Элизабет Шу и Николас Кейдж в фильме «Покидая Лас-Вегас» Фото: Alamy
Николас Кейдж хотел выпить в фильме «Покидая Лас-Вегас». «Он хотел снять весь фильм пьяным», — говорит сценарист и режиссер Майк Фиггис. Возможно, это был уровень реализма, который не очень хорошо сочетался бы со сдержанной постановкой. «График был плотным, — объясняет Фиггис. «Я сказал ему: «Мне нужно, чтобы ты был полностью собранным…» Но одну сцену он сделал совершенно не в своей тарелке».
Выпущенный в октябре 1995 года фильм «Покидая Лас-Вегас» играет главную роль Кейджа в роли Бена, сценариста-алкоголика, который после того, как буквально сжег то, что осталось от его жизни, отправляется в Лас-Вегас, чтобы напиться до смерти. В Вегасе он знакомится с Серой, которую играет Элизабет Шу, проституткой с чистым сердцем, к тому же травмированной. Они влюбляются — две сломленные, блуждающие души, которые вступают в невероятную, необъяснимую связь среди грязного, непристойного и искусственного сияния Вегаса. Но между ними есть соглашение: Бен приехал в Лас-Вегас умирать; Сера никогда не должна просить его бросить пить.
Фильм снят по одноименному роману американского писателя Джона О’Брайена. Измученный собственным калечащим алкоголизмом, О'Брайен застрелился в апреле 1994 года, всего через несколько недель после продажи прав на экранизацию.
Что касается момента, когда Кейдж «совершенно не в себе», то он происходит во время сцены вокруг стол для игры в блэкджек в казино. Вспыхивает определенная тьма — сторона суицидального пьянства Кейджа, которая до сих пор была разлита по бутылкам.
Испив себя в колодце самодельного отчаяния, Бен переворачивает стол в внезапной, неспровоцированной ярости и кричит о своем сыне, который, как и едва упомянутая жена Бена, давно ушел. (Семейное фото — одна из многих вещей, которые Бен сжигает перед тем, как отправиться в Вегас умирать.)
«Перед сценой он выпил бутылку водки, — говорит Фиггис. «Я был очень зол на него, потому что он не сказал мне. Кто-то получил травму, и он разбил оборудование. Пит-босс был в ярости и собирался вышвырнуть нас, пока публика, состоящая из пропагандистов, не начала аплодировать. Нас чуть не вышвырнули, потому что Ник сошел с ума».
Спустя двадцать семь лет после «Покидая Лас-Вегас» Ник Кейдж наслаждается гораздо менее серьезной репутацией: сознательное преувеличение собственных художественных излишеств, как воплощение каждого боевика класса B, каждой нелепой высокой концепции и каждого проблеска дикости. — глазная мания. Его последний фильм, остросюжетная комедия «Невыносимая тяжесть огромного таланта» — это восхваление именно этого взбалмошного Ника Кейджери.
Иногда забывают, что под этим Кейдж — потрясающий актер с уникальным духом. Он получил премию Оскар за лучшую мужскую роль за роль в фильме «Покидая Лас-Вегас» — одну из четырех номинаций на этот фильм.
Вспышка Кейджа в казино — это всего лишь одна грань представления, которое представляет собой скорее множество личностей: конвульсивный наркоман, страдающий от холодных индеек, пораженный припадками и настолько физически неконтролируемый, что не может написать свое собственное имя; ликующий пьяница, танцующий по проходу с выпивкой в супермаркете, склонный к остроумным, Кейдж-подобным эксцентричностям; и пугающий портрет самоуничтожения.
Но среди них всех Кейдж — это еще и разбитое сердце фильма — уравновешенный, самосознательный, задумчивый, больной. Именно эту часть его характера смягчает Сера Элизабет Шу. «Ты как противоядие, которое смешивается с ликером и держит меня в равновесии», — говорит ей Бен.
Николас Кейдж и Элизабет Шу с Майком Фиггисом на съемках фильма «Покидая Лас-Вегас». Фото: Alamy
Производительность Шу также многогранна. Как признается Сера, она устраивает представление — для своих игроков, для своего сутенера. Только с Беном она полностью сама — одинокая, ранимая, манящая. «Радость от того, что Элизабет Шу станет вашей опорой, нельзя недооценивать, — говорит Майк Фиггис. «Ее выступление такое же хорошее, как у Ника. Она позволяет ему быть сострадательным своей очевидной любовью к нему. В ней нет ничего, кроме сердца».
Фиггис благодарит старого дорогого друга за то, что тот передал ему оригинальный роман Джона О’Брайена. «Дорогие друзья часто дарят тебе книги, и обычно они дерьмовые», — смеется он. В то время Фиггис работал над биполярной драмой «Мистер Джонс» с Ричардом Гиром в главной роли. «Я был в Лос-Анджелесе, вел долгую и утомительную борьбу со студией на этапе постпродакшна и терял волю к жизни, — говорит Фиггис. «Я откликнулся на книгу, потому что это был очень мрачный материал. Это было то, что я должен был делать в «Мистере Джонсе», который был о биполярности и маниакальной депрессии и превратился в голливудский фарс. Уехать из Лас-Вегаса было настоящей сделкой. Это было о проблемном человеке, который не может приспособиться и занимается самолечением до смерти».
