Бриллианты вечны: Клайв Майри с копией короны Генриха VIII. BBC One The Crown Jewels, когда ведущий Клайв Мири называет себя «дитя Империи», и мне внезапно приходит в голову, что Koh-i-Noor вот-вот отменят. А может быть, скипетр государя будет обмазан краской и опрокинут в ров лондонского Тауэра как тотем колониализма?
«Абсолютно нет!» — восклицает Мири со всем рвением национального достояния, даже несмотря на то, что он делает неожиданно испуганное лицо, когда я его так называю. «Мы не собираемся отменять Crown Jewels. Это не просто артефакты, связанные с королевской властью, они являются неотъемлемой частью нашей истории и нашей нации».
Он, конечно, прав, но в этот период национального самоанализа — когда так много музеев добавляют «контекст» к предметам, связанным с Империей или рабством, — невозможно игнорировать историю королевских драгоценностей. И, откровенно говоря, вызывающий много споров Кох-и-Нур, один из самых крупных бриллиантов в мире, вставленный в корону королевы-матери, имеет происхождение, которое должно быть тревожным сигналом; он был захвачен британцами в качестве военной добычи у императора-ребенка в середине 19 века.
«По сути, он был взят из рук 10-летнего ребенка в Индии, — говорит Мири. «Суть в том, что индийцы хотят его вернуть, афганцы говорят, что он принадлежит им, и Пакистан тоже. Он сложный, и это должно отражаться в контексте, в котором он отображается в лондонском Тауэре».
По правде говоря, это не так. Или, по крайней мере, еще нет. Несколько беглых замечаний в Доме драгоценностей в Тауэре относятся к Ост-Индской компании, «требующей» «сдачи» Кох-и-Нура после англо-сикхских войн в Пенджабе в 1849 году, но они ничего не делают для того, чтобы передать огромную международную Споры вокруг бриллианта. «Возвращение» камня остается официальной целью внешней политики Индии.
Корона королевы Елизаветы Королева-мать с Кох-и-Нур на переднем кресте. Фото: Alamy
Возможно, просьба Мири побудит Башню обновить свой дисплей. Ведь никто не мог назвать его программу «хитовой работой». На самом деле, благодаря беспрецедентному доступу и последним макросъемкам, пленка представляет собой самые захватывающие кадры из когда-либо снятых с ослепительными жемчужинами коллекции.
«Когда меня попросили сделать это, режиссер сказал: «Какими бы ни были ваши предубеждения о драгоценностях короны, вам нужно забыть о них». Мне пришлось сказать ему: «На самом деле у меня их нет. Я даже никогда их не видел. У меня не было причин идти и смотреть на них», — весело признается Мири.
«Это было путешествие для меня, и оно мне очень понравилось. Начнем с того, что коллекция [которая включает более 23 000 бриллиантов, сапфиров и рубинов и в общей сложности 13 корон] просто невероятно красива, а мастерство искусно. Сами по себе они захватывают дух, а если добавить к этому историю о том, как они появились, то получается действительно захватывающее погружение в историю».
57-летний Мири, «свежий» после очередного изнурительного репортажа о войне в Украине, говорит мне через Zoom, что страдает от хронического дефицита сна. Но его энтузиазм не угасает, его мозг гудит так быстро, что так отчетливо, что у меня звон в ушах, а его острый слух побуждает его поднять меня, когда я размышляю о том, испытал ли он стыд или гордость при первом взгляде на драгоценности. «Это наше политическое и культурное наследие, — возражает он. «Я не уверен, что вы можете свести это к чувству стыда или гордости; Драгоценности короны — часть того, что делает нас британцами в такой же степени, как Черчилль или Бобби Мур.
«Королевская семья является связующим звеном в нашем обществе, которое сохраняет единство этого королевства, и после этих последних ужасных лет, когда страна была буквально раздроблена на домохозяйства, живущие дома [из-за] Ковида, нас объединили две вещи; BBC и королевская семья.
«Когда королева выступила с этой волнующей речью и заверила нас: «Мы встретимся снова», это было наэлектризовано. Если вы считаете, что королевская семья имеет смысл, то и драгоценности короны тоже имеют смысл».
Когда я приподнимаю бровь в ответ на непристойные похвалы Майри в адрес его казначеев на Би-би-си, он широко улыбается и пожимает плечами. Но по правде говоря, как бы вы ни считали, что Би-би-си нужно финансировать в будущем, нельзя отрицать, что это столп британской жизни. Как и в наши дни Мири. Если он не представляет «Панораму» или не руководит Mastermind, он читает новости или сообщает новости. «Я не автомилашка, я репортер», — парирует он, когда я задаюсь вопросом, не хочет ли он занять пост главного ведущего News at Ten.
