Артистка, поэтесса и певица Диейнаба Сидибе, также известная как Zeinixx, пробилась на вершину хип-хоп-сцены страны, где доминируют мужчины, и хочет, чтобы ее послания надежды вдохновляли молодых женщин
Когда Диейнаба Сидибе открыла для себя граффити, это была любовь с первого взгляда. Ей было 17 лет, и она уже начала экспериментировать с живописью и рисунком.
«Это было по телевизору. Я сидела в своей гостиной и видела, как люди лепят большие стены, и подумала: «Это то, что мне нужно», — говорит сенегальская художница, одна серьга-кольцо трясется, когда она смеется. «Я не люблю мелочи. Я рисовал большие полотна и сказал себе: «Стена — это большая поверхность для самовыражения».
Родители хотели, чтобы она сосредоточилась на учебе, но Сидибе, принявшая имя Zeinixx, разыскала многообещающее граффити-сообщество Сенегала, найдя путь в культурную ассоциацию Africulturban — некоммерческую организацию в пригороде Дакара Пикин, которая продвигает городскую культуру через фестивали и обучение навыкам.
Мой рефрен — сказать молодым людям: «Не позволяйте другим выбирать за вас, чем вы хотели бы заниматься завтра». AKA Afia Grafixx, чтобы наставлять ее.
«У меня уже были базовые навыки рисования, потому что я рисовал Микки Мауса, логотипы McDonald’s и тому подобное, а также рисовал на стенах своей комнаты», — говорит 31-летний Зейникс. «Grafixx показал мне, что такое граффити — как писать, как делать леттеринг — и я начал интересоваться культурой хип-хопа. И вот я здесь, 14 лет спустя».
Zeinixx — первая профессиональная граффити-художница Сенегала и один из основных участников хип-хоп-сцены, где доминируют мужчины. Она также слэм-поэт, певица и предприниматель. В августе она запустила Zeinixx Entertainment, организуя мастер-классы по изобразительному искусству для молодежи.
«Мой рефрен — сказать молодежи: «Не позволяйте другим выбирать за вас, чем вы хотите заниматься завтра», — говорит она из центра «Африкультурбан», где занимается коммуникациями и готовится к своему следующему проекту для девочек. средней школе в Дакаре.
«Для меня важно иметь возможность принимать собственные решения, – говорит она.
Сенегал во многом консервативная страна, но также имеет долгую историю искусства, музыки и поэзии. Традиционно в этой части Западной Африки художественная каста гриотов отвечала за рассказывание историй с помощью музыки, устной речи и танца. Первый президент Сенегала Леопольд Седар Сенгор был поэтом. А в прошлом году сенегальский писатель Мохамед Мбугар Сарр получил престижную Гонкуровскую литературную премию.
«Все это — то общее, что нас объединяет, объединяет всех», — говорит Зейникс, которую коллеги называют «первой леди» граффити. «Это потребность в самовыражении, потребность делиться вещами и делать красивые вещи, будь то аудиовизуальные средства или что-то физическое, например танец, или что-то еще».
Хип-хоп укоренился в Сенегале в 1980-х годах с некоторым американским влиянием. Но он сохранил свой особый вкус.
«Это культура, в которой много достоинств и принципов, таких как мир, любовь и гармония», — говорит Зейникс. «Здесь, в Сенегале, вы найдете [традиционную устную поэзию волоф и пулаар] тассу, кебету и пекан — эти жанры не хип-хоп, но у них есть сходство».
Граффити, один из четырех основных элементов хип-хоп культуры, более популярен в Сенегале, чем в некоторых других странах.
«В США, например, есть специальная бригада, которая выслеживает художников-граффитистов. Мы не такие», — говорит она. «Здесь это страна, где вы рисуете граффити, а полицейский останавливается, чтобы сказать: «Респект, чувак, это мило!» […] Так что, я думаю, мы нашли способ сделать это нашим делом, нашим микрофоном, чтобы передавать сообщения». /p>
Сенегальское граффити, как правило, является социально значимым посланием, – говорит Зейникс.