Джон О'Брайен умер до того, как Фиггис смог встретиться с ним. «Я очень сблизился с его бывшей женой, сестрой и родителями, — говорит Фиггис. «Он был блестящим и беспокойным — он был болен. Его семья сказала, что книга полностью автобиографична».
«Он не мог напиться до смерти, — сказала его сестра Эрин О’Брайен журналу Esquire в 2015 году. — Реальность была белой горячкой, болезнью и зависимостью, от которой он не мог избавиться сам. Думаю, это был его единственный выход. Насильственное самоубийство было реальностью в конце жизни Джона. Отъезд из Лас-Вегаса был для меня очень стилизованной романтической фантазией».
Эрин сомневалась, что продажа прав на экранизацию и самоубийство О’Брайена связаны. «Я думаю, что он просто чувствовал, что его алкоголизм настолько глубок, настолько всепоглощающ и настолько ужасен, что не было никаких вариантов», — сказала она Esquire. «Я предполагаю, что в последние несколько часов его жизни контракт на этот фильм не был даже второстепенным, третьим в очереди или четвертым в очереди — просто совершенно несущественным. Я не думаю, что это имело какое-либо значение».
Николас Кейдж в фильме «Покидая Лас-Вегас». Фото: Alamy
Для Майка Фиггиса фильм «Покидая Лас-Вегас» был попыткой уйти от голливудской системы: низкий бюджет и съемка на 16 мм — «эквивалент съемки на iPhone сейчас» — с отчетливой энергией небольшой съемочной группы. Это также было несколько незаконно: ему было отказано в разрешении на съемки в самом Лас-Вегасе, Фиггису пришлось тайком снимать все, что он мог, и обходить правила Вегаса.
«Работа кинокомиссии Лас-Вегаса состоит в том, чтобы сделать Лас-Вегас выглядит как теплое место для семейного отдыха», — говорит Фиггис. «Их очень расстроила мысль, что люди там алкоголики или хотят умереть. Я понимаю. Если ты работаешь там в пиаре, я не вижу, чтобы ты делал сальто назад по сценарию».
Актеры также отказались от этой истории. Фиггис мимоходом упомянул проект Ричарду Гиру и Энди Гарсии во время светской беседы. «Они оба убежали за милю от материала», — смеется он. «Это было похоже на: «Удачи с этим, Майк!»
Фиггис знал, что хочет сыграть Элизабет Шу, после встречи с ней в другом фильме. «Я был полностью влюблен в нее как в актрису, — говорит он. Фиггис ранее также встречался с Николасом Кейджем, когда снимал свой фильм 1991 года Liebestraum. В тот раз он не дал Кейджу роль. «То, что он сказал мне впоследствии, очень его разозлило, — говорит Фиггис. «Ник принимает все близко к сердцу».
Кейдж увидел сценарий «Покидая Лас-Вегас» и отправил факс Фиггису. «Это было под именем Spooky Blue, которое было одним из его псевдонимов», — говорит Фиггис. «Он сказал: «Я хочу сделать это, пожалуйста, не отдавайте это никому». Меня не волнуют деньги. Я хочу это сделать». (Позже Ричард Гир намекнул, что ему предложили роль первым. «Ник был опустошен, — говорит Фиггис. — Ник такой. Это просто неправда. Я не предлагал кого угодно».
Это был эклектичный период для Кейджа, от необычных, причудливых ролей («Пегги Сью вышла замуж», «Воспитание Аризоны», «Поцелуй вампира») до получения «Оскара» за «Покидая Лас-Вегас» и боевик-блокбастер: спасение Алькатраса от плавящих кожу ракет в «Скале»; обмен лицами с Джоном Траволтой в Face/Off; и сразиться с самолетом, полным закоренелых кинопреступников в Con Air.
По словам Фиггиса, восхождение Кейджа в список лучших не было случайным. «Раньше ни одна студия не брала его на главную роль, потому что он ел тараканов или у него был забавный голос — он всегда делал причуды Ника Кейджа», — говорит Фиггис. «Его гонорар, я думаю, составлял 100 000 долларов — он был таким же, как и мой, и ни одному из нас не заплатили из-за различных бухгалтерских махинаций — и в течение года он вырос примерно до 20 миллионов долларов».
Элизабет Шу в фильме «Покидая Лас-Вегас». Фото: Alamy
Сниматься в фильме в пьяном виде не было возможности, но Кейдж выпил, чтобы подготовиться к роли. «Он нанял своего друга-алкоголика — прекрасного человека, друга Фрэнсиса Форда Копполы, — которого назвал «тренером по выпивке», — говорит Фиггис. «Ник забронировал номер в отеле Chateau Marmont и очень щедро предоставил его мне в качестве нашей репетиционной комнаты. Мы проводили там все наши репетиции, а по вечерам он выпивал. Пару вечеров я ходил с ним — в стриптиз-клубы, клубы танцев на коленях, питейные заведения. Он действительно много пил в период, предшествовавший съемкам».
