукт ассоциируется с чем-то, что приносит удовольствие, он легко продается в нашей стране.
Ну и, конечно, многое завязано на личном общении. У нас принято приглашать клиентов на чай, поддерживать теплые дружеские отношения – в Казахстане это помогает ведению бизнеса.
В любом деле есть непростые периоды и проблемы. Какие были у вас?
Проблемы как у всех — девальвация, из-за которой мы закупаем продукт в долларах, а продаем в тенге, и вынуждены выбирать – теряем мы в продажах, выставляя высокую цену, или в доходе. Еще есть сложность в удержании кадров, ведь именно люди делают бизнес, а в Казахстане есть тенденция к переезду квалифицированных специалистов в другие страны – Россию, Европу, США.
Чтобы в какой-то период не просесть и обеспечить людям стабильность, зарплату и рост в компании, мы заранее планируем увеличение складского запаса в компании. Таким образом обходим проблему дефицита сырья на рынке.
2021 год объявлен в РК годом экологии. Какие новые требования появились к экологичности продукции?
Этот тренд в Казахстане усиливается. Государство поддерживает его и сами компании стремятся не отставать. Большинство документов и процессов можно производить и хранить онлайн, даже удостоверение личности иметь при себе необязательно. Это не только упрощает жизнь граждан, но и напрямую позволяет заботиться об экологии и экономить природные ресурсы. Мы активно поддерживаем эти стремления, например, в нашем офисе организован раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), для печати используются черновики, а также мы задумываемся об утилизации отработанных масел.
Какие промо-активности кампании «с заботой о двигателе, с любовью к природе» вы запустили или планируете? Расскажите про инициативу с промоушном масла ESP.
Это масло технологически предусмотрено для электромобилей, но при этом гибридное — подойдет и для бензиновых двигателей. К сожалению, в Казахстане пока гибридных автомобилей и электрокаров очень мало, и они только в крупных городах — Алматы, Нур-Султан. Но есть госпрограммы по обновлению авто, а правительство вводит сейчас определенные законопроекты, например, во всеми любимые места — национальный парк Медео или Чимбулак раньше можно было на любой машине заезжать, а теперь запускают только электрокары.
Кампания для нас важна тем, что мы рассказываем о Mobil как о бренде, который использует инновации в своем производстве. Даже владельцы авто с бензиновыми двигателями, видя эту рекламу, понимают, что Mobil – это масло, которое постоянно совершенствует свои технологии, оно инновационное, технологичное и его не страшно залить в своей двигатель. Это еще больше повышает их доверие к бренду.
Какими особенностями и достижениями вы особенно гордитесь?
В Казахстане большая конкуренция и популярен эконом-сегмент, где важна цена, а не качество. Однако среди трех ведущих на нашей территории брендов, самыми активными в соцсетях являемся мы. Никто, как мы, не поддерживает автоклубы, не драйвит имя бренда на встречах автолюбителей. В этот осенний период на биллбордах нет ничьей рекламы из категории масла, кроме нашей. Мы участвовали в трех крупных выставках и только на одной из них была еще одна компания, помимо нас. А это самые важные выставки в направлениях ойл, майнинг. Мы сейчас на слуху, нас узнают через блогера – Диаса Валихан (diyas_valikhan) – с которым мы активно работаем. Мы этим гордимся, за всем этим стоят наши усилия.
Кроме того, мы ежегодно участвуем в номинациях от ExxonMobil. Наша компания часто получала награды и занимала первые места.
На чем основана ваша корпоративная культура? Какие традиции сформировались в вашей компании?
У нас постоянно проходят тимбилдинги, разные программы, обучения, новогодние мероприятия. До коронавируса наша компания ежегодно в мае-июне организовывала поощрительные поездки в Турцию и Египет для клиентов и сотрудников, которые показывали высокие результаты. Кроме этого, например, каждый год коллективом мы отмечаем Хэллоуин. Это большое событие, по масштабу сопоставимое с Новым годом. Оно тематическое, в игровой форме, каждый отдел креативит. Есть номинации – «самая креативная тыква», «самый красивый костюм» и «самое красивое оформление отдела», это сплачивает коллектив, все друг другу помогают.
У нас еще есть классная лаунж зона, где можно во время обеда пообщаться. Мы заинтересованы в комфорте нашей команды, поэтому в течение дня сотрудники могут сделать пятнадцатиминутный перерыв в 11:00 и 16:00. Это тоже приятный брейк, который дает возможность перезагрузиться.
Какие планы развития компании?
В B2B-сегменте у нас амбициозные планы: хотим работать с крупными компаниями, которые участвуют в формировании экономики нашей страны, на них мы выходим через выставки. Знакомимся с новыми игроками, делимся информацией с текущими и так далее. В B2C – мы стремимся развивать страницы в соцсетях, которые помогают бороться за внимание конечного потребителя. Kulan Oil уже сотрудничает с некоторыми пабликами, автоклубами, автоблогерами, например, Диас Валихан, работает вместе с нами над продвижением бренда Mobil на территории Казахстана. Также есть автоклубы, которые приглашают нас на свои мероприятия, где мы освещаем как сам бренд, так и их самих, таким образом продвигаем друг друга.
Свежие комментарии