«Мне нравится узнавать что-то новое, а этого не происходит, когда вы сидите за столом и слушаете истории через наушник», — говорит он. «Я надеюсь, что репортажи о событиях означают, что зрители оценят мое разумное понимание того, о чем я говорю». /> Мири у Белой башни на территории Лондонского Тауэра. Фото: BBC
Мири также был частью команды комментаторов на государственных похоронах герцога Эдинбургского, когда он поделился историей о своей матери Линн. Она и его отец были частью поколения Windrush 1960-х годов. Линн работала учителем, и когда королева и принц Филипп посетили остров в 1953 году, именно она вывела свою школу, чтобы поприветствовать королевскую чету.
«Это был замечательный случай, по всем отзывам», — говорит Мири. «Они были символами родины, и их почитали. Они все еще в какой-то степени соответствуют ее поколению, но популярность королевской семьи и то, что она значит для Содружества и Ямайки, сейчас сильно отличается от тех дней».
Именно так. Недавняя поездка герцога и герцогини Кембриджских стала чем-то вроде постколониальной пиар-катастрофы после того, как оптика показала принца Уильяма, едущего на крыше Land Rover в своей военной тропической форме, и пару, пожимающую руки местным жителям через проволочный забор. Они также пострадали от позора, слушая выступление премьер-министра Ямайки перед камерами, когда он фактически объявил о своем намерении отказаться от королевы как главы государства.
Но таковы исключительные трудности современных королевских особ в турне; здесь, в Британии, мы уделяем особое внимание празднованию в этом году 70-летия правления Ее Величества. С этой целью Мири — отличный выбор для участия в The Crown Jewels. В этом путешествии он будет расслабленным и приветливым спутником; любопытный, ненавязчивый, искренне удивленный перипетиями судьбы, которые он обнаруживает. Я тоже был удивлен, но опять же, я должен признаться, что совершенно забыл о Драгоценностях Короны, которые мы видим сегодня в Тауэре, они не так стары, как кажутся.
Оригиналы были переплавлены по приказу Оливера Кромвеля после того, как Гражданская война в Англии закончилась казнью Карла I в 1649 году; он понимал их силу и опасность, которую эти сокровища представляли как центр для сплочения монархических повстанцев. Ведь именно это качество побудило их скрупулезно перестроить после Реставрации.
«Вы должны помнить, что эти драгоценности короны были собраны Карлом II, а не Генрихом VIII; они были созданы, когда Британия развивалась как военно-морская и колониальная империя, и драгоценные камни и золото являются продуктом этого — вот почему контекст так важен», — говорит Мири.
«Нам нужно понять, где откуда они пришли, что они значили тогда и что они значат сейчас. Руководящим принципом всегда должно быть: «Чем больше информации, тем лучше».
Майри представляет новость. Фото: BBC < р>Ради хорошего, чистого развлечения я буду избегать каких-либо серьезных спойлеров для тех читателей, которые не разбираются в короне, которая проклинает любого мужчину, который к ней прикоснется (только женскому персоналу разрешено чистить ее), или в решающей роли морских водорослей в спасение шотландской короны для нации.
Однако я могу сообщить, что Мири «попробовала» в мастерской по изготовлению распятия. Но с другой стороны, практический сегмент практически обязателен для всех докладчиков во всем мире. Учитывая, что программа запланирована на пятницу, 3 июня, она очень актуальна как прелюдия к семейным юбилейным празднованиям на выходных.
Есть даже интервью с самой Ее Величеством Королевой, хотя и извлеченное из архивов, вычищенное и тщательно обработанное для ее наблюдений за алмазами Куллинан (девять камней, вырезанных из массивного алмаза весом 3106 карат, обнаруженного в Южной Африке в 1905 году). Она также указывает на свой любимый камень: волнующее название «Рубин Черного принца», датируемое 14 веком, которое Генрих V носил в битве при Азенкуре и чудом избежал указа Кромвеля. Он был добыт в регионе, граничащем с современным Афганистаном и Таджикистаном, хотя, похоже, никто не хочет его обратно. Что касается сильно оспариваемого Кох-и-Нура, этот аргумент не собирается ослабевать.
«Должны ли мы оставить его? Кто знает?» — риторически спрашивает Мири. «Репатриация бенинских изделий из бронзы Смитсоновским институтом [объявленная ранее в этом году] обречена на провал, потому что они явно прибыли из Бенина. Нет никакой двусмысленности, нет разногласий».
Но история, если она рассказана правдиво, всегда будет вызывать споры и споры. Уникальные объекты, которые рассказывают эти истории, остаются наполненными эмоциями. Возьмите самое последнее открытие парламента, когда принц Чарльз произнес речь королевы. Сразу стало ясно, что он заменяет свою мать, а не заменяет ее. Как мы это узнали? Потому что обычное положение Ее Величества занимала Императорская Государственная Корона. Сверкающий символ монарха, эмблема нации.
The Crown Jewels — на BBC One 3 июня в 19:30
Свежие комментарии