«Была пара сцен, в которых я действительно хотел быть забитым», — признался Кейдж в интервью 2015 года. «Тренер по выпивке» Кейджа, актер и поэт Тони Дингман, оставался рядом на съемочной площадке. «Я бы посмотрел на него», — сказал Кейдж. «Он говорил самые пьяные, поэтические вещи». Кейдж позаимствовал необычайно красноречивые всплески Дингмана, наполнив фильм неуравновешенной комической энергией: спотыкаясь, сбиваясь с пути, эффектно падая, разражаясь песней. «Ты пьешь весь день», — жалуется одна измученная женщина, которую сбивает с толку пьяное дыхание Бена. «Но конечно!» — отвечает он, довольный как пунш.
«Я думаю, вам нужно доказать Нику, что вы знаете, что делаете», — говорит Фиггис. «Как только он доверяет вам, он будет продвигать то, что вы просите, очень интересным образом. Я хотел четко заявить, что не собираюсь отрекаться от престола и позволять ему выступить с центральным причудливым выступлением. У него есть склонность мочиться на дерево таким образом. Все актеры хотят этого. Ник — крайний пример. Фильм все-таки получился необычным. У меня было представление о физических крайностях, которые я хотел, — затем он побежал, пополз, конвульсии с этими идеями ».
Спектр характера Кейджа запечатлен в музыкальном эпизоде, когда он сжигает свои вещи и уходит. в Вегас. Песня, кавер Майкла Макдональда на «Lonely Teardrops» Джеки Уилсона, немного безвкусная, в стиле клубного певца, соул белого человека. Но на фоне нервного срыва Кейджа это становится резким приступом меланхолии. В другом месте лидирует собственная джазовая партитура Фиггиса — мрачная и потрепанная.
Несмотря на запрет на официальные съемки в Лас-Вегасе, один местный персонаж сделал съемочной группе предложение, от которого они почти не смогли отказаться. «Явно изворотливый человек, интересующийся, как бы это сказать, организованной преступностью, — говорит Фиггис. Человек, явно очарованный семейной связью Николаса Кейджа с режиссером «Крестного отца» Фрэнсисом Фордом Копполой (Кейдж — племянник Копполы), пригласил разведчика на встречу, предложив доступ к лучшим казино.
«Он сказал: «Ты снимаешь фильм с Ники… да, Фрэнсис, я люблю Коппола, да, без проблем», — вспоминает Фиггис. Однако Кейдж умолял Фиггиса отказаться. «Потому что в следующий раз будет что-то вроде: «Вам нужно снять мою племянницу в фильме», — вспоминает Фиггис. «Итак, мы отказались от этого предложения».
Даже стрельба за пределами казино была проблемой. «Каждый раз, когда мы пытались установить штатив на тротуаре, — говорит Фиггис, — нас останавливала охрана, которая говорила, что тротуар перед казино принадлежит им, поэтому мы не можем снимать там. Я сказал: «Вы владеете дорогой перед тротуаром?» «Нет, технически мы не владеем». «Итак, если моя камера в машине, на дороге… мы можем это сделать?» «Хорошо». …'”
Это напоминает сцену из фильма: Бен за рулем горит горлышком бутылки водки, затем быстро убирает бутылку с глаз долой, когда рядом подъезжает полицейский.
После подлинно грязного опыта в Вегасе: «Мотель был настолько дешевым, что в моей комнате были окровавленные следы на стене!» — говорит Фиггис — съемочная группа отправилась в близлежащий курортный городок Лафлин, чтобы снимать интерьеры казино. «Это похоже на пенсионную версию Вегаса, но они были рады, что мы с нами», — говорит Фиггис.
Уезжать из Лас-Вегаса, в его самых темных уголках, нельзя даже отдаленно комфортно: его секс конфронтационен и жесток; его сладости грубы или непристойны; и его конечная цель неизбежно мрачна. Но он отражает фундаментальную истину о внезапном, таинственном, неловком опыте влюбленности в кого-то. Это чистая история любви, но окруженная тьмой. Это почти нелогично — горе настолько глубоко, настолько эмоционально разрушительно, что его трагедия почему-то прекрасна.
Даже Фиггис был ошеломлен успехом фильма. Дистрибьюторы, такие как Ричард Гир и Энди Гарсия, «пробежали милю», пока фильм не получил поддержку продюсера-ветерана Джона Колли и критика Дэвида Томсона. «Это сразу же сошло с ума — я был совершенно не готов к этому», — говорит Фиггис. «Я отправился в путь в дзен-состоянии сознания — на «Оскар» и дальше. Это было последнее, чего я ожидал. Я просто хотел снять фильм и вырваться из этой системы, просто вернуть свою душу. Затем это происходит … Вы внезапно понимаете, что почти каждый знает алкоголика или неудачника, которого они любили или пытались помочь, или беспомощно наблюдали, как они самоуничтожаются. Я думаю, что это тронуло сердце каждого таким образом. Это не клинически, это эмоционально».
Свежие комментарии