«Вы обращаетесь напрямую к людям, используя такие сообщения, как: » Прекратите бросать мусор на улицах», или что-то вроде «thiono dou reer» [тяжелая работа всегда окупается]», — говорит она. «На самом деле это сообщения надежды».
Однажды она и ее коллеги-художники граффити наткнулись на полуразрушенную стену, покрытую мусором и мочой, в районе Дакара Колобан. Они очистили его и покрыли надписью: «Будь защитником окружающей среды».
«Стена долгое время оставалась чистой, — говорит она.< /p>
Сообщения Zeinixx часто предназначены для женщин и о них. В прошлом месяце она участвовала в кампании в рамках ежегодной инициативы ООН «16 дней активных действий против гендерного насилия». На ее первом семинаре Graff'All в октябре и ноябре шесть из 14 участников были женщинами.
«Было важно, чтобы они могли видеть меня в комнате очень, очень часто, и было важно, чтобы они могли услышать обо мне», — говорит она. «Мы по-прежнему находимся в очень мужском окружении… и те редкие женщины, которых мы встречаем в этом окружении, в большинстве случаев не заявляют о себе на самом деле».
То, что она делает, огромно, говорит Фату Варка Самбе, известная сенегальская феминистка и журналист. «Нам нужны женщины везде, во всех сферах. И она первопроходец, поэтому я восхищаюсь ею».
Еще один недавний семинар, Taaru Mbedd (красота на улице), объединил 15 молодых художников с наставниками в течение четырех дней дискуссий перед они расписали стены французской культурной организации Institut Français du Sénégal à Dakar. Вдохновленные темой джоко, что на языке волоф означает связь или общение, их работы будут выставлены там до апреля.
Zeinixx попросил художников-стажеров привести свои семьи на открытие выставки. В своем выступлении она указала на свою мать в аудитории и сказала: «Если бы то, что мы делаем, было бы плохим делом, моей мамы здесь не было бы».
Она рассказала им, что, будучи первой женщиной-граффити-художницей в Сенегале, она побывала в Австралии, Бельгии, Франции, Швейцарии и США. «Я представляла Сенегал по всему миру, и именно граффити привели меня туда», — сказала она.
После этого, по ее словам, несколько родителей позвонили ей, чтобы поблагодарить за успокоение. их.
«В последнее время, мероприятия, которые она ведет, семинары — мы видим молодых девушек, интересующихся граффити, потому что она начала реально влиять на девушек», — говорит Бабакар Нианг, Он же Матадор, художник-граффити, танцор, рэпер и один из первых членов хип-хоп сообщества Сенегала, основавший Africulturban.
Сможет ли свобода творчества выжить в Судане? Надпись на стене…Подробнее
«Это здорово, потому что это не мужская сфера: если это в тебе есть, ты должен это сделать. Ее проект должен продолжаться, потому что девушки нуждаются в этих пространствах, чтобы выразить себя, расцвести», — говорит он.
Нианг знакома с Zeinixx с подросткового возраста и говорит, что у нее всегда был талант.
«Вначале нам приходилось настаивать, чтобы она сосредоточилась на учебе, но как только она закончила школу и мы не могли попросить ее не приходить, она стала больше интегрироваться с нами», — говорит он. «В то время в Сенегале граффити было не очень развито, а иметь девушку, которая хотела этим заниматься, было очень важно».
У Zeinixx есть прямое сообщение для молодых женщин.
«Это говорит девочкам, чтобы они сосредоточились на том, что они хотят делать, кем они хотят стать… ставить цели, которых они достигнут», – говорит она. . «Не спрашивайте: «Могу ли я это сделать?» Когда в голове вы говорите: «Я собираюсь это сделать», обычно вы можете».
Подпишите Подготовьтесь к новому взгляду с помощью нашего информационного бюллетеня Global Dispatch — сводки наших главных новостей со всего мира, рекомендованных к прочтению и мыслей нашей команды по ключевым вопросам развития и прав человека, доставляемых на ваш почтовый ящик каждые две недели:
Зарегистрируйтесь в Global Dispatch – пожалуйста, проверьте папку со спамом на предмет подтверждения по электронной почте.
Свежие комментарии